Президиум ВАС РФ опубликовал Постановление по нашумевшему делу французского ритейлера «Леруа Мерлен Восток», в котором рассмотрен вопрос о включении сумм прогрессивной стимулирующей премии и премии за присутствие товара поставщика в магазине в налоговую базу по НДС. После того, как в широких кругах стало известно, что Постановление вынесено в пользу Общества, юристы и эксперты в области налогообложения стали высказывать оптимистичные прогнозы и поздравлять своих коллег с победой, не ознакомившись с мотивировочной частью Постановления.
Хоть Президиум и вынес свое Постановление в пользу налогоплательщика, экономический эффект исхода данного дела для Общества оказался равным «нулю». Одним словом, инспекция и налогоплательщик «поделили шкуру неубитого медведя». Приведенный нами афоризм наилучшим образом описывает итог разрешения затянувшегося спора ритейлера с налоговиками.
Однако будем последовательными в своем изложении, и восстановим сложившиеся обстоятельства дела с начала, дабы проследить логику, которой следовали нижестоящие суды, а также налогоплательщик и инспекция.
Обстоятельства дела
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже в торговой сети магазинов «Leroy Merlin». Указанные товары приобретаются Обществом на основании заключаемых с поставщиками договоров поставки. Данным договором предусмотрена обязанность поставщика по выплате прогрессивной стимулирующей премии и премии за присутствие товара поставщика в магазине. Выплаченные премии отражены Обществом в бухгалтерском и налоговом учете как выручка от продажи товаров и в декларации по налогу на прибыль - в качестве доходов от реализации.
Налоговой инспекцией была проведена выездная проверка Общества, по результатам которой инспекция пришла к выводу о том, что премии, полученные Обществом от поставщиков, есть не что иное, как плата за оказанные Обществом услуги. Следовательно, Общество обязано было включить суммы данных премий в налоговую базу по НДС и уплатить налог.
Безусловно, Общество с такими выводами инспекции не согласилось, что и стало причиной спора в суде.
По утверждению Общества, получение им премий не создает объекта налогообложения, так как оно лишь исполняет свои обязательства покупателя по приобретению определенного количества товара и распределяет приобретенные товары в собственных магазинах. Кроме того, у поставщиков имеется интерес в заключении договоров поставки на условиях, предлагаемых Обществом, поскольку выплатой премий достигается косвенный экономический эффект, связанный с увеличением продаж - поставщики стимулируют Общество к приобретению большего количества товаров и к их распределению в большем количестве магазинов.
По мнению всех трех инстанций, у Общества отсутствует обязанность по включению сумм премий в налоговую базу по НДС по причине отсутствия объекта налогообложения – реализации Обществом поставщикам услуг. Денежные средства, полученные Обществом в виде премий, не связаны с выполнением им конкретных действий в интересах поставщиков.
В связи с этим, налоговая инспекция обратилась в надзорную инстанцию.
Рассматривая заявление инспекции, коллегия судей сочла необходимым передать данное дело на рассмотрение в Президиум ВАС по причине отсутствия единообразия практики применения положений главы 21 НК РФ, указав следующее. Выплате поставщиками Обществу премий должно корреспондировать встречное предоставление. В противном случае такие затраты поставщиков могут быть признаны не отвечающими критерию экономической оправданности, обозначенному в статье 252 Кодекса (т.е. поставщик не сможет учитывать такие расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль).
Оглашенная 7 марта 2012 г. резолютивная часть Постановления Президиума позволила предположить, что позиция налогоплательщика поддержана судом, а значит, подобного рода премии обложению НДС не подлежат, никаких услуг Общество не оказывало и обязанности по уплате налога в бюджет нет.
Однако, несмотря на то, что решение было принято в пользу налогоплательщика, доводы принятия такого решения, как оказалось, не аналогичны доводам самого налогоплательщика.
Правовая позиция Президиума ВАС РФ
Однако Президиум не согласился с такой квалификацией налоговой инспекцией премий в качестве платы за услуги.
По мнению Президиума, премии, выплачиваемые поставщиками Обществу, непосредственно связаны с поставками товаров и являются не чем иным, как формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров и оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Таким образом, что в результате выплаты поставщиками премий, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров. Указанное означает, что размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
Таким образом, выплачиваемые поставщиками Обществу на основании договоров поставки премии уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по НДС у Общества, поэтому не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые Обществом поставщикам.
Анализ данного Постановления позволяет сделать следующий вывод о последствиях исхода дела для поставщика и ритейлера (покупателя).
Поставщик должен будет скорректировать свою налогооблагаемую базу, уменьшая ее на сумму предоставленных премий и выставить корректирующий счет фактуру ритейлеру. Последний, в свою очередь, на основании выставленного счета фактуры должен будет увеличить свой налог к уплате за счет уменьшения НДС, предъявляемого им к вычету, а не за счет уплаты НДС с самой премии.
Таким образом, хотя и по факту Общество выиграло этот спор, на деле налоговая «получит свое» пусть не уплатой НДС с самой премии, а за счет уменьшения НДС, предъявленного к вычету Обществом.
Начать дискуссию