Раскрытие информации: что нужно знать всем акционерным обществам

Правовой режим раскрытия информации российскими акционерными обществами определяется видом ценных бумаг и порядком их размещения. Статья 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» характеризует публичное размещение ценных бумаг как размещение их путем открытой подписки. В большей степени это относится к приобретению ценных бумаг на торгах фондовой биржи и/или иных организаторов торговли.

Источник: ООО “Гестион-Консалт”

Правовой режим раскрытия информации российскими акционерными обществами определяется видом ценных бумаг и порядком их размещения.  Статья 2 Федерального закона «О рынке ценных  бумаг» характеризует публичное размещение ценных бумаг как размещение их путем открытой подписки. В большей степени это относится к приобретению ценных бумаг на торгах фондовой биржи и/или иных организаторов торговли.

В этой связи на практике называют публичными компании, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовой бирже. Обращение акций на фондовом рынке означает их доступность неограниченному кругу инвесторов. Поэтому законодатель обязывает публичную компанию обеспечить широкую информативность и доступность сведений о себе уполномоченным государственным органам, а также любым заинтересованным лицам в форме раскрытия информации, предусмотренной законодательством о рынке ценных бумаг.

Под обязанность раскрывать информацию, таким образом, подпадают все открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение ценных бумаг. Пункт 1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает перечень документов, в обязательном порядке раскрываемых акционерным обществом: годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность; проспект эмиссии ценных бумаг в определенных случаях; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения.

Раскрытие информации, в соответствии с п. 2 той же статьи, осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Основные требования к раскрытию информации определены статьей 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.

Разделом VIII Положения установлено, что акционерное общество, осуществившее публичное размещение ценных бумаг, обязано также раскрывать устав и внутренние документы общества, сведения об аффилированных лицах и дополнительные сведения, например, сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг общества, о приобретении обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества и адрес сайта в сети Интернет, на котором общество публикует годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность.

Положением вменяются акционерным обществам следующие способы раскрытия информации:

  • в форме ежеквартального отчета
  • в форме сообщения о существенных фактах
  • обязательное раскрытие информации акционерными обществами.

Кроме того, в случае размещения ценных бумаг акционерное общество осуществляет раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг.

Итак, состав, порядок и сроки раскрытия информации открытым акционерным обществом и закрытым акционерным обществом в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг определены в достаточном объеме указанным Положением.

Что же касается большинства российских ЗАО, которые не проводили и не проводят публичного размещения своих ценных бумаг, по смыслу пунктов 8.1.1-8.1.3 главы VIII Положения, обязанности по раскрытию указанной информации у них не возникает. Однако в отношении непубличных компаний закон также устанавливает определенные правила информативности.

Во-первых, при приобретении обыкновенных акций другого акционерного общества. В соответствии с абз. 29 ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5,10,15,20,25,30,50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций. Владелец обыкновенных акций направляет эмитенту и в ФСФР уведомление, содержащее сведения об имени или наименовании владельца, наименовании эмитента, государственном номере выпуска (дополнительного выпуска) акций, количестве принадлежащих эмитенту акций. Иных требований к содержанию и форме уведомления  закон не устанавливает. Сама форма уведомления была рекомендована к применению ФСФР в информационном письме от 18.03.2008 г. № 08-ВМ-03/4874.

Таким образом, закрытое акционерное общество должно раскрывать информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций других акционерных обществ.

В отношении публичных компаний, которые обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, информация раскрывается ими в форме не уведомления, а сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг. Такая информация должна раскрываться путем опубликования в ленте новостей уполномоченных информационных агентств, на странице в сети Интернет и путем направления в регистрирующий орган. К слову сказать, обязанность иметь сайт в Интернете и опубликовывать в ленте новостей информационного агентства информацию о деятельности общества, существует только у эмитентов эмиссионных ценных бумаг, к которым мы обратились в начале статьи.

Во-вторых, определенный объем информации должны предоставлять в регистрирующий (выпуск акций) орган акционерные общества, самостоятельно ведущие реестр владельцев именных ценных бумаг. Согласно п.3 ст. 44 ФЗ «Об акционерных обществах» общество само может выступать держателем реестра своих ценных бумаг, если число его акционеров (в том числе владельцев акций всех категорий и типов, а также облигаций) не превышает 500. Особенности самостоятельного ведения реестра эмитентами ценных бумаг определяет Приказ ФСФР от 13.08.2009 г. № 09-33/пз-н. Приказ распространяется на все акционерные общества, в том числе непубличные ЗАО.

Пункт 2.1. Приказа устанавливает, что акционерное общество, самостоятельно ведущее реестр, обязано разработать и утвердить особый внутренний документ - Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также обеспечить их доступность любому заинтересованному лицу независимо от целей получения данной информации. Таким образом, все акционерные общества, ведущие реестр самостоятельно, обязаны осуществлять раскрытие указанных Правил, обеспечив возможность любому лицу ознакомиться с Правилами в помещении исполнительного органа общества или в помещении, используемом для осуществления функций ведения реестра. По требованию любого заинтересованного лица общество обязано предоставить (направить) ему заверенную копию Правил в течение семи дней бесплатно или за плату, не превышающую затрат на ее изготовление.

Кроме того, акционерные общества обязаны раскрывать Правила в сети Интернет для открытого доступа. При этом публичные компании обязаны размещать их на своей либо любой другой странице в Интернете, используемой для раскрытия годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности и иных обязательных к раскрытию документов. Все иные ЗАО могут выбрать альтернативный вариант - вместо размещения Правил в сети Интернет разослать заверенные копии Правил всем лицам, зарегистрированным в реестре.

