«Обналичка» денежных средств существует как устойчивый спутник ведения предпринимательской деятельности, притом что в последнее время государство усиливает борьбу с «обналичкой», поскольку она является незаконной. Обычно необходимость получения наличных денежных средств в результате «обналички» вызвана желанием уклониться от уплаты налогов либо необходимостью выплаты взяток или «откатов».
Достаточно редко добросовестные компании являются фигурантами расследования по делам о незаконной банковской деятельности и обналичиванию денежных средств. Фактически речь идет о случаях, когда компания не подозревает о совершении противозаконных операций. Как правило, в таких случаях в отношении компании совершаются какие-либо мошеннические действия.
Подавляющее большинство компаний, использующих незаконные возможности «обналички», в том числе с использованием «фирм-однодневок», сознательно нарушают закон. В большинстве случаев речь идет о заключении мнимого договора, по которому поставляются несуществующие товары, или «на бумаге» оказываются какие-либо услуги, также распространенными действиями является использование денежных чеков, векселей, банковских карт. В случае выявления совершения компанией действий по «обналичке» компания привлекается к ответственности по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за преступления, которые ей сопутствуют. Самостоятельная ответственность за «обналичку» не предусмотрена, поскольку в законе этот термин отсутствует. Наказание может быть вынесено по таким статьям УК РФ, как ст. 159 (мошенничество), ст. 198, 199 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов), ст. 174, 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств). Наказание по соответствующим статьям УК РФ может предусматривать штраф в сумме до 1 млн рублей или лишение свободы на срок до 7 лет.
Компании, использующие «обналичку», достаточно поверхностно страхуются от неблагоприятных последствий. Зачастую отсутствие таких последствий вызвано недостаточным профессионализмом и усердием уполномоченных органов. Непривлечение к налоговой и уголовной ответственности является не результатом каких-либо продуманных действий со стороны недобросовестных компаний, а некомпетентностью, бюрократизмом деятельности власти или результатом коррупционного фактора. В основном все действия компаний направлены на преодоление очевидной «фиктивности» совершаемых операций, будь то хозяйственная сделка или получение денег в результате иных действий. Причем большинство компаний довольствуется теми документами, которые им представляют посредники, не проявляя собственной инициативы. Мало кто проверяет полномочия лиц, комплектность документов, информацию о соответствующем лице и т. п.
Результатом такого поверхностного отношения к документам является позиция судов, налоговых органов и полиции, которые рассматривают документы как фиктивные, операции как мнимые, а компании как совершившие незаконные действия. Можно выделить ряд обстоятельств, которые не позволят компании рассчитывать на благополучное завершение судебных споров и расследований по уголовным делам. Это:
- наличие документов, которые отражают лишь часть необходимых в схожих случаях операций при отсутствии иных доказательств реальности операций;
- наличие документов, подписанных неуполномоченными лицами;
- явная неосмотрительность компаний в виде оформления взаимоотношений с «несуществующими» лицами;
- невозможность обоснования реальности операций, существования потребности в них и наличия результата;
- противоречия в имеющихся документах, нехарактерность операции для деятельности компаний.
Помимо этого, большим значением обладают сведения, полученные в результате опросов работников компаний. Создать реальную картину происходящего в компании, операций, осуществляемых в ходе ее деятельности, а также получить доказательства проведения «обналички» можно из информации от сотрудников и руководства компании.
На наш взгляд, практика «обналичивания» является, безусловно, отрицательной. Политика государства направлена на предотвращение пагубного влияния последствий «обналички» на финансовую систему страны. Инициатива власти предусматривает сокращение наличного денежного оборота, в том числе законодательным путем. Перевод получения заработной платы совершения дорогостоящих покупок на безналичный расчет, ограничения наличных расчетов между гражданами, предприятиями — меры, направленные на борьбу с теневым сектором экономики, и, как следствие, повышение собираемости налогов. Складывающиеся тенденции должны заставить компании вести бизнес в соответствии с действующим законодательством, более тщательно использовать законные механизмы оптимизации налогообложения, постепенно исключая использование денежных средств, полученных от «обналички».
Начать дискуссию