Налоговые проверки

Новый русский ревизор

В мероприятиях, связанным с проверкой экономической деятельности компании, могут быть задействованы различные подразделения органов внутренних дел. Это могут быть не только Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), но Управление по борьбе с налоговыми преступлениями. Серьезнейшими вопросами занимается Департамент экономической безопасности (ДЭБ МВД).

Кто нас проверяет

В мероприятиях, связанным с проверкой экономической деятельности компании, могут быть задействованы различные подразделения органов внутренних дел. Это могут быть не только Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), но Управление по борьбе с налоговыми преступлениями. Серьезнейшими вопросами занимается Департамент экономической безопасности (ДЭБ МВД).

Сфера деятельности УБЭП – это, прежде всего, борьба с хищением, незаконным предпринимательством и фальшивомонетничеством. УНП занимается выявлением и раскрытием налоговых преступлений. ДЭБ непосредственно подчиняется МВД, поэтому вступает в дело при неспособности аппарата справиться с собственными задачами, в остальном ДЭБ - это центр всей правоохранительной деятельности в области экономики в РФ.

Прийти в офис компании сотрудники правоохранительных органов могут только на основании постановления своего руководителя (руководителя УБЭП или УНП, например). Проверки подводятся под нормы ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с этим актом в целях выявления и пресечения преступлений лица, наделенные на то полномочиями, могут проводить определенные мероприятия, в число которых входят исследование предметов и документов, обследование помещений и опрос. То, что используется против борьбы с обычными преступниками, милиция, как правило, эксплуатирует и в отношении бизнеса. Только если следы ограбления или убийства обследуют по объективному поводу, предприятие можно проверить просто так, «по щучьему велению».

Какие нужны основания?

То, какие действия должны осуществляться милиционерами в рамках проверки на предприятии, указывается в постановлении о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Что искать и в каких помещениях - все это должно быть описано в документе. Однако закон не указывает на необходимость детального освещения предмета поиска, и это позволяет оперативникам довольно пространно объяснять свои потребности. Что захотят, то и заберут, и это будет на вполне законных основаниях.

Проверки проводятся упомянутыми органами только в пределах своей компетенции. Однако закон позволяет любому из этих подразделений органов внутренних дел вмешаться в деятельность любой компании. Так случилось в Москве в отношении организации, оказывающей бухгалтерские услуги бизнесу, ООО «Бизнес-Эвентус». Офис компании посетили сотрудники ОНП по Московской области. Поводом к проверке послужила информация о совершенном руководителем этой фирмы мошенничестве, а впоследствии и уклонении от уплаты налогов. Стоит лишний раз упоминать о том, что статьи 159 (мошенничество) и 199 УК РФ (уклонение) при желании можно «притянуть» к любому предпринимателю или директору. Но в данном случае этот факт важен потому, что это дает милиции возможность прийти на любое предприятие и без достаточных к тому оснований: возмещение НДС и непогашенная кредиторская задолженность перед поставщиками балансируют между преступлением и банальной ситуацией в бизнесе.

Какие есть полномочия?

Ранее в законе «О милиции» существовала норма, на основании которой сотрудники правоохранительных органов имели право изъять документы любой компании, в которой проводится проверка по мотивированному письменному постановлению начальника оперативного подразделения. В 2008 году эта норма утратила силу. Казалось бы, самостоятельным проверкам милиции должен быть положен конец, да вот только в законе осталась лазейка.

Внося изменения в закон «О милиции», законодатель не затронул ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». А ведь в этом акте четко установлено (ст. 6 и 15), что сотрудники правоохранительных органов вправе изымать документы и обследовать помещения. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Кодекс не имеет четкого представления о протоколе изъятия, зато устанавливает требования к протоколу об обыске или выемке. В соответствии с положениями об обыске и выемке должностное лицо обязано объяснить при понятых, что ищет, попросить добровольно сдать искомые предметы. Сам протокол должен четко отражать информацию о том, где, при каких обстоятельствах и какие документы были изъяты. Все изымаемые предметы, документы должны быть перечислены с точным указанием их количества и  индивидуальных признаков. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск - то есть руководителю предприятия как законному представителю юридического лица. А вот в отношении проверки ООО «Бизнес-Эвентус» такие нормы еще не действовали, что позволяло оперативникам злоупотребить собственными правами. Теперь милиция обязана руководствоваться требованиями УПК РФ (или КоАП, которые по своей сути аналогичны требованиям УПК РФ), которые более детально и открыто регулируют процесс изъятия документации. То есть требовать с милиции можно больше.

