Президент РФ подписал закон, направленный на значительное ужесточение ответственности и требований, предъявляемым к предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки граждан и их багажа.
Необходимость разработки данного документа была обусловлена принятием закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, призванного обеспечить создание механизма своевременного в полном объеме возмещения пассажирам вреда, причиненного в процессе перевозки.
Напомним, закон гарантировал права пассажиров на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки, упростил процедуры его получения, а также ввел всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности перевозчиков.
В свою очередь поправки в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков с одной стороны обеспечивают выплату перевозчиками соответствующей компенсации, с другой – унифицируют в законодательстве требования и понятия, на которые имеются ссылки в основном законе. Одновременно вводится и административная ответственность за нарушение перевозчиками новых требований.
Соответствующие изменения вносятся в Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав железнодорожного транспорта, закон "О железнодорожном транспорте в ", Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также Кодекс об административных правонарушениях РФ и некоторые другие нормативно-правовые акты.
Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика…» гласит, что перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке жизни пассажира, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца. Размер компенсации устанавливается в сумме двух миллионов рублей.
Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан. Кроме того, перевозчик обязуется обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира. Здесь компенсация устанавливается в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья, но не более двух миллионов рублей.
При этом закон дает точное определение периода перевозки, в течение которого перевозчик отвечает за имущество пассажира, его жизнь и здоровье. Так, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства. В указанное время перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, его багажу и ручной клади.
В целях исключения на практике ситуаций недостаточности у перевозчиков денежных средств для выплаты пострадавшим пассажирам компенсации поправки устанавливают штрафную ответственность за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован. Данное нарушение будет караться наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Юридическим же лиц придется платить от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Также устанавливается ответственность и за непредоставление перевозчиком пассажирам информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, а на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Одной из основных целей реформирования правовых норм, регламентирующих перевозки пассажиров и их багажа, является понуждение перевозчиков к обеспечению должного уровня безопасности перевозок и технического состояния парка транспортных средств перевозчика, а также минимизации факторов, влияющих на степень риска на транспорте. Поэтому наряду с установлением системы мотивационных факторов (чем лучше уровень технического состояния транспорта – тем ниже страховой тариф), законодатели не забыли и о мерах принудительного характера.
Так, в соответствии с законом перевозчики обязуются оснащать транспортные средства тахографами - техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Позже конкретные требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы будут установлены Правительством Российской Федерации.
В свою очередь управление транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров без тахографа, равно как с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, грозит наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, а на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Кроме того, придется отвечать и за нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров, установленного режима труда и отдыха. Данное нарушение повлечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Начать дискуссию