КоАП РФ

Пункту приема ставок необходима лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 17013/10

 

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 17013/10

Скачать Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 17013/10

Суть спора. Налоговая инспекция провела проверку пункта приема ставок (обособленное подразделение № 25 организации) на предмет соблюдения требований законодательства по организации и проведению азартных игр. По ее результатам были составлены протокол осмотра и протокол об административном правонарушении.

Причиной привлечения владельца букмекерской конторы к административной ответственности стало то, что в имеющейся у организации лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обособленное подразделение № 25 не указано в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности.

На этом основании инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решением суда первой инстанции в удовлетворении данного требования отказано. При вынесении решения суд исходил из того, что в обособленном подразделении, являющемся пунктом приема ставок, общество не осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр. Следовательно, его не требовалось указывать в приложении к лицензии.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали вывод суда первой инстанции.

Позиция суда. Президиум ВАС РФ решил, что упомянутые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128‑ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 названного закона лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 29.12.06 № 244-ФЗ*, под лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах понимается документ, выдаваемый в соответствии с этим законом и предоставляющий организатору азартных игр право заниматься деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон с обязательным указанием в приложении к нему количества и местонахождения филиалов или иных мест осуществления данного вида деятельности.

* О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В пункте 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.07 № 451) также установлено, что лицензионные требования и условия должны соблюдаться по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности.

Следовательно, право на ведение этого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Общество же фактически осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в обособленном подразделении, не значащемся в лицензии.

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, фактически осуществляемая в обособленном подразделении, не указанном в лицензии в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности, образует состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, вывод судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является необоснованным.

Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответствен-ности.

На момент рассмотрения настоящего дела в Президиуме ВАС РФ истек трехмесячный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Поскольку этот срок не подлежит восстановлению, суд принял решение об отказе в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Примечание «ДК». В комментируемом постановлении Президиум ВАС РФ высказал весьма важную правовую позицию, которая, несомненно, окажет влияние на судебную практику.

Как отмечает Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», судьи ВАС РФ поставили точку в затянувшемся споре о том, является ли пункт приема ставок букмекерской конторой и, следовательно, требуется ли для организации такого пункта получение лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

До сих пор у федеральных арбитражных судов по этому вопросу не было единого мнения. Так, например, ФАС Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Поволжского и Уральского округов считали, что прием ставок подлежит лицензированию как деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах**.

** Например, постановления ФАС Восточно-Сибирского от 12.11.10 № А74-2755/2010, Западно-Сибирского от 14.02.11 № А45-14320/2010, Поволжского от 30.07.10 № А65-6021/2010, Уральского от 06.10.10 № Ф09-8017/10-С1 округов.

Судьи ФАС Дальневосточного и Московского округов, напротив, полагали, что пункты приема ставок не отвечают признакам букмекерской конторы, а соответствующий вид деятельности не подлежит лицензированию***.

***  См. постановления ФАС Дальневосточного от 21.12.10 № Ф03-8690/2010, Московского от 06.12.10 № КА-А40/14385-10 округов.

Президиум ВАС РФ в этом вопросе поддержал налоговиков. Теперь налогоплательщикам следует исходить из того, что прием ставок лицензируется, а каждый пункт, в котором такой прием производится, должен быть указан в лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №14, июль 2011 г.

Начать дискуссию