УСН

Рекомендации Управления МНС России по Санкт-Петербургу по применению налогового законодательства и, особенно полезные,по УСН

Нижеприведенные рекомендации состоят из двух разделов и упрощенной системе налогообложения посвящен второй раздел, вопросы и ответы в котором нумеруются самостоятельно. Вот некоторые наиболее полезные рекомендации:

Нижеприведенные рекомендации состоят из двух разделов и упрощенной системе налогообложения посвящен второй раздел, вопросы и ответы в котором нумеруются самостоятельно.

Вот некоторые наиболее полезные рекомендации:

При применении упрощенной системы налогообложения не торопитесь пользоваться договором простого товарищества, поскольку организация, уполномоченная по ведению общих дел товарищества в части доли реализованных товаров (работ, услуг) в рамках товарищества, обязана уплатить НДС и налог с продаж в общем порядке (см. ответ на вопрос № 3 второго раздела).

Организации, получившие освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ, имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении критериев, установленных гл. 26.2 НК РФ, и при подаче заявления на упрощенную систему налогообложения до 30 ноября года, предшествующего году применения УСН (см. ответ на вопрос № 4 второго раздела).

Право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях (см. ответ на вопрос № 5 второго раздела).



МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2003 г. N 02-05/3631


Управление МНС России по Санкт-Петербургу направляет для использования в работе ответы на отдельные вопросы, связанные с применением налогового законодательства по налогам на прибыль и имущество организаций, а также по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, получившие достаточно широкое распространение на практике.
Заместитель руководителя Управления
Министерства РФ по налогам
и сборам по Санкт-Петербургу
советник налоговой службы РФ I ранга
М.П.Мокрецов


ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму
УМНС РФ по Санкт-Петербургу
от 20.02.2003 N 02-05/3631

I. Вопросы и ответы по применению налогового законодательства по налогам на прибыль и имущество организаций

ВОПРОС 1. Бензин для автотранспорта приобретается предприятием за наличный расчет на АЗС, в кассовом чеке НДС отдельной строкой не выделен. В какой сумме относится на расходы для целей налогообложения прибыли стоимость бензина - с учетом НДС или без НДС?

ОТВЕТ. Согласно п. 1 ст. 252 гл. 25 НК РФ, действующей с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (с учетом изменений и дополнений), расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком для деятельности, направленной на получение дохода. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Требования к оформлению первичных документов изложены в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 170 гл. 21 НК РФ в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включаются суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг.
Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога (НДС) на суммы НДС (налоговые вычеты), уплаченные поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг) производственного назначения, приобретаемых для оказания услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Учитывая, что в первичных и расчетных документах сумма НДС не указана, поэтому покупная стоимость приобретенного организацией бензина определяется на основании чека АЗС.


ВОПРОС 2. Для продолжения применения субъектами малого предпринимательства с 01.01.2002 льготы, предусмотренной п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», такие малые предприятия должны определять удельный вес выручки от льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). Какой показатель для определения права на данную льготу с 01.01.2002 понимается под выручкой для предприятий, осуществляющих наряду с льготируемыми видами деятельности торговую деятельность (торговая наценка или товарооборот)?

ОТВЕТ. Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» определено, что предусмотренные пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу указанного федерального закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.

С учетом положений статьи 249 главы 25 НК РФ «налог на прибыль организаций» с 01.01.2002 при определении удельного веса выручки, полученной от льготируемого вида деятельности в общей сумме выручки, под выручкой от торговой деятельности следует понимать выручку от реализации, определяемую исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах (т.е. товарооборот).


ВОПРОС 3. В соответствии со ст. 714 ГК РФ подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда.

Имеет ли право организация-подрядчик относить расходы по страхованию ответственности, предусмотренной ст. 714 ГК РФ, за несохранность предоставленного заказчиком имущества в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ?

ОТВЕТ. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» различает следующие объекты страхования (ст. 4):
- имущественные интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);
- имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

В п. 1 ст. 263 НК РФ приведен исчерпывающий перечень видов добровольного страхования имущества, расходы по которым включаются в состав прочих расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, в частности: добровольное страхование имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Данная норма относится к имущественному страхованию.

Расходы, связанные с добровольным страхованием ответственности за несохранность «чужого» имущества, в вышеуказанной статье не поименованы, и, следовательно, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 1 ст. 263 расходы на добровольное страхование ответственности за причинение вреда относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в случае, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.


ВОПРОС 4. Облагаются ли налогом на прибыль суммы пеней, начисляемые в соответствии с решением общего собрания товарищества собственников жилья (ТСЖ) за несвоевременную уплату целевого взноса на содержание жилищного фонда собственников жилья.

ОТВЕТ. Согласно п. 3 ст. 250 гл. 25 НК РФ, действующей с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (с учетом изменений и дополнений), доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными доходами.
Оснований для невключения ТСЖ в налоговую базу по налогу на прибыль сумм пеней, начисляемых в соответствии с решением общего собрания ТСЖ за несвоевременную уплату целевого взноса на содержание жилищного фонда собственников жилья, 25-й главой НК РФ не предусмотрено.


ВОПРОС 5. Для целей налогообложения налогом на имущество предприятий принимается остаточная стоимость основных средств, сформированная по правилам ведения бухгалтерского учета.
Применяется ли для целей бухгалтерского учета постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» для объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету до 01.01.2002?

ОТВЕТ. Амортизация по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету до указанной даты, для целей бухгалтерского учета продолжает начисляться исходя из срока полезного использования, определенного при постановке объекта на учет, и выбранного организацией для группы однородных объектов способа начисления амортизации.

Порядок и способы начисления амортизации объектов основных средств для целей бухгалтерского учета установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» для целей бухгалтерского учета применяется для определения срока полезного использования объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету (дебет счета 01), начиная с 1 января 2002 г.


ВОПРОС 6. Предприятие арендует квартиру у физического лица (не предпринимателя) по договору аренды. В квартире находятся офис организации и демонстрационный зал. Квартира переведена в нежилой фонд. Может ли организация расходы по аренде относить к прочим расходам в соответствии с п. 10 ст. 264 НК РФ?

ОТВЕТ. В соответствии с п. 10 ст. 264 гл. 25 НК РФ, действующей с 01.01.2002 в редакции Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 (с изменениями и дополнениями), арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции.

При этом следует учесть положения ст. 252 НК РФ, согласно которой затраты должны быть документально подтвержденными, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, экономически оправданными, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ не поименованы расходы в виде арендных платежей за имущество, арендуемое у физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли организация вправе уменьшить доходы на сумму арендных платежей за арендуемую квартиру, переведенную в нежилой фонд в порядке, предусмотренном действующим законодательством, при соблюдении вышеперечисленных условий ст. 252, 264 НК РФ.


II. Вопросы и ответы по применению упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 НК РФ)
ВОПРОС 1. Как оформляется применение УСН с 01.01.2003 для вновь созданных организаций?

ОТВЕТ. В соответствии с п. 2 ст. 346.13 гл. 26.2 НК РФ вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации при условии соблюдения критериев, установленных ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ.


ВОПРОС 2. Как проверяется критерий перехода на УСН по доле непосредственного участия других организаций у некоммерческих организаций, не имеющих уставного капитала?

ОТВЕТ. Порядок создания некоммерческих организаций определен Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
Согласно ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Ко всем вышеуказанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых особенностями данных субъектов.

Согласно ст. 125 кодекса от имени Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные органы власти, являющиеся юридическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, органы местного самоуправления (ст. 20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») в соответствии с п. 2 ст. 11 кодекса относятся к организациям.
Если в некоммерческой организации доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, а также других организаций составляет менее 25%, то при соблюдении других условий, предусмотренных гл. 26.2 НК РФ, данные некоммерческие организации вправе будут перейти на упрощенную систему налогообложения.


ВОПРОС 3. В случае если организации, применяющие УСН, заключают договор простого товарищества (совместная деятельность), возникает ли обязанность по уплате НДС и налога с продаж по деятельности в рамках этого договора?

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ упрощенную систему налогообложения могут применять организации или индивидуальные предприниматели.

Заключая договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), его участники не создают новое юридическое лицо.
Таким образом, действие упрощенной системы налогообложения не может распространяться на деятельность, осуществляемую в рамках договора о совместной деятельности, независимо от того, применяет один из участников договора указанную систему налогообложения или нет.

Исходя из вышеизложенного организация, уполномоченная по ведению общих дел товарищества в части доли реализованных товаров (работ, услуг) в рамках товарищества, обязана уплатить НДС и налог с продаж в общем порядке.


ВОПРОС 4. Может ли перейти на применение УСН организация, имеющая освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ?

ОТВЕТ. Глава 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» не содержит ограничений перехода с 01.01.2003 для организаций, получивших освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

На основании вышеизложенного организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении критериев, установленных гл. 26.2 НК РФ, и подаче заявления на упрощенную систему налогообложения до 30 ноября года, предшествующего году применения УСН.


ВОПРОС 5. Могут ли применять УСН организации, имеющие обособленные структурные подразделения?

ОТВЕТ. Подпунктом 1 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 установлено, что с 01.01.2003 упрощенную систему налогообложения не могут применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

При решении вопроса о наличии филиала (представительства) или обособленного структурного подразделения вам следует руководствоваться ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ с учетом п. 4 ст. 83 НК РФ, а именно:

Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Согласно ст. 11 кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).
В соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.


ВОПРОС 6. Может ли применять УСН организация, если ее одно структурное подразделение подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход?

ОТВЕТ. Согласно пп. 12 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Кодекса.

Исходя из этого следует, что многопрофильные организации при осуществлении ими на территории субъекта РФ каких-либо видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с региональным законодательством, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Кодекса, по всем осуществляемым ими видам предпринимательской деятельности, в том числе и не подлежащим переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Одновременное применение налогоплательщиками системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения не допускается.


ВОПРОС 7. Какими нормативными документами регулируется применение УСН?

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 18 ч. 1 НК РФ (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом. До 1 января 2003 года данный налоговый режим регулировался Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и иными нормативными актами.

С 1 января 2003 года вступили в силу отдельная глава (глава 26) НК РФ, устанавливающая порядок применения налоговых режимов, и, в частности, гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ), регламентирующая порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН). Правилами применения УСН с 01.01.2003 не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов Российской Федерации по данному вопросу. Таким образом, с 01.01.2003 порядок применения УСН законодательно регулируется на федеральном уровне.


ВОПРОС 8. Какие налоги должны уплатить организации, применяющие УСН?

ОТВЕТ. С 01.01.2003 при УСН предусмотрена замена уплаты налога на прибыль, налога с продаж, налога на имущество, единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Кроме того, организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего к уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

При этом с 01.01.2003 организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ), а также иных налогов, установленных НК РФ, в соответствии с общим режимом налогообложения.


ВОПРОС 9. Какие нормативные акты подлежат исполнению при УСН?

ОТВЕТ. Налогоплательщики, применяющие УСН, не освобождаются от обязанности:

- введения кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (п. 4 ст. 346.11 НК РФ и п. 3 Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ);

- учета средней численности работников в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (п. 4 ст. 346.11 НК РФ и п. 10 Методических рекомендаций).

Главой 26.2 НК РФ определено, что применение УСН не освобождает организации от исполнения обязанностей налогового агента, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ) и обязанностей, установленных Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (п. 3 Методических рекомендаций).


ВОПРОС 10. Что понимается под ограничением для применения УСН в пп. 8 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ?

ОТВЕТ. При применении пп. 8 п. 3 ст. 346.12 кодекса следует иметь в виду, что к подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 кодекса.

К полезным ископаемым относится продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 кодекса), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).

Начать дискуссию