Страхование

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков

Президент РФ подписал закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, призванный заменить существующую систему личного страхования пассажиров и повысить ответственность перевозчиков.

Президент РФ подписал закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, призванный заменить существующую систему личного страхования пассажиров и повысить ответственность перевозчиков.

Предположительно, в рамках реализации закона будет разрешен целый комплекс актуальных вопросов в сфере предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров. Во-первых, будет гарантировано право пассажиров на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки. Во-вторых, будет построена система всеобщего страхования гражданской ответственности перевозчиков, что, в свою очередь, приведет к повышению финансовой устойчивости перевозчиков. Наконец, будут исключены ситуации, при которых потерпевшим пассажирам отказывается в выплате возмещения со ссылкой на банальное отсутствие денежных средств у ответственного хозяйствующего субъекта.

Согласно закону, перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров независимо от вида транспорта. Одновременно запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована. Такой договор страхования является договором в пользу третьего лица, заключается с любым обратившимся к страховщику перевозчиком и вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

При этом закон четко определяет, что перевозчик, не исполнивший возложенной на него обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, несет ответственность за причиненный при перевозках  вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании. То есть помимо штрафов и прочих санкций за отсутствие  страховки недобросовестный перевозчик в любом случае будет вынужден теперь возмещать причиненный пассажирам вред.

Предположительно, суммы, сбереженные перевозчиком за счет неисполнения обязанности по страхованию, будут взыскиваться по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности в доход РФ. Разумеется, с начислением на эти суммы процентов. Важной новеллой закона с точки зрения повышения ответственности перевозчиков за состояние используемого транспорта является и порядок определения величины страховой премии по обязательному страхованию.

По закону ставка страховой премии с единицы страховой суммы определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика.

При значительном же изменении обстоятельств, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования и существенно влияющих на оценку страхового риска, в том числе и улучшения технического состояния транспорта, страхователь будет вправе потребовать изменения условий договора обязательного страхования в части размера премии. По мнению авторов данной нормы, ее реализация на практике позволит сделать транспорт более безопасным, поскольку научит перевозчиков следить за техническим состоянием транспорта, своевременно устраняя дефекты и обновляя парк.

Информационное обеспечение пассажиров

В  соответствии с новыми требованиями на перевозчиков возлагается обязанность по предоставлению пассажирам информации о страховщиках и договорах обязательного страхования. Информация о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, номере телефона страховщика, номере, дате заключения и сроке действия договора страхования будет  размещаться во всех местах продажи билетов, а также на самих билетах, либо на официальных сайтах перевозчиков.

Данную информацию перевозчик обязан будет самостоятельно и в обязательном порядке довести до сведения пассажиров при наступлении страхового случая. Причем наряду со сведениями о страховщике, его филиалах и представителях в субъектах РФ и договоре обязательного страхования, перевозчик должен будет разъяснить пассажирам права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда.

Перевозчик обязан раскрывать данные сведения не только пассажирам, но и всем прочим лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая. Более того, перевозчик обязан консультировать и родственников потерпевших, обратившихся к перевозчику за предоставлением информации о вытекающих из договора обязательного страхования правах выгодоприобретателей.

Такая обязанность возникает при причинении вреда жизни потерпевшего, а также тяжкого вреда его здоровью. При этом риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности целиком  и полностью лежит на перевозчике.

Получение страхового возмещения

Величина компенсации, положенной потерпевшим, равно как и величина вреда, подлежащего возмещению страховщиком, определяется  размером  страховой суммы, установленной законом для разных страховых рисков. Так, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего данная сумма (величина вреда) устанавливается в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего - не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира. В случае же причинения вреда имуществу потерпевшего размер указанной суммы не может быть меньше, чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

При этом закон гласит, что в договоре обязательного страхования по рискам гражданской ответственности  перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров не может устанавливаться так называемая франшиза, то есть часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования.

В целях получения возмещения потерпевший должен будет подать страховщику письменное заявление в произвольной форме и сведения о потерпевшем, произошедшем событии, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Конкретный перечень документов, которые должен будет подавать страховщику выгодоприобретатель позднее определит Правительство РФ. Со своей стороны страховщик не вправе будет требовать представления других документов.

