Право

Актуальные вопросы проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере

В этом номере обобщены вопросы читателей о нарушениях, приводящих к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, а так¬же о порядке контроля за использованием межбюджетных трансфертов.

В этом номере обобщены вопросы читателей о нарушениях, приводящих к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, а так­же о порядке контроля за использованием межбюджетных трансфертов. Кро­ме того, разъясняются положения нормативных правовых актов, касающиеся необходимости проведения обязательного аудита учреждений, порядка вне­сения изменений в сводную бюджетную роспись, определения полномочий по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета. Ответы подготовил начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Станислав Бычков.

Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств

Можно ли отнести к нецелевому использованию бюджетных средств осуществле­ние стимулирующих доплат медицинскому персоналу за декабрь 2008 г. за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г.?

В соответствии с п. 4 Правил предоставления субсидий из феде­рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельд­шерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования — учреждений и подразде­лений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федера­ции и Методикой распределения субсидий, утвержденными поста­новлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1088, субсидии предо­ставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соот­ветствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установ­ленном порядке Минздравсоцразвития России.

Кроме того, согласно п. 3 вышеуказанных Правил данные субси­дии предназначены для софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с осуществлением денежных выплат стиму­лирующего характера из расчета 5 тыс. руб. в месяц врачу, 3,5 тыс. руб. в месяц — фельдшеру (акушерке) и 2,5 тыс. руб. в месяц — меди­цинской сестре с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по ЕСН, стра­ховым взносам на обязательное пенсионное страхование и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Погашение задол­женности по данным выплатам за предыдущий год Правилами не предусматривается.

Таким образом, использование субсидий, предоставленных из фе­дерального бюджета на осуществление денежных выплат медицин­скому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельд­шерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г., на выплату стимулирующих доплат медицинскому персоналу за 2008 г. можно отнести к нецелевому ис­пользованию бюджетных средств.

Министерством экономического развития и торговли субъекта РФ утвержде­ны рекомендуемые цены на социально значимые продукты питания для государ­ственных (муниципальных) закупок. Должно ли рассматриваться превышение указанных цен при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд как нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств?

Статьями 34, 38 БК РФ установлены основные принципы бюджет­ной системы РФ: принцип результативности и эффективности ис­пользования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, определяющие базовые условия их ис­пользования.

В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджет­ных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, опреде­ленным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомле­нием о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, и является основанием для применения следующих мер:

·         наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ;

·         изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

·         применение уголовного наказания, предусмотренного УК РФ, при наличии состава преступления.

Кроме того, в соответствии со ст. 301 БК РФ при выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществле­ния государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюд­жетных учреждений привлекаются при наличии состава преступле­ния к ответственности, предусмотренной УК РФ.

Учитывая, что данный перечень цен на социально значимые продук­ты питания только рекомендуется при формировании начальной цены на эти товары, их превышение может квалифицироваться только как неэффективное (неэкономное) использование бюджетных средств.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись

Вправе ли финансовые органы вносить изменения в сводную бюджетную роспись, не внося соответствующие изменения в закон о бюджете, в случае поступления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступ­лений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, не преду­смотренных законом о бюджете?

Согласно ст. 217 БК РФ в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Ограничения по внесению изменений в сводную бюджетную рос­пись в соответствии с решениями руководителя финансового органа в случае получения тех субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юриди­ческих лиц, имеющих целевое назначение, которые предусмотрены законом о бюджете, но фактическое их поступление превысило утвер­жденные объемы, БК РФ не установлены.

В соответствии со ст. 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим фи­нансовым органом. Таким образом, внесение изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя фи­нансового органа в случае получения любых субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, воз­можно, если иное не установлено порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, утвержденным финансовым органом.

Контроль за использованием межбюджетных трансфертов

Правомерно ли проведение финансовым органом субъекта РФ документальных ре­визий и проверок использования государственными органами и бюджетными учре­ждениями субъекта РФ субвенций, выделенных из федерального бюджета?

В соответствии со ст. 7, 84 и 133 БК РФ определение порядка уста­новления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвен­ций из федерального бюджета, относится к бюджетным полномочи­ям Российской Федерации.

Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Прези­дента РФ и Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, содер­жат порядок расчета нормативов для определения общего объема суб­венций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований) и ежегодно вводятся в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам).

Указанными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ на органы государственной власти субъектов РФ может быть возложена часть полномочий по контролю за осущест­влением расходов бюджетов субъектов РФ, которые связаны с осуще­ствлением переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Таким образом, финансовый орган субъекта РФ может проводить документальные ревизии и проверки использования государствен­ными органами и бюджетными учреждениями субъекта РФ субвен­ций, выделенных из федерального бюджета, в случаях, предусмотрен­ных нормативными правовыми актами Президента РФ и Правитель­ства РФ.

Вместе с тем в соответствии со ст. 270 БК РФ контрольные и фи­нансовые органы субъектов РФ осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соот­ветствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инве­стиций и государственных и муниципальных гарантий условий выде­ления, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Полномочия по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета

Возможно ли проведение внешней проверки годового отчета об исполнении мест­ного бюджета муниципального района представительным органом муниципаль­ного образования без образования органа финансового контроля?

В соответствии со ст. 265 БК РФ законодательные (представитель­ные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

·   предварительный — в ходе обсуждения и утверждения проектов за­конов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

·   текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп зако­нодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

·   последующий — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об ис­полнении бюджетов.

Контроль законодательных (представитель­ных) органов предусматривает также право со­ответствующих законодательных (представи­тельных) органов на создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законода­тельных (представительных) органов).

В соответствии со ст. 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмот­рения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку бюджет­ной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об ис­полнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового кон­троля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом му­ниципального образования в порядке, уста­новленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального об­разования с соблюдением требований БК РФ.

По обращению представительного органа поселения внешняя про­верка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осу­ществляться контрольным органом муниципального района или ор­ганом государственного финансового контроля субъекта РФ, создан­ным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Орган муниципального финансового контроля готовит заключе­ние на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение направляется одновременно в пред­ставительный орган и в местную администрацию.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходи­мости проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета органом муниципального финансового контроля (за исключением внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения).

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

Интересные материалы

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2