юрисконсульт АФ «Фабер Лекс».
Как известно, главной особенностью АО, которая выделяет его из ряда дру-гих
юридических лиц, является эмиссия акций.
Выпуск акций, в том числе и первоначальный, требует государственной ре-гистрации,
которую осуществляет ФКЦБ и ее региональные отделения. В Красно-дарском крае
регистрацию осуществляет Ростовское региональное отделение.
В настоящее время общие вопросы, связанные с некоторыми этапами эмис-сии ценных
бумаг, регламентируется главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации,
Законом РФ от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных об-ществах» и Законом
РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бу-маг».
Однако более детально процедура эмиссии для каждого способа размеще-ния ценных
бумаг регулируется нормативными актами ФКЦБ России, в частности, Постановлением
от 3 июля 2002 года № 25/пс «Об утверждении стандартов эмис-сии акций, размещаемых
при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии» и Постановлением
от 30 апреля 2002 года № 16/пс «Об эмиссии акций и облигаций, конвертируемых
в акции».
Процедура эмиссии согласно этим стандартам включает в себя следующие этапы:
- принятие решения о выпуске акций,
- регистрация выпуска акций,
- изготовление сертификатов для документарной формы акций,
- размещение акций,
- регистрация отчётов об итогах выпуска.
Если акции размещаются среди неограниченного круга владельцев или с числом
акционеров свыше 500, а также когда общий объём превышает 50 тысяч МРОТ, процедура
эмиссии сопровождается регистрацией проспекта.
Стандартами предусмотрено, что документы на государственную регистра-цию выпуска
акций при учреждении общества должны быть представлены в реги-стрирующий орган
не позднее одного месяца с даты государственной регистрации АО.
Многие АО, как показывает практика, пренебрегают регистрацией первично-го выпуска,
считая её лишней процедурой. Особенно это относится к АО с не-большим числом
акционеров, не настроенных на дальнейшую перепродажу своих акций. Обращение
таких акций запрещено законом.
Так, Законом Российской Федерации от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О за-щите прав
и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» был уста-новлен запрет
на совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с при-надлежащими ему ценными
бумагами до их полной оплаты и регистрации отчёта об итогах их выпуска.
В соответствии с ГК сделка, не соответствующая требованиям законода-тельства,
ничтожна, т.е. не влечёт правовых последствий с момента её соверше-ния.
Судебная практика показывает, что при возникновении корпоративного конфликта
в акционерном обществе первое, что делают стороны конфликта, пы-таются оспорить
права другой стороны на акции, и зачастую небезуспешно. В об-зоре практики разрешения
споров, связанных с размещением и обращением ак-ций, приведённом в информационном
письме Президиума ВАС от 21 апреля 1998 года № 33, указано, что сделка по договору
купли-продажи акций, совершённая до регистрации решения о выпуске акций, признаётся
судом недействительной, по-этому при покупке акций на вторичном рынке следует
убедиться в том, что отчёт об итогах их выпуска зарегистрирован.
Решение о выпуске акций как при первоначальной эмиссии, так и при до-полнительной
эмиссии утверждается советом директоров общества. Решение о выпуске акций с
числом акционеров менее 50 утверждается общим собранием ак-ционеров (в случае,
если это не запрещено уставом).
При учреждении общества регистрация отчёта об итогах выпуска акций осуществляется
одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Отчёт также утверждается
советом директоров либо общим собранием акционе-ров, если число акционеров общества
менее 50-ти.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию первоначального
выпуска акций и регистрацию отчёта или принять мотивирован-ное решение об отказе
не позднее 14 дней с даты представления всех документов и магнитных носителей.
Общество вправе внести изменения в документы, представленные для гос-регистрации,
не позднее чем за 10 дней до окончания срока, установленного для регистрирующего
органа.
Процедура эмиссии дополнительного выпуска акций включает в себя те же этапы,
что и при первоначальной эмиссии, за исключением того, что отчёт регист-рируется
после регистрации решения о выпуске акций.
Для того, чтобы у АО была возможность произвести дополнительный вы-пуск акций,
устав должен содержать следующие моменты:
- положение, которое даёт обществу право выпускать дополнительное коли-чество
акций. Следует указать количество акций, которые общество вправе выпускать дополнительно,
причём это количество может быть большим, чем последующий выпуск, но не меньшим;
номинальная стоимость каждой акции, выпускаемой дополнительно, их категория
и тип;
- положение, согласно которому общество вправе производить увеличение уставного
капитала путём выпуска дополнительного количества акций в пределах количества
объявленных акций;
- положение, определяющее права акционеров – владельцев акций.
При отсутствии хотя бы одного из указанных положений в уставе осуще-ствлять
дополнительную эмиссию акций общество не вправе.
Сам порядок осуществления процедуры дополнительного выпуска акций установлен
стандартами № 16/пс.
Размещение дополнительного выпуска акций осуществляется путём:
- распределения дополнительных акций среди акционеров АО,
- подписки,
- конвертации.
Распределение акций возможно только за счёт:
- добавочного капитала;
- остатков фондов специального назначения АО по итогам предыдущего го-да, за
исключением резервного фонда;
- нераспределённой прибыли прошлых лет.
При этом сумма, на которую увеличивается уставный капитал АО за счёт его имущества,
не должна превышать разницу между стоимостью чистых акти-вов и величиной уставного
капитала и резервного фонда на момент принятия решения об увеличении уставного
капитала путём размещения дополнитель-ных акций посредством распределения их
среди акционеров.
Конвертация акций может осуществляться путём:
- конвертации в акции привилегированных акций, или облигаций, конверти-руемых
в акции;
- конвертации в акции с большей номинальной стоимостью;
- конвертации в акции с меньшей номинальной стоимостью;
- конвертации в привилегированные акции с иными правами привилегиро-ванных акций
того же типа;
- конвертации в акции акций при решение об их консолидации;
- конвертация в акции акций при решении об их дроблении.
Для осуществления госрегистрации дополнительного выпуска акций в регистрирующий
орган необходимо представить следующие документы:
- Анкету эмитента и заявление на госрегистрацию выпуска, составленные в соответствии
с формами приложений 1 и 2 к стандартам.
- Решение о выпуске ценных бумаг. Несмотря на то, что согласно стандар-там в
решении о выпуске акций , размещаемых путём подписки, может не содер-жаться
срока, цены размещения ценных бумаг, а также сведений, относящихся к цене размещения
ценных бумаг, на практике регистрирующие органы рекоменду-ют все же указывать
эти данные. В решении о выпуске ценных бумаг, размещае-мых путём закрытой подписки,
должен быть указан круг лиц, среди которых эми-тент намерен разместить акции.
Описываемые в решении права, предоставляе-мые по каждой акции, должны соответствовать
уставу с соблюдением той же, что и в уставе, нумерации пунктов.
- Проспект эмиссии. Он может не содержать срока, цены размещения акций. В случае
отсутствия необходимости предоставлять проспект эмиссии, в регистри-рующий орган
предоставляется документ, подтверждающий, что количество при-обретателей этих
акций не превысит 500 (если это не следует из решения об их выпуске).
- Нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о госрегистрации.
- Протокол, отражающий решение о размещении ценных бумаг.
- Протокол, отражающий решение об утверждении решения о выпуске цен-ных бумаг.
- Бухгалтерские балансы.
- Справка госкомстата.
Следует обратить внимание на то, что при обращении в различные регист-рирующие органы могут возникать дополнительные требования по представле-нию документов, непредусмотренных стандартами, поэтому имеет смысл предва-рительно связаться с соответствующим органом, чтобы выяснить этот вопрос подробнее.
В рассматриваемой ситуации Отчет об итогах выпуска ценных бумаг пред-ставляется
в регистрирующий орган уже после регистрации дополнительного вы-пуска акций
и должен быть представлен в регистрирующий орган не позднее 30 дней после истечения
срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистри-рованном решении об их
выпуске, а если все акции выпуска размещены до исте-чения срока их размещения
- не позднее 30 дней с момента размещения послед-ней ценной бумаги выпуска.
При составлении отчета об итогах выпуска ценных бумаг нередко возника-ют вопросы,
связанные с определением цены их размещения. Цена размещения может быть любой
и устанавливается решением совета директоров эмитента ли-бо органа, выполняющего
его функции. При этом принимающий соответствующее решение орган эмитента должен
руководствоваться ст. 77 Закона Российской Фе-дерации от 26 декабря 1995 года
№ 208-ФЗ "Об акционерных обществах", предла-гающей порядок определения
рыночной стоимости имущества общества. Цена размещения не может быть ниже номинальной
стоимости акций, указанной в ре-шении об их размещении.
Документы на госрегистрацию выпуска предоставляются в регистрирую-щий орган
либо лично представителем эмитента, либо заказным письмом с уве-домлением под
расписку.
