Не секрет, что когда начинается сотрудничество с новым контрагентом, мы задаем себе следующие вопросы: «Надежен ли он?», «Возможно ли доверить ему ответственный заказ?», «Не будет ли потом вопросов со стороны налоговых органов?».
Конечно же, все вопросы можно отмести, положившись на общую презумпцию добросовестности субъектов, которую содержит Гражданский кодекс, и не проводить никаких дополнительных проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее было бы поступить осмотрительно и позаботиться о своём дальнейшем удачном бизнесе без неприятных казусов.
В современном российском бизнесе предоставление новому партнеру пакета документов, подтверждающих благонадежность организации – новое веяние, пришедшее к нам из правил делового сотрудничества Европейских стран. Данная процедура, осуществляемая за рубежом, носит название Due Diligence и включает в себя намного больший перечень процедур в отношении новой компании. В частности, принято проводить финансовый, юридический, налоговый и операционный анализы партнера еще до начала сотрудничества. На законодательном уровне должная осмотрительность европейцев уже закреплена в ряде таких стран как Франция, Германия, Великобритания. В России же всё оказалось более затянутым, и только в последнее время организации начали заботиться о своей чести, достоинстве и финансовом положении благодаря постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором судьи ВАС дали трактовку терминов «осмотрительность» и «осторожность» применительно к деятельности налогоплательщика.
Негативная ситуация может возникнуть, если ваш контрагент является «фирмой-однодневкой», или же когда через такую организацию проводят сделку.
Под «фирмой-однодневкой» в общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью и созданное без цели ведения предпринимательской деятельности.
Как правило, такие субъекты имеют следующие признаки:
- «массовый» адрес регистрации юридического лица;
- «массовый» учредитель;
- «массовый» номинальный директор.
Эти «липовые» компании создаются для того, чтобы использовать их в качестве создания видимости дополнительных затрат, а также для завышения вычетов по НДС. Процесс создания таких организаций достаточно прост. Для совершения регистрационных действий, в качестве генерального директора и учредителей обычно привлекаются люди, ведущие асоциальный образ жизни, также не редки случаи, когда используются документы умерших людей. Разумеется, никаких действий после регистрации юридического лица в качестве руководителей указанные выше лица не осуществляют. На документах, подписываемых от имени организации, их подписи попросту фальсифицируются.
При госрегистрации организации используют подставные юридические адреса, которые не так сложно приобрести, благодаря размещенным в сети интернет-сайтам, которые пестрят предложениями о всевозможных помещениях. При покупке такого адреса заинтересованным лицам предоставляют договор аренды или субаренды сроком на 6 или 11 месяцев, плюс гарантийное письмо для налоговой о том, что собственник не возражает против регистрации по месту нахождения его помещения.
Для того чтобы избежать неблагоприятных последствий, которые могут произойти в случае, если такая фирма будет включена в цепочку ваших контрагентов, следует руководствоваться официальными разъяснениями, данными государственными органами, а именно письмами Минфина РФ от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340 и письмом ФНС от 11.02.2010 N 3-7-07/84. В данных документах отражена позиция государства о том, как следует проводить проверку субъектов экономической деятельности, а также описывается сущность этих действий.
Чем же может быть полезна заблаговременная проверка?
- Во-первых, это возможность убедиться в том, что контрагент действительно существует и ведет свою хозяйственную деятельность в рамках законодательства.
- Во-вторых, проведение проверки поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий для организации, так как есть угроза того, что органы откажут в вычете НДС и не признают расходы по налогу на прибыль.
Самым простым способом узнать всё о вашем контрагенте является непосредственное обращение к нему с запросом о предоставлении необходимой документации.
Первый и наиболее важный документ, который будет в запрашиваемом вами перечне – это Устав организации. С помощью него можно выяснить истинную структуру органов юридического лица, разделение полномочий между ними, а также объём правоспособности компании. Если заключаемый вами договор является крупной сделкой, то дополнительно стоит обратить внимание на раздел, регулирующий данную сферу в Уставе компании партнера, так как полномочия по одобрению крупных сделок и сделок с заинтересованностью могут принадлежать общему собранию участников/акционеров общества или же могут быть переданы совету директоров. Как правило, в Уставе закрепляется минимальный размер суммы, для которой не требуется одобрения общего собрания участников, но на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» допускается его увеличение.
Также следует помнить о том, что контрагент может вносить изменения в устав, так что при получении копии устава не забудьте попросить передать вам копии свидетельств о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице.
