Возможно, в ближайшем будущем государство преподнесет предпринимателям очередной «сюрприз». Этот «сюрприз» скрывается за витиеватым названием законопроекта, размещенного для общественного обсуждения на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации, и звучит так: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц» (далее Проект закона об институте уголовно-правового воздействия).
Если честно, то этот законопроект вызвал у меня огромное количество вопросов, ответы на которые я не смог найти ни в самом Проекте, ни в пояснительной записке к нему, ни в комментариях главы Следственного комитета РФ, ни в выступлениях чиновников. А вопросов действительно много. Например: почему законопроект появился на свет в период, когда государство принимает меры по смягчению уголовной ответственности в сфере предпринимательской деятельности; чем вызвана разработка этого документа — неспособностью власти побороть преступность в сфере экономики или же просто изучением общественного мнения; а может, это следствие либерализации уголовного законодательства для физических лиц (попытка переложить все на юридических лиц) и т. д.?
Зачем же понадобилось «сажать» помимо предпринимателей еще и организации? Вот что сказано в пояснительной записке к Проекту закона: «В последние годы значительно возросло количество преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц. Масштаб этого явления позволяет утверждать, что в России сформировался новый вид преступности — преступность юридических лиц (зарубежный аналог данного термина — «преступность корпораций», или «корпоративная преступность»).
Этот вид преступности представляет реальную угрозу экономической безопасности государства, а также интересам добросовестных участников экономического оборота. В частности, он оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность России (существенно повышает инвестиционные риски, связанные с незащищенностью российских финансовых инструментов от преступных посягательств), что обуславливает отток из страны капитала. Преступность юридических лиц дестабилизирует фундаментальные основы экономики, что опосредованно способствует спаду основных экономических показателей, в том числе росту инфляции, снижению производства, уводу капитала в теневой сектор экономики.
Наконец, преступность юридических лиц способствует повышению уровня криминогенности общества в целом, в частности порождает или создает условия для развития таких опасных социальных явлений, как коррупция (особый ее вид — корпоративная коррупция, то есть незаконная корыстно мотивированная деятельность государственных служащих в интересах юридических лиц), экологическая преступность, финансирование терроризма и организованной преступности.
Действующее российское законодательство в области противодействия преступности юридических лиц не только не отвечает мировым стандартам, но фактически не позволяет вести борьбу с этим явлением».
Так что же это получается: «корыстно мотивированная деятельность государственных служащих» является следствием совершения должностными лицами организаций преступлений, а не наоборот? И высокие налоги, бюрократизм, и всяческие задержки при получении разрешительных документов тут ни при чем?
Не знаю, когда данный законопроект будет принят (и будет ли принят вообще), но его принятие серьезно изменит хозяйственную деятельность всех субъектов экономической деятельности, а знаменитая фраза из известного фильма: «Кто ж его посадит? Он же памятник!» — может зазвучать совершенно по-иному.
Какие изменения предлагает Следственный комитет РФ; к кому, за что, какие и как будут применяться меры уголовно-правового характера; а также, что такое судимость юридического лица и какие последствия, связанные с судимостью, будут иметь место для организации — на эти и другие вопросы постараюсь дать ответы в настоящей статье.
1. К кому?
В соответствии с Проектом закона об институте уголовно-правового воздействия применение мер уголовно-правового характера будет осуществляться в отношении юридических лиц, причастных к преступлению.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, субъектным составом законопроекта будут являться все организации, действующие на территории Российской Федерации, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления и международных организаций, обладающих в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом Российской Федерации иммунитетом от уголовного преследования, в том числе: хозяйственные товарищества и общества, фонды, союзы, ассоциации, учреждения, кооперативы, государственные муниципальные и унитарные предприятия.
2. За что?
Само по себе существование юридического лица не единственное условие, необходимое для применения к нему мер уголовно-правового характера. Как указывалось выше, организация одновременно должна быть причастна к преступлению.
И здесь законопроект предусматривает два случая причастности юридических лиц к преступлениям:
а) совершение преступления в интересах юридического лица лицом, выполняющим в нем управленческие функции либо осуществляющим в нем фактическое руководство;
б) использование юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления лицом, выполняющим в нем управленческие функции либо осуществляющим в нем фактическое руководство, в том числе финансирование преступления с использованием денежных средств или расчетных счетов юридического лица, заключение сделок от имени юридического лица для облегчения совершения или сокрытия преступления или имущества, полученного в результате совершения преступления.