Размещение ценных бумаг должно быть осуществлено в течение срока, указанного
в решении об их выпуске, но не позднее одного года с даты принятия решения о
выпуске ценных бумаг.
Статьи закона и стандарты эмиссии содержат перечень оснований, по ко-торым регистрирующим
органом может быть принято решение об отказе в регист-рации выпуска ценных бумаг.
Стандартами эмиссии, например, предусмотрена неполная уплата налога на операции
с ценными бумагами. Кроме этого, не пол-ная оплата уставного капитала акционерного
общества - эмитента (за исключени-ем выпусков акций, размещаемых при учреждении
АО); отсутствие регистрации отчета об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков
акций и внесения со-ответствующих изменений в устав акционерного общества -
эмитента; отсутствие регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее
выпусков облига-ций акционерного общества - эмитента.
Государственная регистрация выпуска облигаций не может быть осущест-влена до
полной оплаты уставного капитала эмитента; до регистрации отчетов об итогах
всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствую-щих изменений
в устав акционерного общества - эмитента.
Не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация выпуска
акций и выпуска облигаций (за исключением выпуска акций и выпуска конвертируемых
в них облигаций); выпуска обыкновенных и привилегированных акций (за исключением
выпуска обыкновенных и выпуска привилегированных ак-ций, размещаемых при учреждении
общества или путем распределения среди ак-ционеров акционерного общества, а
также путем конвертации); двух и более вы-пусков обыкновенных акций или двух
и более выпусков привилегированных акций одного типа.
Нарушения законодательства, допущенные при эмиссии акций, могут при-вести
к недействительности выпуска акций. Общим последствием этого (как для первичного
выпуска акций, так и для последующих) является аннулирование госу-дарственной
регистрации выпуска акций, а также аннулирование самих акций. Признание выпуска
ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обраще-ния ценных бумаг данного
выпуска и возвращение владельцам таких ценных бу-маг денежных средств (другого
имущества ), полученных эмитентом в счет оплаты акций. Однако, если при аннулировании
дополнительных выпусков акций размер уставного капитала уменьшается, то при
аннулировании первичного выпуска (тем более при отсутствии последующих выпусков)
встает вопрос о существовании са-мого акционерного общества, так как без акций,
акционеров и, соответственно, ле-гитимных органов управления существование акционерного
общества невозмож-но в принципе. Поэтому при рассмотрении иска о признании первичного
выпуска акций недействительным следует одновременно решать вопрос о ликвидации
ак-ционерного общества.
Более сложным представляется вопрос о возможности существования ак-ционерных
обществ, где присутствует несколько выпусков акций и первичный признается судом
недействительным. Если в ходе эмиссии первичного выпуска акций были допущены
нарушения законодательства РФ, значит, и акционерное общество было создано незаконно.
Следовательно, в данном случае суд должен принимать решение о ликвидации незаконно
созданного акционерного общества. Таким образом, необходимым следствием недействительности
первичного выпус-ка акций общества является ликвидация общества.
Несогласованность правовых норм можно проиллюстрировать также на следующем примере.
В соответствии с п. 1.7 Положения ФКЦБ от 31 декабря 1997 года № 45 «О порядке
приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бу-маг несостоявшимся или
недействительным» любой выпуск акций, в том числе и первичный, может быть признан
недействительным только в судебном порядке после регистрации отчета об итогах
выпуска этих ценных бумаг. Статьей 13 За-кона «О защите прав и законных интересов
на рынке ценных бумаг» установлен сокращенный срок исковой давности по делам
о признании выпуска ценных бумаг недействительным – один год с даты начала размещения
ценных бумаг. Данная норма применяется к искам, предъявляемым после вступления
этого Закона в си-лу, т.е. после 11 марта 1999 года. К искам, предъявленным
до этой даты, приме-нялся общий трёхгодичный срок исковой давности.
Итак, выпуск акций может быть признан судом недействительным в тече-нии одного
года со дня размещения акций, но после государственной регистрации отчёта об
итогах выпуска акций. В то же время документы на государственную регистрацию
выпуска и отчёта об итогах выпуска акций могут быть поданы по ис-течении годичного
срока со дня размещения акций первичного выпуска среди уч-редителей (п.10.18.4
Стандартов эмиссии). Как уже упоминалось, дата размеще-ния акций первичного
выпуска совпадает с датой государственной регистрации общества. Таким образом,
при регистрации отчёта об итогах выпуска по истече-нии одного года со дня государственной
регистрации общества такой первичный выпуск вообще не может быть признан недействительным.
Начать дискуссию