Вторым документом, который следует запросить, должно стать решение о назначении генерального директора. Этот документ позволит удостовериться в том, что лицо, подписавшее договор, на самом деле является единоличным исполнительным органом общества. Если контрагент – компания с единственным учредителем, то таким документом будет являться решение единственного участника о назначении на должность директора определенного лица, в остальных случаях, когда учредитель не один, документом будет служить протокол общего собрания.
Помимо вышеуказанного, для того чтобы исключить сомнения в подлинности подписи руководителя организации, можно попросить копию банковской карточки, заверенную нотариально или же удостоверенную банком, проводящим обслуживание организации.
В случаях, когда заключаемый между участниками договор подписывается со стороны контрагента лицом, уполномоченным представлять интересы компании и заключать от её имени сделки, следует учесть, что данные полномочия должны быть документально подтверждены, а именно: на совершение вышеуказанных действий лицо должно иметь доверенность. В доверенности необходимо уделить внимание следующим моментам – срок действия доверенности (ч. 1 ст. 186 Гражданского Кодекса Российской Федерации), момент её совершения и, главное, указанные в ней полномочия, которые будут напрямую указывать на возможность совершения заключаемой сделки. Доверенность, выданная иностранным юридическим лицом, должна приниматься с отметкой о легализации консульским учреждением Российской Федерации либо проставленным апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, с переводом на русский язык, заверенным в нотариальном порядке или консульским учреждением.
Последними из запрашиваемых вами документов будут являться копии лицензий, но это лишь в случае, если вид деятельности, осуществляемый контрагентами, лицензируется. Отсутствие лицензий в тех случаях, когда она необходима, может грозить для организации признанием сделки недействительной в судебном порядке. К тому же необходимо учесть, что если заключается договор на строительные работы, то организация-подрядчик должна быть членом саморегулируемой организации (СРО) и обладать свидетельством о допуске к работам.
Перечисленные выше документы относятся к перечню, который вы получите непосредственно от организации, но также, дабы удостовериться в том, что компания является действующей, есть возможность запросить информацию из официального источника, т.е. от ФНС. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) предоставляется по запросам физических и юридических лиц. Для её получения требуется лишь оформить письменный запрос на интересующее вас юридическое лицо, а также дополнительно оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей за обычную выписку, которую подготовят в течение 5 дней с момента запроса, и 400 рублей за срочную выписку, которая будет готова на следующей день с момента запроса (п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.07.2002 N 438). Документ, представленный отделением ФНС, позволит вам удостовериться в тех сведениях, которые ранее были предоставлены вашим контрагентом.
В наше время большой объём информации самостоятельно можно получить благодаря открытым государственным интернет-сервисам. Данные размещены на официальных сайтах различных ведомств:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная антимонопольная служба;
- Высший Арбитражный суд.
Сайты вышеуказанных ведомств предоставляют возможность получить следующую информацию:
- Наличие записи о регистрации и вносимых изменениях в ЕГРЮЛ.
- Отсутствие или наличие записи в вестнике государственной регистрации (данные о реорганизации / ликвидации).
- Участие контрагента в судебных делах в качестве истца / ответчика.
- Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации.
- Присутствие контрагента в Реестре недобросовестных поставщиков.
- Справки из Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
- Не зарегистрирована ли организация по адресу массовой регистрации юрлиц.
Для получения необходимых сведений достаточно знать всего лишь ОГРН, ИНН или название организации.
Дополнительно будет полезным воспользоваться поисковиками и провести проверку по наименованию организации. На сегодняшний день интернет пестрит сотнями отзывов о различных коммерческих организациях. Сайты с перечнями компаний позволяют получить как положительные, так и отрицательные рецензии на работу вашего контрагента, изучить жалобы потребителей и выяснить качество оказываемых им услуг.
Проведение проверки в отношении своих контрагентов может выглядеть намного серьезнее и, соответственно, подход к этому процессу не ограничится описываемыми в нашей статье этапами. Когда в организациях заходит речь о заключении крупных контрактов, стоит привлекать специализированные организации для получения необходимой вам информации или же прибегать к помощи службы безопасности, если, конечно, вы имеете такое подразделение.
Подводя итог, еще раз кратко обозначим алгоритм проводимых вами мероприятий, надеемся, он будет вам полезен!
Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
Комментарии
2Часто еще просят бух отчетность и/или декларации за последний отчетный период, иногда непременно с синим штампом ИФНС. Вот это затрудняет - лишний раз в налоговую ездить.
Anonymous,
Ну да, это примерно как раздавать направо и налево ключи от квартиры, где деньги лежат :)