При буквальном прочтении данных норм следует уголовное наказание (если оно связано с деятельностью фирмы) физического лица, осуществляющего управленческие функции в организации (а возможно, и просто сотрудника), автоматически ведет к применению мер уголовно-правового характера и в отношении юридического лица.
Под лицом, выполняющим управленческие функции либо осуществляющим в нем фактическое руководство (подпункт а) законопроекта), предлагается понимать как единоличный исполнительный орган (руководитель юридического лица), член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров, так и иное лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию (например, по доверенности) выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Отдельно остановлюсь на понятии «преступление, совершенное в интересах юридического лица». По логике разработчиков законопроекта, это преступление, «одним из мотивов которого было приобретение юридическим лицом выгод имущественного характера, в том числе получение прибыли (увеличение размера прибыли), избежание убытков (уменьшение размера убытков), уклонение от имущественной или иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, приобретение имущественных прав либо освобождение от обязанностей имущественного характера». Однако все перечисленное есть сама цель предпринимательской деятельности.
В подпункте б) законопроекта имеется в виду не только гражданин, фактически определяющий решения, принимаемые юридическим лицом в силу преобладающего участия в его уставном капитале, но и лицо, осуществляющее указанные действия вследствие иных обстоятельств.
При этом кто/что понимается под «иными лицами» / «обстоятельствами» — ни слова.
Размытость формулировок только в одной статье законопроекта поражает воображение. Такие трактовки могут позволить следственным органам «поворачивать» ситуацию по своему усмотрению. И если какой-либо нерадивый сотрудник, имеющий доверенность от фирмы, совершит преступление и будет привлечен к уголовной ответственности, это может отразиться на всей организации.
И это не последний «скользкий» момент, присутствующий в Ппроекте закона об институте уголовно-правового воздействия.
3. Какие?
К мерам уголовно-правового воздействия, назначаемым причастному к преступлению юридическому лицу, относятся:
— предупреждение;
— штраф;
— лишение лицензии, квоты, преференций или льгот;
— лишение права заниматься определенным видом деятельности;
— запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации;
— принудительная ликвидация.
Юридическому лицу может быть назначена как одна, так и несколько мер воздействия. При этом предупреждение, штраф, принудительная ликвидация, запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации применяются в качестве основных видов мер уголовно-правового характера. Лишение лицензии, квоты, преференций или льгот и лишение права заниматься определенным видом деятельности назначаются как дополнительные виды.
4. Как будут применяться?
При определении вида меры уголовно-правового характера в отношении юридического лица будут учитываться категория преступления, к которому причастно юридическое лицо, тяжесть наступившего в результате совершения преступления последствия, характер и степень причастности юридического лица к преступлению, меры, принятые юридическим лицом для предупреждения и пресечения преступления, нейтрализации его негативных последствий. При назначении меры уголовно-правового характера принимаются во внимание также данные, характеризующие само юридическое лицо, в том числе его предыдущие судимости, благотворительная и иная общественно полезная деятельность.
Кратко опишу, в чем заключается та или иная мера воздействия, при каких условиях и как будет применяться.
Предупреждение. Выражается в официальном порицании юридического лица и предупреждении его о недопустимости впредь причастности к преступлению с разъяснением последствий нарушения данного предписания. Может быть назначено организации, впервые причастной к преступлению небольшой или средней тяжести, не повлекшему причинения имущественного ущерба или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Грубо говоря, применяться почти не будет.
Штраф. Состоит в денежном взыскании, назначаемом юридическому лицу, признанному причастным к преступлению. Может устанавливаться в виде единовременной выплаты в размере от пятидесяти тысяч до пяти миллионов рублей; в виде единовременной выплаты в размере, кратном полученному юридическим лицом в результате преступления дохода или кратном предотвращенному в результате преступления убытку, либо кратном стоимости приобретенного в результате преступления имущества; либо в виде систематических ежеквартальных платежей в размере от пяти до двадцати пяти процентов дохода осужденного юридического лица в течение срока от одного года до двух лет.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа юридическим лицом, признанным причастным к тяжкому или особо тяжкому преступлению, этот вид меры уголовно-правового характера по решению суда может быть заменен на меру уголовно-правового характера в виде принудительной ликвидации.
