Споры о наследстве

На минувшей неделе было обнародовано Постановление Пленума Верховного суда РФ “О судебной практике по делам о наследовании”, призванное оказать влияние на формирование единообразной судебной практики по применению гражданского законодательства о регулировании наследственных отношений.

На минувшей неделе было обнародовано Постановление Пленума Верховного суда РФ “О судебной практике по делам о наследовании”, призванное оказать влияние на формирование единообразной судебной практики по применению гражданского законодательства о регулировании наследственных отношений. Необходимость принятия данного акта назрела давно, поскольку за последнее время было внесено множество поправок как в гражданское, так и в семейное законодательство, была принята третья часть Гражданского кодекса РФ, а судебная практика пополнилась далеко неоднозначными с точки зрения закона прецедентами.

Общие вопросы

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 9 от 29 мая 2012 г. включает в себя 96 пунктов, в которых приводятся разъяснения норм части третьей Гражданского Кодекса РФ, Жилищного, Семейного и Гражданско-процессуального кодекса РФ, закона о нотариате и других нормативно-правовых актов. В документе довольно подробно рассматриваются спорные моменты наследования по закону, завещанию, разъясняется порядок принятия наследства, наследования земельных участков, отдельных видов имущества и интеллектуальных прав. Значительная часть Постановления отводится толкованию общих положений законодательства, регламентирующего отношения наследования имущества и имущественных прав.

Согласно нормам гражданского законодательства, в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, а также имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества. При этом имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя. Верховный суд конкретизирует, что в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства, права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования, поручения, комиссии и агентского договора.

Одновременно, в целях предупреждения возможных злоупотреблений и нарушений прав третьих лиц судом разъясняется возможность утверждения мировых соглашений между наследниками. По правилам гражданского законодательства суд утверждает мировые соглашения по делам, возникающим из наследственных правоотношений, лишь в случаях, если это не нарушает права и законные интересы других лиц и нормами гражданского законодательства допускается разрешение соответствующих вопросов по соглашению сторон.

Верховный суд уточняет, что мировые соглашения могут заключаться по вопросам раздела наследства, о сроках выплаты компенсации наследнику умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства, не являющемуся членом этого хозяйства, о включении в свидетельство о праве на наследство наследников по закону, которые лишены возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию и некоторые другие.

При этом суд должен отказать в утверждении мирового соглашения об определении наличия у сторон прав наследования и состава наследников, о признании недействительным завещания и свидетельства о праве на наследство, об отказе от наследства, о разделе наследственного имущества с участием наследников, не принявших наследство.

Теперь что касается недостойных наследников. Напомним, в соответствии с законом недостойными наследниками признаются граждане, которые своими противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали призванию их к наследованию.

Верховный суд подчеркивает, что указанные действия являются основанием к утрате права наследования при их умышленном характере и независимо от мотивов и целей совершения. В том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений. Также не имеет значения и факт наступления соответствующих последствий. Наследник является недостойным при условии, что перечисленные обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке.

Частным случаем лишения прав на наследство является отстранение от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших обязанностей по содержанию наследодателя. В соответствии с нормами ГК РФ лицо, не имеющее права наследовать или отстраненное от наследования, обязано возвратить все имущество, неосновательно полученное им из состава наследства. Это равным образом касается и наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

В Постановлении поясняется, что граждане могут быть отстранены от наследования, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Такое решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям. В качестве же злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментнообязанным лицом действительного размера своего заработка и дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.

Особо здесь следует выделить следующее разъяснение Верховного суда - вынесение решения суда о признании наследника недостойным не требуется. То есть, в указанных случаях гражданин исключается из состава наследников нотариусом, в производстве которого находится наследственное дело. Само собой при предоставлении ему соответствующего приговора или решения суда. Надо отметить, что данное положение постановления Пленума вызвало множество нареканий со стороны толкователей норм права, позволив им говорить о фактическом расширении судом правомочий нотариусов в обход требований законодательства.

Как бы то ни было, не забывает Пленум упомянуть и о возможных злоупотреблениях нотариусов в делах о наследстве, в частности при отказе в выдаче свидетельств о праве на наследство. Так, в Постановлении оговаривается, что не допускается отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство в случае смерти наследодателя, получившего свидетельство о праве на наследственное имущество, подлежащее государственной регистрации, до регистрации его прав в установленном порядке.

Кроме того, не допускается отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство и в устной форме. В случае же уклонения нотариуса от вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия Пленум призывает суды обязывать нотариусов излагать причины отказа в письменной форме и разъяснять порядок его обжалования.

Принятие наследства

Наследник, принявший наследство, считается собственником наследственного имущества. Право на принятие наследства имеют только призванные к наследованию наследники. При этом до настоящего времени вопрос о том, что же следует понимать под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, решался судами исключительно по собственному усмотрению и решался подчас крайне необоснованно. Все усугубляется еще и тем обстоятельством, что перечень таких действий, содержащийся в статье 1153 ГК РФ, является открытым.

В связи с этим Пленум разъясняет, что под действиями, свидетельствующими о принятии наследства, следует понимать действия по управлению, распоряжению и пользованию имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий Верховный суд называет:

- вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания;

- обработка наследником земельного участка;

- подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя;

- осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ.

При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Главное, что они должны быть совершены в течение срока принятия наследства. Наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства, не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство. В том числе, и по истечении срока принятия наследства, представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства.

