Тариф без учета НДС и общая стоимость коммунальных ресурсов для УК и ТСЖ

На страницах журнала мы неоднократно обращались к проблеме применения РСО тарифов, утвержденных соответствующим органом, без учета НДС.

На страницах журнала мы неоднократно обращались к проблеме применения РСО тарифов, утвержденных соответствующим органом, без учета НДС. О том, что по договору о приобретении коммунальных ресурсов, заключенному между РСО и управляющей организацией (ТСЖ), стоимость этих ресурсов должна определяться с применением тарифа, утвержденного для населения, свидетельствуют положения п. 8 и 15 Правил предоставления коммунальных услуг. В отношении правомерности предъявления УК (ТСЖ) к оплате в данном случае еще и суммы НДС, начисленной сверх применяемого тарифа, до недавнего времени определенности не было. Однако она появилась в связи с выходом Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12552/10 по делу № А29-11137/2009.

Немного истории

Нужно признать, что соблазн не уплачивать РСО сумму НДС, исчисленную со стоимости коммунальных ресурсов, приобретенных с целью обеспечения потребителей (домовладельцев) коммунальными услугами, всегда был очень велик, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика по данному вопросу. Еще в 2009 году редакция журнала провела тщательный анализ проблемы (см. статью С. Л. Тюрина «Договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг: применение тарифов и НДС», № 10, 2009) и сделала неутешительные для УК и ТСЖ выводы. Большинство судебных споров, а также разъяснения сотрудников уполномоченных ведомств  свидетельствовали о том, что общая стоимость коммунальных ресурсов, реализуемых РСО в адрес исполнителя коммунальных услуг (УК или ТСЖ), по тарифам, утвержденным для населения (без НДС), в конечном счете должна формироваться с учетом налога.

Лукаво установив различные размеры тарифов (с НДС и без НДС) для разных групп потребителей, государство уравнило общую стоимость потребленных коммунальных ресурсов на стадии исчисления РСО налога к уплате в бюджет. Ведь НДС – косвенный налог, он должен быть предъявлен к уплате покупателю товаров (работ и услуг) в любом случае. Таким образом, если тариф на коммунальные ресурсы для отдельных групп потребителей установлен без учета НДС, РСО самостоятельно должна предъявить данным потребителям налог к уплате в составе цены приобретаемых ресурсов, исчислив его сверх утвержденного тарифа. Нельзя сказать, что арбитражная практика была столь однозначна, но все же в большинстве случаев споры о правомерности взимания задолженности за приобретенные УК и ТСЖ коммунальные ресурсы с учетом НДС разрешались не в пользу последних.

Судебное разбирательство по делу № А29-11137/2009 можно считать показательным и, по сути, еще раз подтверждающим ту картину, которая описана выше. Водоканал обратился в арбитражный суд с иском к ТСЖ о взыскании задолженности (эквивалентной сумме НДС сверх тарифа за коммунальные ресурсы и соответствующему объему потребления) за полученную последним питьевую воду и сброшенные сточные воды. Требования водоканала были удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о правомерности примененного им метода определения:
–объема водопотребления и водоотведения в отсутствие общедомовых приборов учета исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов гражданами;
–суммы задолженности по тарифу, установленному органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения без налога, с начислением НДС сверх него.

Судьи апелляционной и кассационной инстанций не поддержали данную позицию. Проверив расчет суммы иска, они признали неверным определение водоканалом общей стоимости услуг водопотребления и водоотведения, подлежащих оплате ТСЖ, с включением НДС. Исходя из отсутствия у ТСЖ обязанности по уплате НДС и с учетом произведенной суммы оплаты указанных услуг суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что у ТСЖ нет задолженности перед водоканалом. Последний обратился в ВАС с заявлением о пересмотре вынесенных постановлений.

Постановление Президиума ВАС

Президиум ВАС счел выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии у ТСЖ задолженности не противоречащими нормам ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг и, что самое главное, НК РФ.

Еще раз подтвердив утверждение, основанное на содержании ст. 157 ЖК РФ и п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, о том, что при расчетах РСО с ТСЖ (исполнителем коммунальных услуг) за питьевую воду и сброшенные сточные воды должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданам, Президиум ВАС перешел к рассмотрению налоговой составляющей данного дела. Так, в силу п. 1, 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) действительно обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. Однако при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС должна включаться в цены (тарифы). Значит, при расчетах между ТСЖ и водоканалом подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствовали основания для самостоятельного увеличения тарифа на сумму НДС (по налоговой ставке в размере 18%).

Таким образом, Президиум ВАС счел неправомерным расчет водоканалом суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС. Обращаем внимание, что содержащееся в комментируемом постановлении толкование перечисленных норм (в частности, п. 1, 6 ст. 168 НК РФ) является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Итак, РСО заинтересованы в скорейшем пересмотре утвержденных тарифов и их приведении в соответствие с требованиями п. 6 ст. 168 НК РФ с учетом толкования, предложенного Президиумом ВАС. Управляющим организациям и ТСЖ рассмотренное постановление дает формальный повод игнорировать требования РСО об уплате суммы НДС, предъявленной сверх тарифа на коммунальные ресурсы, утвержденного без учета данного налога.

Комментарии

1