С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которым установлены штрафы за различные правонарушения, в том числе и налоговые. Аналогичные налоговые нарушения оговорены и в Налоговом кодексе РФ. Но отличие в том, что Налоговый кодекс (НК) предусматривает ответственность для юридических лиц - налогоплательщиков, а КоАП (не забывая о юридических лицах) - главным образом для должностных лиц предприятия - руководителя, главного бухгалтера, а порою и их заместителей. Таким образом, за одно и то же налоговое правонарушение предприятие может быть оштрафовано, как минимум три раза, первый раз - в соответствии с КоАП(ом), второй - согласно НК и на десерт - согласно КоАП в лице должностных лиц.
Вся административная ответственность при ведении бизнеса в основном сосредоточена в главах 14-15 КоАП. Итак, внимание – «Минное поле КоАП(а)»:
- глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (статьи с 14.1 по 14.25)
- глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (статьи с 15.1 по 15.26)
- глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (статьи с 16.1 по 16.22)
С горяча, авторы сделали было попытку привести весь перечень статей указанных глав, но г-н Главный редактор, безжалостно (и во-время *примечание редакции) пресек эту бесперспективную затею. Во – первых, журнал не резиновый, а во-вторых, начиная, с мартовского номера, к журналу прилагается 20-страничный вкладыш, где наряду с текстами нормативных актов будет публиковаться различная справочная информация (а уж реклама - обязательно).
Таким образом, авторы решили сосредоточиться на тех правонарушениях, которые, к сожалению, встречаются в предпринимательской жизни достаточно часто, и посему представляют наибольший интерес для самой широкой аудитории. Соответственно, Хит-парад налоговых правонарушений, за которые установлена административная ответственность выглядит следующим образом (в порядке нумерации статей):
- ст. 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации
- ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- ст. 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин
- ст. 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
- ст. 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций
- ст. 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
- ст. 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
- ст. 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации
- ст. 15.6. Непредставление сведений, необходимыхдля осуществления налогового контроля
- ст. 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)
- ст. 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
В данной статье мы попытаемся осветить наиболее «любимые» Россиянами правонарушения. Итак, за что нас можно оштрафовать и каковы размеры штрафов?
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
В соответствии с п.1 ст.120 НК грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5.000 руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, согласно п.2 ст. 120 НК влекут взыскание штрафа в размере уже 15.000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей статьи 120 НК понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п.3 ст. 120 НК).
КоАП (ст. 15.11), разумеется, не мог остаться равнодушным к данному виду правонарушения (весьма, распространенному) и постановил – «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.
Примечание. В КоАП(е) под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.
Объектом рассматриваемого административного нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом, и иными нормативными актами.
К грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета КоАП приравнивает, также, нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.
Порядок хранения предусматривает соблюдение требований, установленных с целью сохранности учетных документов. Согласно п.98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения утвержден Росархивом 6 октября 2000 г. А (секретный) Перечень специфических документов, образующихся в деятельности налоговых органов, с указанием сроков хранения, утвержден приказом МНС РФ от 16 октября 2001 г. N БГ-3-18/413.
Нарушение сроковпредставления налоговой декларации
В соответствии с п.1 ст.119 НК непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет (как минимум) взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. При этом необходимо учитывать, что даже если, налог к доплате равен нулю, применяется штраф в размере 100 руб. Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете налогоплательщика переплаты или факта уплаты налога не повлияют на применение к налогоплательщику ответственности по этой статье (письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734).
Согласно п.2 ст. 80 НК под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком, так и ее направление по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
Согласно ст. 15.5 КоАП, на должностных лиц предприятия за нарушение сроков представления налоговой декларации накладывается административный штраф от 3 до 5 МРОТ. Как видим, «злой» КоАП предполагает размер Административной ответственности за данное правонарушение, минимум в три раза большей, чем старый «добрый» НК.
Напомним, что для исчисления штрафов применяется базовая сумма МРОТ, равная 100 руб.
Размер санкции зависит от срока, в течение которого непредставлялась налоговая декларация, а также от обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Начать дискуссию