Ю. Духно, эксперт ПБ
Срочно заключить сделку с партнером можно с помощью факса. Правда, претензий со стороны контролеров в данном случае не избежать. Ведь они попытаются такой контракт признать недействительным.
Порой бизнес требует от коммерсанта немедленных действий. К примеру, не потерять покупателя, в срочном порядке начав поставку товаров, поможет быстро составленный договор. Не наездишься и к зарубежным партнерам. Выходом в данной ситуации будет контракт, заключенный по факсу.
Однако налоговые работники отнюдь не либеральны к «факсовым» договорам. Это приводит к тому, что их законность приходится отстаивать в суде.
Как правило, основной аргумент контролеров заключается в том, что подписи на факсимильном контракте не собственноручные, а «факсовые». Однако этот довод, как оказалось, далеко не единственный.
Курьезный случай произошел с одной краснодарской компанией, занимающейся поставкой оборудования на экспорт. Работники налоговой службы отказали ей в возмещении налога на добавленную стоимость по товару, который был полностью оплачен и отгружен иностранному заказчику. Поводом для такого решения послужил тот факт, что вкупе со всеми документами, подтверждающими экспорт, бухгалтер предоставил факсимильную копию контракта. Апеллировали сотрудники налоговой инспекции в данной ситуации, как ни забавно это звучит, к Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Вена, 11 апреля 1980 г.). В ней под «письменной формой» договора для внешнеторговых сделок понимаются также сообщения по телеграфу и телетайпу (ст. 13 Конвенции ООН). Факсимильная связь там не поименована.
Давайте разберемся, насколько правомерно требование контролеров предоставлять оригинальные контракты (или их копии) вместо «факсовых».
Беспроигрышный контраргумент
Прежде всего необходимо учитывать, что вышеуказанная Конвенция принималась в 1980 году, когда факсимильная связь в практику делового общения еще не была введена.
Теперь обратимся к национальному законодательству, а именно к Гражданскому кодексу. Здесь сказано буквально следующее: «договор... может быть заключен... путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи...» (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Факсимильная связь как раз и является видом электронной. Таким образом, контракт, заключенный по факсу, юридическую силу все же имеет.
Следовательно, отказать, к примеру, в возмещении «экспортного» НДС фирме, которая представила в пакете документов, подтверждающих право на возврат налога, факсимильный контракт, контролеры права не имеют.
Правда, следует помнить, что «факсовый» договор считается заключенным, только если связь, с помощью которой им обмениваются, позволяет четко определить, что он получен именно от партнера по сделке. Кроме этого, возможность подписания договора по факсу должна быть предусмотрена в самом контракте. Такое требование выдвигает пункт 2 статьи 160 Гражданского кодекса. В противном случае риск того, что контролеры признают договор недействительным, значителен. И, наконец, нелишним будет прописать в договоре, что обмен экземплярами такового по факсу считается его заключением.
Закрепить данную позицию поможет мнение арбитров по этой проблеме.
Слово за судьями
Итак, в том, что компания подает в инспекцию факсимильный контракт вместо оригинального, судьи ничего противозаконного не видят. Чаще всего они выносят вердикт примерно такого содержания: «Представление факсимильной копии контракта налоговым законодательством не запрещено» (постановление ФАС Московского округа от 26 февраля 2003 г. по делу № КА-А40/685-03).
Ссылаются арбитры на вышеназванную статью 434 Гражданского кодекса, которая заключать контракт «путем обмена документами по факсу» позволяет. Именно такое обоснование можно найти, к примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2004 г. по делу № А68-АП-180/12-03.
Правда, некоторые суды особо пристальное внимание уделяют еще и такому нюансу: можно ли по факсимильной копии четко определить, что она получена именно от контрагента, указанного в договоре. Приведем пример.
Компания «Балтика» отгрузила алкогольную продукцию за рубеж. Чтобы воспользоваться правом акциз не платить, она подала пакет документов, предусмотренный статьей 198 Налогового кодекса, среди которых была и копия контракта. Правда, последние его листы сделаны не с оригиналов, а с факсимильных копий контрактов. Это обстоятельство и послужило причиной отказа в возмещении налога.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела выяснилось, что факсимильная связь в самом договоре с иностранным партнером не была предусмотрена. В итоге судья направил дело на новое рассмотрение. При этом он указал на необходимость проверки достоверности контрактов и доказательства того, что «документ действительно исходил от стороны по договору, в связи с чем имеет юридическую силу» (постановление ФАС Центрального округа от 2 марта 2004 г. по делу № А68-АП-126/Я-03).
Возникает вопрос: как именно можно доказать, что факс-копия контракта получена от партнера по сделке? Ответить на него поможет, в частности, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2002 г. по делу № КГ-А40/6516-02. Цитируем: «основным реквизитом в данном случае является строка, которая должна быть расположена в верхней части принятого документа, по-зволяющая идентифицировать передающий аппарат и содержащиеся реквизиты: наименование передающей организации, дата и время передачи, номер телефона и номер страниц».
Фактор страха
Сами понимаете, суд – не лучший способ отстоять законность факсимильных копий договоров. И далеко не каждая компания желает вступать в полемику с работниками инспекции по каждому из «факсовых» контрактов. Поэтому злоупотреблять заключением договоров посредством факса все же не стоит.
Правда, в крайних случаях, когда по определенным причинам без факса не обойтись, следует обезопасить себя от «нападок» налоговых инспекторов. К примеру, первичные документы и преддоговорная переписка с партнером будут свидетельствовать, что обязательства сторон по сделке выполнены. Следовательно, факсовая копия договора – не фикция.
Начать дискуссию