В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам организации в банке может быть принято в случае непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган в течение 10 дней после окончания установленного срока представления такой декларации. Причем приостановление операций по счету в данной ситуации означает прекращение банком всех расходных операций по этому счету (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Однако из содержания п. 3 неясно, в какой срок должно быть принято указанное решение.
Минфин считает, что Налоговым кодексом не установлен конкретный срок для принятия руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика при непредставлении им налоговой декларации (Письмо от 05.05.2009 № 03 02 07/1-227). Столичные налоговики подчеркивают, что 10-дневный срок, о котором говорится в п. 3 ст. 76 НК РФ, – это срок, ранее которого налоговая инспекция не может принять данное решение (Письмо от 24.12.2008 № 09-14/120416).
Хотя в судебной практике есть пример иной позиции судей: 10-дневный срок – это срок, в течение которого после окончания установленного срока подачи декларации налоговый орган обязан вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках (Постановление ФАС МО от 20.02.2009 № КА-А41/433-09).
Есть и другое решение, в котором ФАС ЦО отмечает, что налоговый орган должен обосновать срок принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае непредставления им декларации (Постановление от 26.03.2009 № А64-4885/08-19). Поскольку в рассматриваемом деле инспекция не доказала необходимость вынесения такого решения спустя полгода после окончания срока, установленного для представления декларации, ФАС ЦО отменил решение инспекции.
В Письме от 09.02.2011 ФНС настаивает на том, что пресекательный срок , по истечении которого налоговая инспекция не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, Налоговым кодексом не установлен.
Поводом для подобного высказывания ФНС послужили следующие обстоятельства.
С 01.01.2010 организации, не имеющие на балансе имущества, признаваемого объектом налогообложения, не являются плательщиками налога на имущество организаций. Соответствующие изменения в ст. 373 НК РФ были внесены Федеральным законом от 30.10.2009 № 242-ФЗ. Поэтому у таких организаций отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций и расчетов по авансовым платежам по данному налогу. До 2010 года подобная обязанность была предусмотрена для всех налогоплательщиков независимо от наличия объектов налогообложения.
Следует отметить, что организации, имущество которых до 2010 года не облагалось налогом на основании льготы или по причине того, что имущество полностью самортизировано, также являлись налогоплательщиками, поскольку фактически у них имелись объекты налогообложения (Письмо ФНС России от 08.02.2010 № 3 3 05/128). Следовательно, обязанность подавать налоговую декларацию, в том числе «нулевую», у них сохранялась.
Хотя ФАС ЗСО высказал иное мнение в отношении «нулевой» декларации. Формальное отсутствие такой декларации при отсутствии обязанности уплачивать налог не может быть поводом для приостановки операций по расчетному счету. Санкция, предусмотренная п. 3 ст. 76 НК РФ, применяется в целях обеспечения исполнения имеющейся налоговой обязанности (Постановление от 01.09.2009 № Ф04-5179/2009(13463-А75-27)). Поскольку налоговики не доказали наличие у налогоплательщика налоговой обязанности, для выполнения которой были необходимы обеспечительные меры, решение о приостановке операций по счету из-за непредставления «нулевой» декларации судьи признали незаконным.
Обратите внимание
Приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно только в том случае, если он не выполнил (отказался выполнить) возложенную на него обязанность по представлению налоговой декларации. По смыслу ст. 80 НК РФ факт получения налоговой инспекцией декларации означает ее представление. Суд отклонил доводы налогового органа о том, что при подписании отчетности неуполномоченным (неустановленным) лицом она не может являться достоверной и считаться представленной (Постановление ФАС ЗСО от 14.09.2010 № А45-4686/2010).
В комментируемом письме налоговики предупреждают, что расплата за не поданную много лет назад декларацию может настичь налогоплательщика в любой момент. Поскольку в случае выявления в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией декларации по налогу на имущество, которую она была обязана подать в предыдущих налоговых периодах, по мнению ФНС, может быть вынесено решение о приостановлении операций по расчетному счету.
Безусловно, приостановление операций по счету из-за не представленных вовремя деклараций по налогу на имущество создаст для налогоплательщиков определенные трудности, которые, впрочем, можно преодолеть в течение двух-трех дней, так как подобное решение налогового органа отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления декларации (абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ), и отказать в приеме налоговой отчетности могут, только если она представлена не по установленной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Трудности в данной ситуации, пожалуй, возникнут у самих налоговиков, поскольку в данном случае именно они отвечают «рублем» за свои действия (или бездействие). Посудите сами.
С 1 января 2010 года нарушение налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счету или срока передачи этого решения в банк приводит к возникновению у налогового органа обязанности по уплате процентов за несвоевременную разблокировку счета (п. 9.2 ст. 76 НК РФ) . Например, в случае отправления налоговой декларации по почте налоговый орган неизбежно нарушит установленный срок, поскольку дата оправки письма признается датой представления декларации. Проценты начисляются на сумму заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока.
Кроме того, с 1 января 2011 года проценты (рассчитанные по аналогичной схеме) начисляются и за неправомерное вынесение налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации (абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
В заключение хотелось бы отметить следующее. В Налоговом кодексе не указано, можно ли приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае непредставления им расчетов по авансовым платежам. В Письме от 12.07.2007 № 03 02 07/1-324 Минфин настаивает на том, что только из-за непредставления налоговой декларации могут быть приостановлены операции по расчетному счету. Есть примеры судебных решений, в которых судьи высказывают аналогичное мнение (см. постановления ФАС ПО от 23.06.2009 № А72-8276/2008 , ФАС МО от 25.07.2008 № КА-А40/6867-08).
Начать дискуссию