Лишение лицензии, квоты, преференций или льгот. Состоит в аннулировании оформленных ранее юридическому лицу лицензии, квоты, преференции, льготы и может назначаться по отношению к тем лицензиям, квотам, преференциям или льготам, посредством использования или в целях оформления которых было совершено преступление, к которому причастно юридическое лицо.
Лишение права заниматься определенным видом деятельности. Выражается в установлении на срок от одного года до пяти лет запрета юридическому лицу заниматься одним или несколькими видами деятельности по отношению к тому виду деятельности, при осуществлении или в связи с осуществлением которого было совершено преступление.
Запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации. Является исключительной мерой уголовно-правового характера, назначаемой юридическому лицу, образованному за пределами Российской Федерации и осуществляющему деятельность на территории Российской Федерации, в случаях, когда осуществляемая таким юридическим лицом деятельность на территории Российской Федерации была сопряжена исключительно с совершением или сокрытием преступления либо сокрытием его последствий. При этом суд в целях защиты и восстановления нарушенных преступлением имущественных прав потерпевшего будет вправе признать недействительными сделки, заключенные на территории Российской Федерации юридическим лицом, к которому применяется данная мера, в целях совершения и (или) сокрытия преступления, применив к таким сделкам предусмотренные гражданским законодательством последствия недействительности ничтожной сделки.
Принудительная ликвидация. Также является исключительной мерой уголовно-правового характера, которая может быть назначена образованному на территории Российской Федерации юридическому лицу, чья деятельность была сопряжена исключительно с совершением или сокрытием преступления либо сокрытием его последствий на территории Российской Федерации; либо юридическому лицу, уставной (складочный) капитал которого более чем наполовину сформирован из имущества, полученного в результате совершения преступления. При принудительной ликвидации, также как и при запрете на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, суд вправе признать недействительными сделки, совершенные организацией, применив к таким сделкам предусмотренные гражданским законодательством последствия недействительности ничтожной сделки. Отдельно отмечу, что имущество ликвидированного юридического лица, оставшееся после удержания обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды и удовлетворения заявленных исковых требований, предлагается безвозмездно обращать в доход государства.
5. Прекращение уголовного преследования юридического лица.
Уголовное преследование организации будет прекращаться по следующим основаниям:
1) непричастность юридического лица к преступлению;
2) прекращение уголовного дела по следующим основаниям: отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, истечение сроков давности уголовного преследования, отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
3) если юридическое лицо, впервые причастное к преступлению небольшой или средней тяжести, способствовало раскрытию и расследованию преступления, к которому причастно, возместило причиненный им в связи с причастностью к преступлению ущерб или иным образом загладило вред, который возник в результате совершенных им действий или принятых решений;
4) наличие вступившего в законную силу решения суда по тому же обвинению юридического лица либо решения судьи или суда о прекращении уголовного дела по тому же обвинению юридического лица;
5) наличие неотмененного постановления следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению юридического лица;
6) наличие неотмененного решения о привлечении юридического лица к административной ответственности за деяния, положенные в основу обвинения юридического лица в ходе производства по уголовному делу.
6. Судимость юридического лица.
Юридическое лицо, признанное причастным к преступлению, считается судимым со дня вступления решения суда, устанавливающего данное обстоятельство, в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом судимость влечет за собой установление для осужденного юридического лица ограничений прав и возложение обязанностей, определенных законом.
Судимость погашается:
а) в отношении юридических лиц, признанных причастными к преступлению небольшой или средней тяжести, — по истечении года после исполнения в полном объеме обязанностей, связанных с назначенной мерой уголовно-правового характера;
б) в отношении юридических лиц, признанных причастными к тяжкому преступлению, — по истечении двух лет после исполнения в полном объеме обязанностей, связанных с назначенной мерой уголовно-правового характера;
в) в отношении юридических лиц, признанных причастными к особо тяжкому преступлению, — по истечении трех лет после исполнения в полном объеме обязанностей, связанных с назначенной мерой уголовно-правового характера.
Одновременно по истечении половины срока судимости по ходатайству юридического лица суд может снять с него судимость, если юридическое лицо в этот срок осуществляло активную общественно-полезную деятельность (благотворительность, меценатство, патронаж), не было привлечено к административной ответственности и не была назначена иная мера уголовно-правового характера.