Одновременно судьи приводят примеры действий и обстоятельств, которые не могут считаться фактическим принятием наследства. Например, в Постановлении указывается, что получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства. Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе также не свидетельствует о фактическом принятии наследства.

Здесь Верховный суд уточняет, что в целях подтверждения фактического принятия наследства  наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, надлежащими доказательствами будут считаться сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ.

При отсутствии же у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования должны рассматриваться уже в порядке искового производства, отмечает Пленум.

Наследование исключительных и некоторых иных прав

В Постановлении № 9 от 29 мая 2012 г. сообщается, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом наследодателя, должно включаться в состав наследства без подтверждения какими-либо документами. Исключение составляют случаи, когда такое право признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата. Сам же факт принадлежности исключительного права конкретному лицу может быть подтвержден любыми доказательствами. К таковым могут быть отнесены объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства.

В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности был создан одним из супругов, Верховный суд рекомендует разрешать споры о наследовании с учетом положений семейного законодательства. Здесь судьи поясняют, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, не входит в общее имущество супругов и наследуется как имущество автора такого результата. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, приобретенное за счет общих доходов супругов по договору об отчуждении такого права, является их общим имуществом. Такое право наследуется с учетом правил статьи 1150 ГК РФ.

Верховный суд подчеркивает, что в случае нарушения исполнителем исключительного права на произведение наследник вправе осуществлять защиту нарушенного права любым из способов, перечисленных в статье 1252 ГК РФ. Например, защита наследником таких прав может быть осуществлена путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих исключительное право, в частности о запрете конкретному исполнителю исполнять те или иные произведения.

Помимо этого заключение наследником договора о передаче полномочий по управлению принадлежащими ему правами также не лишает его права самостоятельно обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Ранее же суды часто отказывали в рассмотрении подобных требований, ссылаясь на то, что правом на судебную защиту обладает лишь автор произведения.

Не обходит Пленум своим вниманием и вопросы, связанные с наследованием прав на товарные знаки, а также доли в уставных капиталах обществ. Судом отмечается, например, что принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на товарный знак и знак обслуживания, унаследованное гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть отчуждено им в течение года со дня открытия наследства.

Принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на наименование места происхождения товара, на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего правообладателю предприятия переходит по наследству только в случаях, если наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В свою очередь доля и пай в уставном/складском капитале товарищества, общества и кооператива входят в состав наследства участника таких объединений на общих основаниях. Для получения свидетельства о праве на наследство, в состав которого входит доля этого участника в капитале (имуществе) товарищества, общества или кооператива, согласие участников соответствующего товарищества/общества не требуется. Более того, Верховный суд поясняет, что свидетельство о праве на наследство, в состав которого входит такая доля является достаточным основанием для постановки вопроса об участии наследника в соответствующем товариществе, обществе или кооперативе.

Долги наследодателя

По общему правилу смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенным им сделкам, а наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества.

В соответствии со статьей 416 ГК РФ при отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества.

В пункте 34 Постановления указывается точный момент времени, с которого наследник принимает на себя обязательства наследодателя-должника, а кредиторы вправе предъявить свои требования уже к новому должнику, то есть наследнику. Здесь отмечается, что таким моментом является день открытия наследства - наследник, принявший наследство, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства.

При этом не играет никакой роли ни время, ни способ принятия наследства, ни даже факт государственной регистрации прав на наследственное имущество и момент такой регистрации. Последнее обстоятельство имеет особо важное значение в том смысле, что ранее наследники, пользующиеся принятым имущество, могли уходить от исполнения обязательств наследодателя со ссылкой на отсутствие регистрации перехода прав на данное имущество.

На практике также нередки случаи, когда кредиторы и, в первую очередь, кредитные учреждения сразу же после смерти заемщика начинают предъявлять к его наследникам требования о досрочном погашением задолженности умершего наследодателя.  В целях исключения подобных ситуаций Пленум прямо говорит о том, что смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками.

В Постановлении отмечается, что наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную наследодателем денежную сумму и уплатить проценты на нее в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Сама сумма кредита, предоставленного наследодателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена наследником досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом кредитора не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата.

Само собой, без каких бы то ни было штрафных санкций за досрочный возврат кредита и денежных компенсаций неполученной банком прибыли по долговому обязательству. Сумма же кредита, предоставленного для ведения, к примеру, предпринимательской деятельности, может быть возвращена досрочно только с согласия кредитора.

В отношении же сроков исковой давности по требованиям кредиторов наследодателя продолжают действовать тот же режим, что и до момента открытия наследства. То есть открытие наследства не прерывает, не пресекает и не приостанавливает их течения. К срокам исковой давности по требованиям кредиторов наследодателя правила о перерыве, приостановлении и восстановлении исковой давности не применяются, а требование кредитора, предъявленное по истечении срока исковой давности, удовлетворению не подлежит.

Одновременно Верховный суд разъясняет и вопросы, связанные с поручительством по обязательствам наследодателя. Так, поручитель наследодателя становится поручителем наследника лишь в случае, если поручителем было дано согласие отвечать за неисполнение обязательств наследниками.

При этом поручительство прекращается в той части, в которой прекращается обеспеченное им обязательство, и поручитель несет ответственность по долгам наследодателя перед кредитором в пределах стоимости наследственного имущества. Наследники поручителя отвечают также в пределах стоимости наследственного имущества только по тем обязательствам поручителя, которые имелись на время открытия наследства.

Начать дискуссию