Как вести себя хозяину фирмы, когда к нему пришли незваные гости? Своими рецептами на этот счет с посетителями конференции «Бизнес в России: безопасность (не) гарантируется!» поделился партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Рустам Курмаев. Его советы слушал и интерпретировал корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Дышите глубже
Прежде всего, уточню, что все сказанное ниже не относится к ситуациям, называемым в народе «маски-шоу». У людей в масках, которые ворвались в ваш офис с автоматами, свои представления о ходе дальнейшей дискуссии, и пытаться их поменять не только бесполезно, но и вредно. А вот если общение складывается не столь жестко, то сделать кое-что можно и нужно.
Персонаж Евгения Леонова в «Джентльменах удачи», помнится, говорил: «Вежливость - главное оружие вора». Перефразируя его, скажу, что вежливость - главный наш адвокат. Дело в том, что все наши правоохранители действуют по одной схеме - первые полтора-два часа общения они создают для клиентов усиленный психологический стресс, чтобы создать у них чувство вины. И наша задача - попытаться расслабить гостей, чтобы через полтора часа пустого разговора о том, что все кругом преступники, наконец, подойти к конструктивному диалогу.
Трям, здравствуйте!
Итак, прежде всего следует вежливо поздороваться с гостями. Второе - проверить служебное удостоверение, переписать данные, выяснить основание прихода. Нужна инструкция на этот счет для охраны или сотрудников ресепшена. Их основная задача - попытаться задержать правоохранителей в момент первого визита (если те, конечно, не начинают взламывать двери). Чтобы предприниматель успел связаться с адвокатом, выключить сервер, наконец, покинуть офис.
Нужно с самого начала выяснить причину визита. Что это - проверка (плановая или внеплановая) или же следственные действия? Сразу уточните свой процессуальный статус.
Сохраняем спокойствие
Сразу хочу предостеречь вас от соблазна устроить гостям провокацию - включить пожарную сирену, выключить свет и т.д. Все подобные действия приведут только к обострению ситуации не в вашу пользу.
Не дожидаясь требования, предоставьте визитерам административное помещение для работы. Можете предложить им напитки (если, конечно, это выглядит уместно). Во-первых, это улучшает доверие, во-вторых, проверяющие не разбредаются по всему офису.
Старайтесь, чтобы беседу с проверяющими вел один человек, а число присутствующих сотрудников компании было минимальным. Заранее определите соответствующим подразделениям компании задачи на случай тревоги. Дело в том, что следствие иногда пытается командовать вашими сотрудниками, хотя они в принципе не обязаны подчиняться.
И еще, как правило, следователь - доморощенный психолог с амбициями. Простейший для него метод вывести ваш коллектив из равновесия – это громко закричать: «Вася, иди сюда скорее, я тут такое нашел, тут все преступники!». На такие слова сотрудники сбегаются с желанием помочь (и риском вам навредить). Не должны прибегать по своей инициативе ни главбух, ни начальник охраны, ни другие специалисты.
Правила поведения на допросе
По максимуму приближайте свой рассказ к реальности, но используйте минимальное количество деталей. Лучшее показание – «не помню, вспомню позже». Это и не ложное показание, и не отказ от его дачи.
Помните, что от показаний, данных в отсутствие защитника, впоследствии можно отказаться.
Любая фамилия - повод для последующего допроса или очной ставки. Если о каком-то факте известно Иванову, Петрову и Сидорову, упомяните только Иванова.
Статья 51 Конституции позволяет вам не свидетельствовать против себя и своих близких. Но помните, что у следствия открытая апелляция к ней вызывает подозрения. Тем более нельзя отказываться, если звучит вопрос о конкретных людях, не являющихся вашими родственниками.
Не забывайте зафиксировать все свои возражения и замечания в процессуальных документах.
Все документы (если речь не идет об обыске) должны предоставляться только через адвоката (стоит учитывать, что бесплатные адвокаты, как правило, сотрудничают со следствием). И вообще, взвешивайте, что лучше - отдавать документы или нет. Что перевесит - административная ответственность за их непредоставление или же ущерб от их фактического содержания?
Затребованные документы потом можно предоставлять без указания конкретного адресата в правоохранительном органе - у них будет шанс затеряться.
***
Конечно, кто-то может отнестись к этим советам с иронией. Но помните - проверка и конкретное уголовное дело - очень разные вещи. Инструктаж сотрудников, их четкое понимание, что делать в проблемной ситуации всегда пригодятся, чтобы первое не переросло во второе.
Начать дискуссию