КоАП РФ

Государственные услуги без волокиты и по закону

На прошлой неделе Президент РФ подписал закон, призванный обеспечить реальное соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, повысив качество и оперативность их предоставления.Соответствующие поправки в федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях назревали давно и были обусловлены рядом факторов.

На прошлой неделе Президент РФ подписал закон, призванный обеспечить реальное соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, повысив качество и оперативность их предоставления. Соответствующие поправки в федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и КоАП РФ назревали давно и были обусловлены рядом факторов.

Во-первых, законодательство о государственных услугах до сих пор не содержало сколь-нибудь внятного механизма рассмотрения жалоб и претензий на действия чиновников. Все жалобы рассматривались в общем порядке, определенном законом “О порядке рассмотрения обращений граждан”, что приводило к чрезмерной волоките и, в конечном счете, недопустимому затягиванию процедур предоставления госуслуг.

Во-вторых, отсутствовала и правовая ответственность за нарушение порядка предоставления услуг, что позволяло служащим заниматься самоуправством и многократно усиливало коррупционные риски в данной сфере. Указанные проблемы и призван устранить подписанный президентом закон.

Что может быть обжаловано

До недавнего времени законодатели предпочитали умалчивать о том, как стоит квалифицировать действия служащих при предоставлении некачественных государственных и муниципальных услуг. Все же злоупотребления в данной области объединяло одно общее понятие – “волокита”. Поэтому заявителям приходилось самостоятельно определять степень недобросовестности чиновников в той или иной ситуации, а процесс обжалования их действий и бездействия по большей части строился чисто на интуитивных началах.

Сейчас законодательство уже довольно обстоятельно и определенно отвечает на вопрос о том, что же следует считать неправомерными действиями должностных лиц при предоставлении госуслуг и в каких случаях к таким действиям могут быть предъявлены претензии. Итак, в соответствие с новым законом обжалованы могут быть следующие действия должностных лиц, госорганов и многофункциональных центров:

- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной, или муниципальной услуги;

- нарушение должностными лицами законного срока предоставления услуги;

- истребование у заявителя документов и сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами;

- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами;

- отказ в предоставлении услуги, если спорные основания для такого отказа прямо не предусмотрены законодательством;

- затребование с заявителя денежной платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;

- отказ государственного органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Все указанные действия и составляют так называемый “предмет досудебного (внесудебного) обжалования” по новому закону и изначально квалифицируются им как неправомерные. Это справедливо в отношении всех подобных решений, действий, бездействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, должностных лиц этих органов, а также государственных и муниципальных служащих.

Порядок подачи и рассмотрения административных жалоб

Напомним, согласно действующему закону 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", порядок и сроки рассмотрения жалоб граждан не дифференцирован в зависимости от степени срочности того или иного вопроса, требующего разрешения. Отсюда следует, что чиновники, рассматривая жалобы граждан, имеют полное право игнорировать наличные потребности заявителей в данный момент времени, не согласуясь с необходимостью получения государственной услуги в кратчайшие сроки.

Также данный закон не исключает и вероятность отказа в удовлетворении жалобы исключительно по формальным основаниям.  Более того, в законе отсутствует возможность обращения с жалобой в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц. В связи с этим подписанный закон устанавливает универсальное право заявителей на внесудебное рассмотрение жалоб и претензий в процессе получения государственных и муниципальных услуг, а также порядок подачи и рассмотрения таких жалоб.

В соответствии с новыми требованиями жалоба на действия госслужащих, осуществляющих предоставление государственных услуг, подается в письменной форме на бумажном носителе, или в электронной форме непосредственно в орган, предоставляющий услугу. При этом жалобы и претензии на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего услугу, подаются в вышестоящий орган. Жалоба направляется по почте, либо через многофункциональный центр.

Кроме того, закон закрепляет и дополнительные способы подачи жалоб и претензий – с помощью интернета через официальный сайт органа, предоставляющего услугу, единый портал государственных и муниципальных услуг, либо региональный портал государственных и муниципальных услуг. Также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя. Порядок подачи и рассмотрения жалоб через интернет отдельно устанавливается Правительством РФ.

Для того, чтобы жалоба была принята и рассмотрена, в ней должно содержаться наименование органа, предоставляющего услугу, или муниципального служащего, решения и действия которого обжалуются, фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя, номер контактного телефона и почтовый адрес. В том случае, если заявителем выступает юридическое лицо, указываются сведения о месте нахождения заявителя и его контактные данные.

Также жалоба должна содержать полные сведения об обжалуемых решениях и действиях и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, предоставляющего государственную услугу. Дополнительно заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

По общему правилу жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае же обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, равно как и в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений, жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Предполагается, что в будущем отдельным правовым актом будут предусмотрены случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть еще меньше.

По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо удовлетворяет жалобу, либо отказывает в ее удовлетворении.

Удовлетворение жалобы осуществляется в форме отмены ранее принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено законодательством, а также в иных формах.В свою очередь ответ о результатах рассмотрения  жалобы направляется заявителю не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения. Ответ должен быть мотивирован (то есть, содержать ссылки на конкретные НПА) и направлен заявителю в письменной, или по желанию последнего в электронной форме.

Ответственность за волокиту

В целях полного и неукоснительного соблюдения должностными лицами органов исполнительной власти установленных стандартов предоставления государственных услуг, а также порядка удовлетворения административных жалоб законом вводится ответственность госслужащих.

К ответственности недобросовестные исполнители госуслуг могут быть привлечены в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы. Здесь при наличии признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно обязано направлять имеющиеся материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении дела.

В соответствии с этим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей (статья 5.63) – “Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. Данная статья выделяет сразу несколько составов правонарушений, предусматривая за их совершение довольно внушительного размера штрафные санкции.

Так, нарушение должностным лицом органа исполнительной власти либо сотрудником многофункционального центра порядка предоставления государственной услуги теперь влечет наложение административного штрафа в размереот трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Истребование же указанными лицами дополнительных документов или платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа в размереот пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Кроме того, законом установлена штрафная ответственность и за нарушение порядка или сроков   рассмотрения жалобы, а также за незаконный отказ или уклонение от принятия ее к рассмотрению. За данные действия должностным лицам придется заплатить от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Начать дискуссию