6 июня 2011 года в Государственную Думу Правительством РФ был внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию». Весь документ посвящен изменениям в ФЗ «Об акционерных обществах» в части реализации и защиты прав акционеров.
Главная тенденция указанного документа заключается в направлении государственного регулятора на еще большую открытость акционерного общества и защиту прав акционеров на получение информации.
В принципе, следует отметить, что этих изменений следовало ожидать – как реакции государства на Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144. Практически все положения Информационного Письма, направленного для арбитражных судов, выражены в законопроекте.
Таким образом, к расширению информационной открытости акционерных обществ подошли комплексно – и со стороны судебной власти, и со стороны законодательной.
Итак, что же нового для акционерного общества можно увидеть в проекте. Главное – это установление нормативной обязанности АО по предоставлению информации и документов своим акционерам в отношении подконтрольных организаций – дочерних обществ. Следует отметить, что понятие подконтрольной организации появилось в правовом поле значительно недавно – в конце 2010 года, путем его введения в ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно имеющемуся там определению – это организации, в которых общество владеет более чем 50% голосов.
Как известно, очень часто руководство АО выводило ликвидные активы на дочерние организации, превращая общество в «пустышку». Акционер, обращаясь в АО с требованием о предоставлении документов по дочерним организациям, получал ожидаемый отказ, не имея на эту информацию никаких полномочий. Если в самом АО миноритарии хоть как–то могли следить за финансовой деятельностью общества, то к дочкам доступ для них был закрыт.
Проект же предусматривает информационную открытость и для дочерних предприятий акционерного общества. Если изменения будут приняты, то акционеры получат доступ ко всем документам дочернего общества в том объеме, в котором само АО вправе запрашивать документы у подконтрольной организации.
Еще одно нововведение предлагают авторы проекта – так называемый специальный аудитор. В новой редакции рассматривается возможность предоставления акционеру – 10% права в любое время потребовать проведения специальным аудитором проверки текущих дел общества и достоверности его финансовой отчетности, причем расходы такого акционера общество в последствии возмещает согласно положениям Устава.
Но есть в законопроекте и положительные новшества для обществ. Предоставляется возможность для АО предусмотреть в своем уставе такую форму уведомления своих акционеров о проведении собрания как размещение сообщения на сайте общества в сети Интернет. Предъявляются 3 требования при использовании указанного способа уведомления:
- адрес сайта в сети Интернет должен быть указан в уставе общества;
- этот сайт используется обществом для раскрытия информации;
- само сообщение или ссылка на него должна быть размещена на главной странице.
Если рассматриваемое нововведение о порядке сообщения акционерам о собрании будет принято, то это значительно упростит для общества процедуру подготовки собрания и в финансовом плане и в организационном.
Кроме этого, расширяется перечень документов, подлежащих обязательному предоставлению акционерам. К их числу можно отнести договоры с регистратором и аудитором общества, договоры, являющиеся крупными сделками и сделками с заинтересованностью, судебные акты по корпоративным спорам общества и иные документы.
Подводя итог, можно прийти к выводу, что хотя на данный момент и не ясно, в какой редакции будет принят рассматриваемый законопроект и будет ли принят вообще, однако нельзя не отметить нацеленность государственного регулятора на расширение информационного пространства для акционеров.
Начать дискуссию