Акционерные общества обязаны обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, размещенной в Интернете, а также сообщать адрес страницы в Интернете, на которой осуществляется раскрытие Правил, любому заинтересованному лицу. Кроме того, информация о сайте в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие Правил, должна входить в состав ежегодного отчета.

Такая обязанность установлена названным Приказом: все акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, обязаны представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода в территориальные органы ФСФР по месту своего нахождения. Такая отчетность должна содержать следующую информацию:

  • общие сведения об акционерном обществе (в том числе полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);
  • сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;
  • сведения о доле государственной и муниципальной собственности (в том числе наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, "золотая акция");
  • сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.

Представляемая отчетность составляется по форме, рекомендованной ФСФР в письмеФСФР от 11.02.2010 г. № 10-ВМ-02/2620. Она должна содержать указание на дату ее составления и должна быть подписана уполномоченным лицом акционерного общества с указанием его должности и скреплена оттиском печати.

Закрытые акционерные общества, осуществляющие раскрытие Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг путем направления заверенных в надлежащем порядке копий Правил лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, направляют в качестве приложения к отчетности заверенную в надлежащем порядке копию действующих Правил.

До недавнего времени у всех акционерных обществ существовала еще одна обязанность – уведомлять уполномоченный государственный орган о стоимости своих чистых активов. Такое положение было предусмотрено подп. «ф» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю дату отчетного периода. Однако в последний раз акционерные общества должны были предоставить такие сведения до 31 октября 2011 года. Дело в том, что с 1 января 2012 года в ЕГРЮЛ более не содержатся сведения о чистых активах. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 228-ФЗ (далее - Закон).

Таким образом, отныне ежеквартально информировать органы ФНС о стоимости чистых активов не придется, однако ее все равно необходимо будет рассчитывать для целей ведения бухгалтерского учета. Тем более что раздел о состоянии чистых активов теперь должен содержаться  в годовом отчете не только акционерных обществ, но и обществ с ограниченной ответственностью. При этом все общества должны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости их чистых активов. Для ООО это нововведение, предусмотренное названным Законом - сведения о размере чистых активов, а также иные сведения будут теперь отражаться в новом федеральном информационном ресурсе - Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - Единый реестр). Соответствующие изменения Закона вступают в силу с 1 января 2013 года.

Сведения Единого реестра должны быть открытыми, общедоступными и размещаться в сети Интернет. При этом перечень сведений дублирует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее-ЕГРЮЛ):

  • запись о создании юрлица, о нахождении в стадии реорганизации или ликвидации;
  • решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ;
  • запись об увеличении или уменьшении уставного кпитала;
  • данные о назначении и прекращении действия полномочий единоличного исполнительного органа;
  • сведения о стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату;
  • информация о лицензии;
  • решения арбитражного суда о начале процедуры наблюдения;
  • иные сведения, которые юрлицо разместит по собственному усмотрению, за исключением той, которая не может распространяться в соответствии с ограничениями законов.

Таким образом, сведения в Единый реестр вносятся как регистрирующим органом, так и самими юридическими лицами через специального оператора, отобранного Правительством. Для юрлиц срок опубликования сведений составляет три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта. Причем регистрирующий орган вносит соответствующие сведения бесплатно, а юридические лица - за плату. Примечательно также, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесения сведений несет лицо, внесшее сведения.

Итак, в скором времени нас ожидает появление альтернативной системы раскрытия информации о юридических лицах – наряду с государственной (ЕГРЮЛ), сведения которой вносятся юрлицом бесплатно при государственной регистрации и доступны любому заинтересованному лицу, в том числе в сети Интернет, дублирующая, отданная частному оператору и платная для юрлиц, вносящих сведения о себе. В этой связи логика законодателя, создавшего дополнительную информационную и материальную нагрузку на бизнес, становится непонятной.

Немаловажным будет отметить, что за нарушение порядка раскрытия обязательной информации Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В 2009 году Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ были внесены поправки, которые усилили ответственность за нарушение требований законодательства об акционерных обществах: расширили круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, увеличили срок давности привлечения к ней до одного года со дня совершения правонарушения, а самое главное - значительно увеличили размеры штрафов за подобные нарушения.

В частности, административная ответственность предусмотрена в отношении публичных компаний за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а равно представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной или вводящей в заблуждение информации. Такие нарушения караются для должностных лиц штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет, для юридических лиц – штрафом от 700 до 1000 тыс. руб.

Статья 19.7.3 КоАП предполагает несение ответственности за несоблюдение правил сдачи отчетности в ФСФР (которая, напомним, сдается всеми акционерными обществами ежегодно до 15 февраля): за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ФСФР отчетов, уведомлений и иной обязательной информации, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации предусмотрены: для должностных лиц - штраф от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификация, для юридических лиц - штраф от 500 до 700 тыс.руб., для граждан - штраф от 2 до 4 тыс. руб.

Наконец, ответственность предусмотрена и за невыполнение в установленный срок законного предписания ФСФР – такое деяние или бездействие карается штрафом для должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. руб. (ч. 9 ст. 19.5 КоАП)

Целесообразно отметить, что на практике встречались случаи, когда неправильная квалификация правонарушения приводила к отмене постановления о привлечении к административной ответственности (см., например, Постановление ФАС УО от 07.09.2010 г. № Ф09-6858/10-С1: постановление о привлечении к ответственности по ст. 19.7.3. КоАП за неисполнение в установленный срок предписания уполномоченного органа о представлении документов отменено ввиду неправильной квалификации правонарушения, поскольку ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП; см. также постановление ФАС УО от 14.05.2010 г. № Ф09-3453/10-С1, постановление ФАС ПО от 01.12.2009 г. № А65-16690/2009, постановление ФАС ЗСО от 29.09.2010 г. № А70-14476/2009 и др.).

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.