Мы поговорим о том, какие существуют сейчас методы давления на должников. Раскроем секреты, которые необходимо знать руководителю в непростой ситуации, когда его компания выступает должником, а кредитор пытается получить свои деньги обратно.
Не секрет, что многие компании, чтобы уклониться от проблемы возникновения задолженности, используют или «хранителя активов», или однодневки. Крупные компании редко взаимодействуют с фиктивными организациями напрямую. Напрямую работают с однодневками в основном представители малого бизнеса. Покупать готовую компанию, от ее имени работать, а раз в год избавляться становится все опаснее. Особенно это рискованно после принятия Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 419-ФЗ по которому с января 2012 года введена уголовная ответственность за создание однодневок. Основания для этого три:
- создание однодневки;
- привлечение номинального директора;
- предоставление паспортных данных для создания однодневки.
Мнения экспертов о возможности привлечения к уголовной ответственности на указанных основаниях расходятся. Но, на мой взгляд, если закон был инициирован Президентом РФ, высока вероятность, что нормы будут работать.
Вторая проблема в том, что новый закон вступает в конкуренцию с существующим законодательством. А именно со статьей 159 УК РФ «Мошенничество».
Да, до некоторых пор проблем с использованием однодневок обычно не возникает. О чем говорит богатая Российская практика. Однако они непременно возникнут, если долги компании начнут взыскивать специально нанятые кредитором юристы. У них в арсенале много способов, которые помогут понять, что должник пользовался фиктивными организациями. В итоге такая информация может попасть в налоговую инспекцию или к правоохранителям. Угроза привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов – всегда действенный рычаг давления на должника. Кстати, в такую неприятную ситуацию может попасть и главный бухгалтер компании в силу его субсидиарной ответственности.
Работы коллекторских агентств я касаться не буду. Зачастую их действия выходят за рамки закона. У коллектора основная задача на переговорах – давление на личную безопасность должника, создание психологического неудобства. Методы, о которых я поведаю, используют юридические компании для урегулирования ситуаций, в которых кредитор не может получить свои деньги. Так, юристы обязательно проведут анализ на предмет выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства – это статьи 196 и 197 УК РФ.
Также надо понимать. Что кредитор может инициировать проведение инвентаризации и выявить недостачу. Кроме того, инструментом давления может стать оспаривание сделок. Этому посвящена глава III.1 закона № 127-ФЗ.
Можно выделить три категории оспариваемых сделок. Первая – подозрительные сделки. Где при исполнении обязательств получены неравноценные встречные исполнения обязательств. Например, если актив стоимостью 10 млн. руб. продали за 1 млн. руб.
Ко второй категории относятся сделки, направленные на ущемление имущественных прав кредитора. То есть если должник знал, что продажа имущества повлечет неплатежеспособность. Но все равно совершил сделку. Оспорить ее можно, только если доказать, что учредитель не знал, что она приведет к банкротству.
Третий вид сделок – сделки, направленные на предпочтительное удовлетворение одних кредиторов перед другими. Например, если одному кредитору организация должна деньги уже полгода, а второму – три дня, и она продает здание и рассчитывается с последним.
После анализа всех факторов выявляется основание для привлечения к уголовному делу и субсидиарной ответственности. Если основания есть, ведутся переговоры с должником. Удалось договориться – хорошо. Если перспектива есть, но компания не хочет выплачивать долг. Кредитор переходит к процедуре конкурсного производства. Интересно то, что по статьям 196 и 197 УК РФ с момента их введения в 90-х годах до сих пор нет разъяснений Верховного суда. Нет ни единого метода работы с преднамеренным и фиктивным банкротством.
Не стоит думать, что за преднамеренное или фиктивное банкротство могут привлечь к ответственности только собственника или генерального директора. Главный бухгалтер или финансовый директор, также как в случае с уклонением от уплаты налогов, могут быть привлечены за пособничество.
Начать дискуссию