«Дочерний подарок»

Налоговым кодексом предусмотрена льгота по налогу на прибыль в отношении имущества, безвозмездно полученного Обществом от своего участника (акционера), размер вклада (доли) которого в уставном капитале этого Общества составляет более 50 процентов (абз.2, 4 п.п.11 п.1 ст. 251 НК РФ).

Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Налоговым кодексом предусмотрена льгота по налогу на прибыль в отношении имущества, безвозмездно полученного Обществом от своего участника (акционера), размер вклада (доли) которого в уставном капитале этого Общества составляет более 50 процентов (абз.2, 4 п.п.11 п.1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичное правило действует и в случае передачи имущества от организации, уставный капитал которой более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации (абз. 3 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ), то есть от дочерней компании материнской.

Правовые основания для безвозмездной передачи имущества от материнской компании дочерней предусмотрены законодательством - внесение вклада в имущество Общества (ст.27 Закона об ООО). Однако нормативная регламентация оснований обратной передачи имущества - от дочерней компании материнской - отсутствует. При таких обстоятельствах безвозмездная передача имущества формально отвечает признакам договора дарения, заключение которого между коммерческими организациями запрещено в соответствии со ст. 575 ГК РФ (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей).

Выходит, что безвозмездная передача от дочерней компании материнской имущества стоимостью более 3000 рублей невозможна в силу закона? В арбитражной практике имели место судебные акты, указывающие, что «применение положений пункта 11 статьи 251 НК РФ возможно при условии передачи имущества безвозмездно с соблюдением норм действующего законодательства, в частности, требований статьи 575 ГК РФ» (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2005 №КА-А40/3222-05). Однако в основной своей массе суды придерживаются иной точки зрения. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.12.2007 по делу №А65-5602/2007-СА1-7 указал, что «передача имущества учредителю не противоречит положениям статьи 575 ГК РФ, поскольку указанная статья в данном случае не подлежит применению».

Гражданское законодательство регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве обеих сторон. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется (п.3 ст.2 ГК РФ).

Учитывая, что отношения материнской и дочерней компаний выстраиваются в вертикальной плоскости власти и подчинения, нормы о запрете дарения к ним неприменимы. К данному выводу пришел, в том числе, и Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.09.2007 №09АП-10525/2007-АК.

Таким образом, передача имущества от дочерней компании материнской соответствует требованиям действующего законодательства и не влечет возникновения налога на прибыль у принимающей стороны.

Используя данную льготу при осуществлении хозяйственных операций между материнской и дочерней компанией, не стоит забывать, что существует риск квалификации безвозмездной передачи имущества в качестве схемы ухода от налога.

Во-первых, безвозмездное перечисление денежных средств увеличивает вероятность претензий контролирующих органов. До недавнего времени была широко распространена практика признания налоговой факта перечисления денег материнской компании в качестве выплаты налогооблагаемых дивидендов, однако, отметим, что такие попытки переквалификации не находили поддержки у арбитражных судов [1]. Учитывая, что с 2011 года ставка по доходам, полученным российскими организациями, владеющими непрерывно в течение года более чем 50-процентным вкладом (долей), в сумме, превышающей половину общей суммы выплачиваемых дивидендов, установлена равной 0, полагаем, что таких судебных споров будет меньше.

Во-вторых, хуже признания полученных денег в качестве дивидендов может быть признание этих сумм доходом, облагаемым по ставке 20%. Так, например, перечисление денежных средств в цепочке материнских и дочерних компаний было квалифицировано налоговым органом в качестве схемы, поскольку деньги, поступившие налогоплательщику от его материнской компании, этой компании не принадлежали ввиду полного отсутствия у нее какой-либо деятельности, а следовательно, и прибыли. Фактически такая схема «дочки-матери» была использована для безналогового транзита денежных средств, что и было установлено судом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2006 по делу №Ф04-1460/2006(20949-А75-35).

При возникновении схожих вопросов претензии налоговых органов могут быть опровергнуты доводами налогоплательщика о том, что, например, денежные средства перечислены на конкретные цели, при этом в сумме, превышающей размер чистой прибыли. В принципе, передача имущества безопаснее перечисления денег. Поэтому для финансирования покупки вещи, лучше приобрести эту вещь организацией, имеющей деньги, с последующей безналоговой передачей этой вещи «родственной» компании. При этом следует помнить, что такое получение не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года это имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам. Использование описанной льготы при налоговом планировании требует не только учета установленных ограничений, но и анализа того, насколько безвозмездная передача имущества и денежных средств соответствует критерию деловой цели хозяйственной операции.

Начать дискуссию