Стоит также помнить следующее. Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

Также следует не допускать при обыске участия понятых, призванных оперативниками. Если действия милиции будут удостоверяться своими, проверенными понятыми, то у проверяющих будет меньше возможностей для фальсификации или искажения итогов обыска.

На чем злоупотребляют?

Своими полномочиями на проверках, которые являются довольно широкими, милиционеры нередко злоупотребляют. Вот наиболее типичные злоупотребления:

1. Как уже упоминалось, изъять оперуполномоченные при посещении офиса могут абсолютно любые документы, которые и не относятся к предмету поиска. Предмет поиска указывается в постановлении о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Пример: «изъятие документов, имеющих отношение к деятельности ООО «Маяк». Мало того, что под это определение может попасть довольно широкий перечень документов, так милиционерам прямо не запрещается изымать то, о чем не было заявлено в этом постановлении. Также предмет поиска может быть обозначен просто «документами», без указания каких-либо признаков. И в таком случае может быть изъята абсолютно вся бухгалтерия, без которой ни одна компания долго не протянет. Это и произошло на территории ООО «Бизнес-Эвентус» - постановление о проведении ОРМ позволило милиционерам изъять все документы, в том числе и клиентов этой компании.

2. В настоящее время прослеживается тенденция к тому, что с проверкой могут прийти только те оперативники, которые служат в соответствующем территориальном подразделении, закрепленном за юридическим адресом компании. Но пока это отражено в законопроекте «О полиции». Сейчас же УНП действует на основании закона «О милиции», который не запрещает посетить офис милиционерами из других регионов. Можно даже из Камчатки полететь на обыски в Калининград - чисто теоретически это возможно, если есть необходимость. А вот при упомянутой проверке в офисе ООО «Бизнес-Эвентус» работали оперативники из УНП при УВД по Московской области. Почему начальники из области не попросили проверить своих московских коллег, непонятно. Прокурор против такого нерационального акта не возражал. Поэтому можно не удивляться, если в московский офис любой компании могут прийти и с «центровой» Люсиновки, и из г. Видное.

3. Как устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом, у правоохранительных органов есть трое суток для проведения проверки. Автоматически каждая проверка постановлением начальника оперативного подразделения продлевается до 10 суток. Именно по истечению этого срока милиционеры должны вынести свое суждение о том, возбуждают они уголовное дело или нет. Соответственно, при отказе в возбуждении уголовного документы компании должны вернуть.

Но у милиции есть способ продлить сроки проверки на месяц, два, десять и так далее. Дело в том, что отказные материалы идут на утверждение прокурору. Прокурор в свою очередь может обнаружить ошибки и недочеты в документах оперативников и дать указания провести дополнительную проверку. Далее указания прокурора исполняются милицией, материалы направляются обратно в прокуратуру, прокурор находит новые нарушения, и продления сроков проверки могут проводиться неограниченное количество раз.

Таким образом, если прокурор не против, документы компании могут не возвращать еще очень долго. А чем больше уголовных дел будет возбуждено по указанию прокуратуры, тем лучше оценивается ее работа. Результат такого взаимодействия может быть легко предсказуем. Особенно если милиционеры за возврат документов вымогают взятку, а прокурор может с ее суммы иметь свою долю.

В отношении ООО «Бизнес-Эвентус» проверка документов с их изъятием длится уже полтора года. Действия сотрудников милиции признаны прокурором соответствующими закону, поскольку документы были изъяты принудительно с составлением протокола.

Но встречаются и такие случаи, когда предпринимателям удается отстоять право получить свои документы обратно. Так, в Ульяновской области ряд компаний обратились в арбитражный суд с требованием обязать УНП при УВД по Ульяновской области изъятые документы. Судьи вынесли суждение о том, что само удержание изъятых документов было незаконно, потому как надлежаще оформленных протоколов об этом не было.

Тем не менее, пока длится рассмотрение жалоб у прокурора или в суде, организация может невольно допустить просрочку по налоговой отчетности. Но в случае документального подтверждения факта изъятия милицией документов (что можно сделать, если соответствующий протокол об изъятии или решение суда) любые доначисления со стороны налогового органа являются неправомерными. Такую позицию изложил Высший Арбитражный Суд РФ в определении №ВАС 9395/10 от 28.07.2010 года.

Начать дискуссию