Стоит  отметить, что законодатель в данном случае постарался минимизировать число оснований для возможной волокиты со стороны страховых компаний. Так, закон гласит, что если право на получение страхового возмещения по одному страховому случаю имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил страховщику необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у страховщика и относящиеся к этому страховому случаю документы.

Что касается  случаев причинения вреда  жизни, здоровью, имуществу пассажира, ответственность за выплату выгодоприобретателю компенсации  несет юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном. В целях установления факта наступления страхового случая моментами начала и окончания перевозки считаются моменты входа пассажира в вагон и выхода пассажира из вагона соответственно. При этом вред, причиненный пассажиру до или после перевозки метрополитеном, но в период  нахождения пассажира на территории метрополитена, возмещается в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Выплата возмещения производится в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком заявления и соответствующих документов. В этот же срок страховщик обязан направить выгодоприобретателю и мотивированный отказ в выплате при наличии законных к тому оснований. Исчерпывающий перечень таких оснований также приведет в законе. Например, Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая вследствие военных действий, гражданской войны, народных волнений, забастовок, а также при умышленных действиях самого выгодоприобретателя.

Если в течение тридцати дней страховщик не выплачивает возмещение, за каждый день просрочки подлежат начислению пени в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Банка России от несвоевременно выплаченной суммы. В случае же ненаправления мотивированного отказа размер пени будет зависеть от суммы, установленной по конкретному риску. Причем пени в указанных случаях и размерах уплачиваются страховщиком независимо от наличия или отсутствия требований выгодоприобретателя об их взыскании, а правила об уменьшении неустойки при взыскании указанных пеней не применяются.

Дополнительные гарантии для потерпевших

В целях повышения степени правовой защищенности пассажиров во взаимоотношениях со страховщиками законодатель закрепляет право потерпевших на частичное возмещение вреда, а также на компенсационные выплаты в случае банкротства страховщика и отзыва у него лицензии.

Согласно закону, выгодоприобретатель вправе направить страховщику письменное  заявление о выплате ему части страхового возмещения до истечения легального срока исполнения обязанности по выплате возмещения, то есть ранее 30 дней. Право на предварительную выплату может быть реализовано лишь в случае причинения вреда жизни потерпевшего, а также при наличии признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего (достаточно одного признака).

Предварительная выплата производится в счет выплаты страхового возмещения выгодоприобретателю и составляет сто тысяч рублей. Страховщик обязан ее выплатить в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате ему части страхового возмещения и сопутствующих документов, содержащих сведения о потерпевшем, степени вреда здоровью и произошедшем событии.

Потерпевший не утрачивает права на получение возмещения и при банкротстве страховщика. В подобных ситуациях требования могут быть предъявлены к объединению страховщиков, которое формирует специализированный фонд компенсационных выплат.  Закон устанавливает правило, согласно которому, страховщик, не являющийся членом профессионального объединения страховщиков, не вправе осуществлять деятельность по обязательному страхованию гражданской  ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

При этом члены профессионального объединения страховщиков несут субсидиарную ответственность в части осуществления объединением компенсационных выплат пропорционально размеру средств, направленных для финансирования компенсационных выплат. Поэтому в случае возбуждения производства  по делу о банкротстве страховщика профессиональное объединение страховщиков в счет возмещения потерпевшим причиненного им вреда осуществляет компенсационные выплаты.

Требование о компенсационной выплате предъявляется к профессиональному объединению страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, что и требование о выплате страхового возмещения к страховщику. Аналогичные правила распространяются и на случаи отзыва у страховой компании лицензии.

Объединение страховщиков обязано выплатить два миллиона двадцать пять тысяч рублей при причинении вреда жизни каждого потерпевшего, не более чем два миллиона рублей при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего и не более чем  шестьсот рублей за один килограмм веса багажа. Закон ограничивает общую сумму компенсационной выплаты по имуществу  каждого потерпевшего 23 тысячами рублей.

Начать дискуссию

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет