Верховный суд РФ внес изменения в собственное постановление о судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе. Необходимость изменений была продиктована возникшими у судов вопросами относительно оснований разграничения квалификации получения взятки за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица, от получения взятки за незаконные действия.
Вообще, классифицировать взятки можно по самым разнообразным основаниям – по их величине, форме, субъектному составу, в зависимости от наличия, либо отсутствия отягчающих обстоятельств, области и сферы применения и так далее. Разумеется, такое разнообразие грозит путаницей и неоднозначным толкованием уголовных норм.
Причем путаница возможна не только в среде далеких от юриспруденции граждан, приученных жизнью не различать такие понятия, как коммерческий подкуп и подарок, но, как показывает практика, и среди правоприменителей, призванных карать нечистых на руку чиновников и предпринимателей. Все это в свою очередь приводит к новым нарушениям закона и порочной судебной практике по делам о подкупе и взяточничестве.
Максимально подробно о классификации взяток и юридической квалификации действий с ними связанных рассказал Пленум Верховного суда РФ еще в 2000 году. Так, в Постановлении от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” Верховный суд разъяснил, что предметом взятки могут выступать не только деньги, ценные бумаги, недвижимость и борзые щенки, но еще и выгоды и услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате.
Сюда Пленум отнес предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Более того, судам было поручено квалифицировать в качестве получения должностным лицом взятки и предоставление имущественных выгод в виде денег, ценностей, оказания материальных услуг родным и близким такого должностного лица с его согласия либо при отсутствии его возражений.
Одновременно Верховный суд разъяснил, что получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия, которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество.
Сейчас же Пленум акцентировал внимание судов на классификации, построенной на правовой характеристике действий, совершаемых должностными лицами, получившими и “отрабатывающими” взятку. Как известно, такие действия могут, как противоречить требованиям законодательства, совершаться с превышение должностных полномочий, так и формально соответствовать нормам права и не выходить за пределы правового поля. И в том и в другом случае совершаются уголовно наказуемые деяния, поскольку речь здесь все же идет о взятках. Главное же отличие между указанными действиями заключается в степени их общественной опасности и, соответственно, строгости уголовного наказания.
В Постановлении Пленума Верховного суда № 7 от 22 мая 2012 года отмечается, что под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями. В данном случае дача взятки обусловлена, например, желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом соответствующего решения, либо повлиять на выбор (в пределах компетенции или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами.
Стоит отметить, что массу поводов и возможностей для указанных злоупотреблений со стороны государственных служащих предоставляет само отечественное законодательство. Наиболее яркий пример тому – санкции норм Уголовного кодекса РФ, позволяющие гособвинителям и судьям по своему собственному усмотрению определять меру наказания в пределах “от трех до пяти” и ”от пятнадцати до двадцати лет”.
Со стороны эти действия формально соответствуют требованиям закона и прочим правовым актам, а получение от заявителя материальных благ можно представить в качестве благодарности за усердный и оперативный труд госслужащего. Собственно, данное обстоятельство во многом и обуславливает тенденцию вуалировать взятки под подарки, спонсорскую помощь и благотворительную деятельность.
Между тем, отличить подарок от банального подкупа не представляет особой сложности. Здесь лишь стоит помнить, что дарение во всех случаях предполагает исключительно безвозмездную передачу материальных ценностей, имущественных прав и требований. При наличии же встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства дарение следует считать отсутствующим. Иными словами, при встречном оказании услуги, протекторате и содействии в разрешении каких-либо ситуаций ни о каком подарке не может быть и речи.
Разумеется, получение госслужащим в качестве искренней благодарности за оказанную услугу бутылки шампанского и коробки конфет уголовно наказуемым деянием считаться не будет, а вот коньяк из тех, что подороже, уже может расцениваться в качестве взятки. Напомним, что в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса РФ лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также муниципальным служащим не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Запрет на дарение лицам, замещающим указанные должности, не распространяется лишь на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Эта же статья специально оговаривает, что подарки, которые получены госслужащими и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
В противном случае Верховный суд призывает характеризовать получение подобных “подарков” в качестве действий, указанных в диспозиции части 1 статьи 290 Уголовного кодекса РФ. Согласно этой статье, получение должностным лицом взятки за совершение действий, которые входят в его служебные полномочия, наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Гораздо более значительный урон общественным отношениям причиняют действия госслужащих, которым за взятку приходится переступать через закон. Это связано с тем, что в подобных случаях речь идет не просто о нарушении запрета на получение взятки, а, по сути, о комплексном нарушении целого ряда правовых норм. Соответственно, и санкции здесь значительно строже.
В Постановлении Пленума разъясняется, что под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения. Верховный суд приводит и конкретные примеры таких преступлений.
Это - фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности и тому подобные деяния.
Такие действия Пленум ВС РФ рекомендует квалифицировать по части 3 статьи 290 УК РФ, гласящей, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
Начать дискуссию