НК РФ

Кодекс администратиных правонарушений - ответим за все

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которым установлены штрафы за различные правонарушения, в том числе и налоговые. Аналогичные налоговые нарушения оговорены и в Налоговом кодексе РФ. Но отличие в том, что Налоговый кодекс (НК) предусматривает ответственность для юридических лиц - налогоплательщиков, а  КоАП (не  забывая о юридических лицах) - главным образом для должностных лиц предприятия - руководителя, главного бухгалтера, а порою и их заместителей. Таким  образом, за  одно  и  то же  налоговое  правонарушение  предприятие  может  быть оштрафовано,  как  минимум  три  раза, первый раз - в  соответствии с  КоАП(ом), второй -  согласно  НК  и  на  десерт - согласно  КоАП  в  лице  должностных  лиц.

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которым установлены штрафы за различные правонарушения, в том числе и налоговые. Аналогичные налоговые нарушения оговорены и в Налоговом кодексе РФ. Но отличие в том, что Налоговый кодекс (НК) предусматривает ответственность для юридических лиц - налогоплательщиков, а  КоАП (не  забывая о юридических лицах) - главным образом для должностных лиц предприятия - руководителя, главного бухгалтера, а порою и их заместителей. Таким  образом, за  одно  и  то же  налоговое  правонарушение  предприятие  может  быть оштрафовано,  как  минимум  три  раза, первый раз - в  соответствии с  КоАП(ом), второй -  согласно  НК  и  на  десерт - согласно  КоАП  в  лице  должностных  лиц.

Вся административная ответственность при ведении бизнеса в основном  сосредоточена  в главах  14-15 КоАП. Итак, внимание – «Минное  поле  КоАП(а)»:

  •      глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской     деятельности  (статьи  с  14.1 по 14.25)                                          
  •      глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (статьи с 15.1 по 15.26)                              
  •      глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)  (статьи  с  16.1 по 16.22)                       

С  горяча,  авторы  сделали  было  попытку  привести  весь  перечень  статей  указанных  глав, но  г-н  Главный  редактор,  безжалостно (и  во-время *примечание  редакции)  пресек  эту  бесперспективную затею. Во – первых, журнал  не  резиновый, а  во-вторых,  начиная,  с  мартовского  номера, к журналу  прилагается  20-страничный  вкладыш, где  наряду  с  текстами  нормативных  актов  будет  публиковаться  различная  справочная  информация (а  уж  реклама - обязательно).

Таким  образом, авторы  решили  сосредоточиться  на  тех  правонарушениях, которые, к сожалению,  встречаются   в  предпринимательской   жизни   достаточно   часто,  и  посему  представляют  наибольший  интерес  для  самой  широкой  аудитории. Соответственно, Хит-парад  налоговых  правонарушений, за которые установлена  административная  ответственность  выглядит  следующим образом (в порядке  нумерации  статей): 

  • ст. 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации
  • ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • ст. 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин
  •       ст. 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
  • ст. 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций
  • ст. 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
  • ст. 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
  • ст. 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации
  •  ст. 15.6. Непредставление сведений, необходимыхдля осуществления налогового контроля
  • ст. 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)
  • ст. 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

В данной статье мы попытаемся осветить наиболее «любимые» Россиянами  правонарушения.  Итак, за что нас можно оштрафовать и  каковы  размеры штрафов?

Грубое  нарушение  правил  ведения бухгалтерского  учета  и  представления  бухгалтерской  отчетности

В соответствии с п.1 ст.120 НК грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния       совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5.000 руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, согласно п.2 ст. 120 НК влекут взыскание   штрафа в размере уже 15.000 руб.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей статьи 120 НК понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п.3 ст. 120 НК).

КоАП (ст. 15.11), разумеется, не мог остаться  равнодушным к данному виду правонарушения (весьма,  распространенному)  и  постановил – «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков    хранения учетных документов, влечет наложение        административного штрафа на должностных лиц в размере от  20  до  30 МРОТ.

Примечание. В  КоАП(е) под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается  искажение сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.

Объектом рассматриваемого административного   нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, порядок составления и представления сопоставимой и достоверной   информации об имущественном положении организации, доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом, и иными нормативными актами.

К грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета КоАП приравнивает, также, нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.

Порядок хранения предусматривает соблюдение    требований, установленных с целью сохранности        учетных документов. Согласно п.98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) организация обязана хранить первичные учетные     документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Перечень типовых управленческих документов,      образующихся в деятельности организаций, с указанием  сроков хранения  утвержден  Росархивом  6 октября 2000 г.    А (секретный) Перечень специфических документов,   образующихся в деятельности налоговых органов, с       указанием сроков хранения, утвержден приказом МНС РФ от 16 октября 2001 г. N БГ-3-18/413.

Нарушение  сроковпредставления  налоговой  декларации

В соответствии с п.1 ст.119 НК непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет (как  минимум) взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или            неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. При этом необходимо учитывать, что  даже если,  налог к доплате равен нулю, применяется штраф в      размере 100 руб. Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете налогоплательщика переплаты или факта     уплаты налога не повлияют на применение к налогоплательщику ответственности  по  этой  статье (письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734).

Согласно п.2 ст. 80 НК под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком,  так  и  ее  направление  по  почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления  считается  дата  отправки  заказного  письма  с  описью вложения.

Согласно ст. 15.5 КоАП, на должностных лиц  предприятия за нарушение сроков представления налоговой декларации накладывается  административный  штраф от 3 до 5 МРОТ.  Как  видим,  «злой»  КоАП  предполагает  размер  Административной ответственности за данное  правонарушение, минимум  в  три  раза  большей,  чем  старый  «добрый» НК.

Напомним, что для исчисления штрафов применяется базовая сумма МРОТ, равная 100 руб.

Размер санкции зависит от срока, в течение которого непредставлялась налоговая декларация, а также от обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Начать дискуссию