Право

Новые формы для инновационного бизнеса

Два новых законопроекта «Об инвестиционном товариществе» и «О хозяйственных партнерствах», переданных Правительством в Государственную думу, призваны изменить условия ведения инновационного бизнеса в России. Только ли у инновационного или же у «обычного» бизнеса тоже будет возможность воспользоваться нововведениями?

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Два новых законопроекта «Об инвестиционном товариществе» и «О хозяйственных партнерствах»,  переданных  Правительством в Государственную думу, призваны изменить условия ведения инновационного бизнеса в России. Только ли  у инновационного или же у «обычного» бизнеса тоже будет возможность воспользоваться нововведениями? 

Проект федерального закона «Об инвестиционном товариществе» направлен на создание правовых условий для привлечения инвестиций в развитие экономики Российской Федерации, реализации инвестиционных проектов и осуществления иной совместной инвестиционной деятельности с использованием договора об инвестиционном товариществе. Инвестиционное товарищество не будет являться юридическим лицом, это всего лишь разновидность договора простого товарищества (глава 55 ГК РФ).   По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) будут соединять свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Второй проект — «О хозяйственных партнерствах» — направлен на появление нового вида юридического лица —  хозяйственных партнерств, которые будут являться коммерческими организациями, созданными двумя или более лицами.

Новые формы для венчурных (особо рисковых) инвестиций были изобретены по поручению президента Медведева Д.А. Под венчурными предприятиями (компаниями) принято понимать организации, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений с неопределенным заранее доходом. Венчурный бизнес — это особо рисковое инвестирование высокотехнологичных проектов на ранних стадиях, их выращивание и развитие или дальнейшая продажа стратегическим  инвесторам или венчурным фондам.

Чем  правительство не устроили   имеющие организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и обществ, можно узнать, обратившись к тексту пояснительной записки к законопроекту: «Так, например, наиболее распространенные формы коммерческих организаций в России — общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО) — хотя и соответствуют в некоторой степени ряду требований, предъявляемых инновационным бизнесом, не свободны от многих недостатков, серьезно затрудняющих их использование в инновационных (в том числе венчурных) бизнес-проектах.

Одним из таких недостатков является  крайняя степень зарегулированности условий формирования (изменения) уставного капитала (в связи с отсутствием в российском акционерном законодательстве концепции «переменного капитала»), что серьезно затрудняет возможность реализации столь важного для венчурных компаний постадийного финансирования».

О недостатках  товариществ в пояснительной записке можно найти, к примеру, следующее: «Так, например, товарищество на вере, несмотря на наличие переменного складочного капитала, позволяющего реализовывать поэтапное финансирование (commitments), не допускает возможности ограничения выхода участников из товарищества, что полностью противоречит самой природе и практике венчурной проектной деятельности.

Кроме того, полный товарищ (управляющая компания) несет неограниченную имущественную ответственность по обязательствам товарищества и может участвовать только в одном товариществе на вере, следовательно, управлять только одним бизнес-проектом, что делает эту форму абсолютно непривлекательной для венчурных капиталистов, а значит, и в целом для реализации венчурных бизнес-проектов».

Таким образом, разработчики проекта из Минэкономразвития,  жонглируя эпитетом «венчурный», признают, что существующие типы коммерческих организаций не позволяют достаточно свободно и без организационных проволочек проводить  этапные инвестиции, участвовать одновременно в нескольких проектах, ограничивают право инвестора выйти из дела до его завершения и т.п.

Остается непонятным одно — почему весь бизнес должен продолжать существовать  в состоянии «зарегулированности». Даже разработчики законопроектов признают, что «совершенствование имеющихся институтов акционерного общества и/или общества с ограниченной ответственностью для целей создания приемлемой организационно-правовой формы юридического лица для осуществления венчурных (инновационных) бизнес-проектов сопряжено с рядом обстоятельств, делающих такой подход принципиально неприемлемым».

Принимая во внимание, что любой бизнес в текущих условиях можно отнести к категории «особо рисковый», а с учетом изобретательности наших предпринимателей, «инновационную составляющую» многие также смогли бы подыскать под вложение собственного  капитала, можно   было бы надеяться на широкое применение новых форм ведения бизнеса (или же реформу имеющихся).  Однако в обоих проектах разработчики заложили ограничения на виды деятельности, которыми можно будет заниматься в рамках инвестиционного товарищества и хозяйственного партнерства.

В первом случае правительством будет утвержден перечень видов деятельности, которыми могут заниматься участники инвестиционного товарищества, а во втором будет утвержден  перечень видов деятельности, которые не могут осуществляться партнерствами.

Таким образом, скорее всего на долю «обычного» бизнеса останутся традиционные организационно-правовые формы, а точнее одна, наиболее приемлемая  — ООО. Как же будут развиваться институты инвестиционного товарищества и хозяйственного партнерства, мы расскажем в следующих номерах нашего журнала.

Начать дискуссию