7. Правовые последствия, связанные с судимостью организации.
Отдельно следует отметить, что разработчики решили использовать поистине инновационную норму — запрет на добровольную ликвидацию организации.
Так, в проекте закона об институте уголовно-правового воздействия сказано: «С момента вступления в законную силу решения суда, устанавливающего юридическому лицу одну или несколько мер уголовно-правового характера, до полного исполнения назначенной меры уголовно-правового характера не допускается добровольная ликвидация, реорганизация юридического лица, которому назначена мера уголовно-правового характера, а также отчуждение осужденным юридическим лицом принадлежащих ему акций или долей зависимых хозяйственных обществ и недвижимого имущества».
Помимо этого проверка юридических лиц, имеющих непогашенную судимость на предмет соблюдения ими обязательных требований при осуществлении деятельности, в сфере которой было совершено преступление при участии этих юридических лиц, проводится уполномоченным органом государственного контроля, органом муниципального контроля раз в год.
8. Несоответствия и противоречия, содержащиеся в законопроекте.
Вызывает удивление то количество несоответствий, недоработок и противоречий, которое содержится в законопроекте.
Вот только некоторые из них.
А. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить статьей 44614 следующего содержания: «Если по уголовному делу обвиняется как физическое, так и юридическое лицо, то решение о назначении юридическому лицу мер уголовно-правового характера либо о прекращении уголовного преследования юридического лица должно быть принято до постановления судом приговора либо прекращения или приостановления производства по уголовному делу». Однако, как указывалось выше, наличие приговора должностному лицу организации является условием причастности юридического лица к преступлению. Пока нет приговора должностному лицу — не может появиться и обвинение в отношении организации.
Б. Кто же будет защищать юридическое лицо?
Ответ на этот вопрос вызывает еще больше вопросов, нежели дает ответ. Так, вводимая статья 44611 гласит: «Подсудимое юридическое лицо участвует в судебном производстве в порядке, установленном настоящим Кодексом для подсудимого, в том числе приобретает права и осуществляет обязанности данного участника, за исключением прав и обязанностей, реализация которых в силу их существа возможна только физическим лицом. Представитель подсудимого юридического лица участвует в судебном производстве в порядке, установленном настоящим Кодексом для защитника, в том числе приобретает права и осуществляет обязанности данного участника».
А кто будет представлять интересы юридического лица, например, в случае задержания генерального директора (когда даже доверенность подписать некому), или как суд будет назначать адвоката, а последний работать в случае отказа организации от защитника, и вообще, может ли юридическое лицо воспользоваться нормой статьи 52 Конституции Российской Федерации и отказаться от свидетельствования против себя самого и как это будет оформляться?
В. Но даже оправдательный вердикт суда для физического лица не гарантирует индульгенцию организации. Так, согласно Проекту закона об институте уголовно-правового воздействия прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого физического лица на основании акта об амнистии при наличии вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, а также наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела — не являются основанием для прекращения уголовного преследования юридического лица.
И получается, что гражданин оправдан, а организация осуждена.
Еще много можно рассуждать об абсурдности данного законопроекта, его нелогичности и даже нелепости, однако это может стать первым тревожным звонком для всего предпринимательского сообщества (за исключением, наверно, организаций, принадлежащих государству). Приняв закон об институте уголовно-правового воздействия, государство окончательно признает свою неспособность победить преступность в экономической сфере и желание переложить ответственность на плечи бизнеса. Искренне надеюсь, что этот законопроект так и останется законопроектом, хотя…
Комментарии
2Чушь какая-то. Все эти меры административного воздействия неплохо регулируются КоАПом и сопряженными законами: предупреждение, штраф, лишение лицензии, приостановление деятельности.
А "судимость" юр. лица - это фантазия укурков какая-то. Сейчас юр. лица меняются как перчатки. Толку от этого. А запрет на добровольную ликвидацию - это же полностью нарушает права кредиторов. Банкротство как одна из стадий ликвидации значит будет закрыто для судимых р. лиц. А это значит что - а это значит создал фирму-однодневку, взял кредит, "сел в тюрягу" и 5 лет никакого банкротства. А Банк остается только надеяться и верить
Думаю этот законопроект лишь плод воображения какого-то теоретика, которому видать нечем заняться.
статьей 51, а не 52