Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
В соответствии с универсальным чартером в случае недостачи груза (50 нетто метрических тонн мороженой рыбы) фрахтователь имеет право выставить судовладельцу претензию на покрытие ущерба из расчета цены за 1 тонну – FOB промысловое судно. При выгрузке в порту фрахтователем обнаружена недостача 60 мест палтуса мороженого. Груз утрачен по вине судовладельца. Вправе ли фрахтователь, обращаясь к судовладельцу с взысканием причиненных утратой груза, определить стоимость утраченного груза исходя из стоимости рыбы в порту?
Исходя из международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" "Free on Board"/"Свободно на борту" означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не намерены осуществлять передачу товара через поручни судна, следует использовать термин FCA.
Как указано в статье 116 КТМ РФ, правила, установленные главой 8 КТМ РФ «Договор морской перевозки груза», применяются, если соглашением сторон не установлено иное. В случаях, прямо указанных в главе 8 КТМ РФ, соглашение сторон, не соответствующее правилам, установленным главой 8 КТМ РФ, ничтожно.
Согласно пункту 1 статьи 169 КТМ РФ перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах:
1) за утрату груза - в размере стоимости утраченного груза;
2) за повреждение груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;
3) в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза. За перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза.
Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если фрахт не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.
Пунктом 2 статьи 169 КТМ РФ общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза.
Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены, исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества.
Из суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и другие), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.
На основании статьи 116 КТМ РФ, правило об ответственности перевозчика (169 КТМ РФ) не носит императивный характер.
В рассмотренной ситуации стороны установили иной, по сравнению с указанным в КТМ РФ, размер ответственности (цена рыбы на условиях FOB промысловое судно).
Исходя из положений КТМ РФ, определение фрахтователем при обращении с требованием о взыскании с судовладельца убытков, причиненных утратой груза, стоимости утраченного груза исходя из стоимости рыбы в порту является неправомерным определение стоимости утраченного груза.
Таким образом, фрахтователь не вправе в указанной ситуации определить стоимость утраченного груза исходя из стоимости рыбы в порту.
Начать дискуссию