Право

Актуальные вопросы проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере

В этом номере обобщены вопросы читателей о нарушениях, приводящих к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, а так¬же о порядке контроля за использованием межбюджетных трансфертов.

В этом номере обобщены вопросы читателей о нарушениях, приводящих к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, а так­же о порядке контроля за использованием межбюджетных трансфертов. Кро­ме того, разъясняются положения нормативных правовых актов, касающиеся необходимости проведения обязательного аудита учреждений, порядка вне­сения изменений в сводную бюджетную роспись, определения полномочий по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета. Ответы подготовил начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Станислав Бычков.

Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств

Можно ли отнести к нецелевому использованию бюджетных средств осуществле­ние стимулирующих доплат медицинскому персоналу за декабрь 2008 г. за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г.?

В соответствии с п. 4 Правил предоставления субсидий из феде­рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельд­шерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования — учреждений и подразде­лений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федера­ции и Методикой распределения субсидий, утвержденными поста­новлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1088, субсидии предо­ставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соот­ветствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установ­ленном порядке Минздравсоцразвития России.

Кроме того, согласно п. 3 вышеуказанных Правил данные субси­дии предназначены для софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с осуществлением денежных выплат стиму­лирующего характера из расчета 5 тыс. руб. в месяц врачу, 3,5 тыс. руб. в месяц — фельдшеру (акушерке) и 2,5 тыс. руб. в месяц — меди­цинской сестре с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по ЕСН, стра­ховым взносам на обязательное пенсионное страхование и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Погашение задол­женности по данным выплатам за предыдущий год Правилами не предусматривается.

Таким образом, использование субсидий, предоставленных из фе­дерального бюджета на осуществление денежных выплат медицин­скому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельд­шерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г., на выплату стимулирующих доплат медицинскому персоналу за 2008 г. можно отнести к нецелевому ис­пользованию бюджетных средств.

Министерством экономического развития и торговли субъекта РФ утвержде­ны рекомендуемые цены на социально значимые продукты питания для государ­ственных (муниципальных) закупок. Должно ли рассматриваться превышение указанных цен при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд как нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств?

Статьями 34, 38 БК РФ установлены основные принципы бюджет­ной системы РФ: принцип результативности и эффективности ис­пользования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, определяющие базовые условия их ис­пользования.

В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджет­ных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, опреде­ленным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомле­нием о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, и является основанием для применения следующих мер:

·         наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ;

·         изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

·         применение уголовного наказания, предусмотренного УК РФ, при наличии состава преступления.

Кроме того, в соответствии со ст. 301 БК РФ при выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществле­ния государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюд­жетных учреждений привлекаются при наличии состава преступле­ния к ответственности, предусмотренной УК РФ.

Учитывая, что данный перечень цен на социально значимые продук­ты питания только рекомендуется при формировании начальной цены на эти товары, их превышение может квалифицироваться только как неэффективное (неэкономное) использование бюджетных средств.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись

Вправе ли финансовые органы вносить изменения в сводную бюджетную роспись, не внося соответствующие изменения в закон о бюджете, в случае поступления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступ­лений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, не преду­смотренных законом о бюджете?

Согласно ст. 217 БК РФ в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Ограничения по внесению изменений в сводную бюджетную рос­пись в соответствии с решениями руководителя финансового органа в случае получения тех субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юриди­ческих лиц, имеющих целевое назначение, которые предусмотрены законом о бюджете, но фактическое их поступление превысило утвер­жденные объемы, БК РФ не установлены.

В соответствии со ст. 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим фи­нансовым органом. Таким образом, внесение изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя фи­нансового органа в случае получения любых субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, воз­можно, если иное не установлено порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, утвержденным финансовым органом.

Контроль за использованием межбюджетных трансфертов

Правомерно ли проведение финансовым органом субъекта РФ документальных ре­визий и проверок использования государственными органами и бюджетными учре­ждениями субъекта РФ субвенций, выделенных из федерального бюджета?

В соответствии со ст. 7, 84 и 133 БК РФ определение порядка уста­новления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвен­ций из федерального бюджета, относится к бюджетным полномочи­ям Российской Федерации.

Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Прези­дента РФ и Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, содер­жат порядок расчета нормативов для определения общего объема суб­венций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований) и ежегодно вводятся в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам).

Указанными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ на органы государственной власти субъектов РФ может быть возложена часть полномочий по контролю за осущест­влением расходов бюджетов субъектов РФ, которые связаны с осуще­ствлением переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Таким образом, финансовый орган субъекта РФ может проводить документальные ревизии и проверки использования государствен­ными органами и бюджетными учреждениями субъекта РФ субвен­ций, выделенных из федерального бюджета, в случаях, предусмотрен­ных нормативными правовыми актами Президента РФ и Правитель­ства РФ.

Вместе с тем в соответствии со ст. 270 БК РФ контрольные и фи­нансовые органы субъектов РФ осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соот­ветствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инве­стиций и государственных и муниципальных гарантий условий выде­ления, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Полномочия по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета

Возможно ли проведение внешней проверки годового отчета об исполнении мест­ного бюджета муниципального района представительным органом муниципаль­ного образования без образования органа финансового контроля?

В соответствии со ст. 265 БК РФ законодательные (представитель­ные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

·   предварительный — в ходе обсуждения и утверждения проектов за­конов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

·   текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп зако­нодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

·   последующий — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об ис­полнении бюджетов.

Контроль законодательных (представитель­ных) органов предусматривает также право со­ответствующих законодательных (представи­тельных) органов на создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законода­тельных (представительных) органов).

В соответствии со ст. 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмот­рения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку бюджет­ной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об ис­полнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового кон­троля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом му­ниципального образования в порядке, уста­новленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального об­разования с соблюдением требований БК РФ.

По обращению представительного органа поселения внешняя про­верка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осу­ществляться контрольным органом муниципального района или ор­ганом государственного финансового контроля субъекта РФ, создан­ным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Орган муниципального финансового контроля готовит заключе­ние на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение направляется одновременно в пред­ставительный орган и в местную администрацию.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходи­мости проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета органом муниципального финансового контроля (за исключением внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения).

Начать дискуссию