Довольно часто в нашей практике мы сталкиваемся с необходимостью разработки и реализации эффективного механизма регулирования взаимоотношений внутри компании, как между сособственниками, так и с управляющими органами.
Казалось бы, предусмотренные в этой связи возможности федеральных законов об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью в виде права на заключение договора об осуществлении прав участников, возможности указания в уставе дополнительных прав и обязанностей участников, соглашений акционеров и т.д. способны решить подобные вопросы. Однако, указывая на возможность такими способами урегулировать вопросы взаимоотношений между участниками обществ, далее в этом направлении какое-либо нормативное регулирование отсутствует. Отсюда - довольно скептическое отношение к подобным вещам как со стороны судов, так и со стороны самих собственников бизнеса.
В этом плане довольно широко обсуждаемый проект о внесении изменений в ГК РФ, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении, дает некоторую надежду на скорое развитие в будущем правового регулирования корпоративных отношений.
Рассмотрим, какие изменения планируются в регулировании деятельности юридических лиц и что нам можно ожидать от нововведений.
1) Изменения в классификации юридических лиц
Помимо традиционного деления организаций на коммерческие и некоммерческие по ключевой цели их деятельности, предусмотрено также деление на корпорации и унитарные организации в целях закрепления общих норм, касающихся регулирования деятельности коммерческих и некоммерческих корпораций и коммерческих и некоммерческих унитарных организаций. Согласно пояснительной записке к законопроекту такой подход позволяет урегулировать общие элементы гражданско-правового статуса каждой категории юридических лиц.
Таким образом, более определенным теперь становится статус участника любой корпорации, его права и обязанности, взаимоотношения с организацией.
При этом в проекте не предусмотрены существующие на данный момент формы закрытых акционерных обществ и обществ с дополнительной ответственностью. Вместо ЗАО вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных АО, поскольку статус публичных, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на финансовых рынках, требует более строгого регулирования, в виду того, что касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.
2) Регулирование отношений собственников бизнеса и руководителей/членов коллегиального управленческого органа
В части регулирования отношений собственник-руководитель хотелось бы отметить следующие важные нововведения:
- проект наконец-то разрешает давно непрекращающийся спор о возможности назначения на должность исполнительного органа нескольких лиц (предусмотрения нескольких директоров компании). В настоящий момент, исходя из неясной трактовки такой возможности, назначение на должность директора двух лиц с равным объемом полномочий и правом представления интересов организации без доверенности считается довольно спорным. Проект же допускает право указать в уставе на наличие в компании более одного директора. Это безусловно будет полезным инструментом для сбалансированного учета интересов участников при решении вопроса о назначении руководителя; также наличие более одного директора может служить дополнительной гарантией от злоупотреблений со стороны кого-либо из руководителей, поскольку, к примеру, есть возможность предусмотреть обязательное наличие подписей всех директоров на всех или определенном перечне договоров; автоматически решается проблема и с деятельностью организации в отсутствие кого-либо из руководителей, поскольку всегда есть лицо, которое обладает таким же объемом полномочий;
- проектом прямо предусмотрена норма, определяющая законодательное регулирование отношений собственник-руководитель нормами трудового права по остаточному принципу в той части , в которой эти отношения не урегулированы ГК и иными законодательными актами о юридических лицах;
- также проект усиливает традиционные положения об имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица, а также членов его коллегиальных органов и лиц, фактически определяющих его действия. Все эти лица должны возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
3) Регулирование отношений между участниками организации.
В этой связи хотелось бы отметить об упоминании в проекте о двух новых корпоративных документах, возможных к утверждению в организации. Это - внутренний регламент (иные внутренние документы) организации и корпоративный договор.
Данные документы призваны урегулировать те вопросы взаимоотношений внутри организации, которые не решены положениями устава. Это позволяет максимально индивидуализировано подойти к урегулированию специфических для каждой организации вопросов взаимоотношения между сособственниками, сотрудниками организации.
С учетом конфиденциального характера корпоративного договора в непубличном обществе появляется своеобразная свобода в регулировании отношений участников исходя из индивидуальных особенностей и специфики.
Корпоративный договор также может включать в себя не только вопросы осуществления прав участников, но и определять структуру органов организации, их компетенцию, а также, что немаловажно, в данном договоре могут участвовать и третьи лица, включая кредиторов общества.
Предполагается, что возможное заключение корпоративного договора между участниками организации и третьим лицом сделает организации более привлекательными в глазах инвесторов и банков.
Возможно предусмотрение права на участие в таких договорах третьих лиц поможет в будущем решать и иные актуальные для собственников бизнеса вопросы - в том числе и вопросы с наследниками, супругами, потенциальными будущими участниками организации.
Указание на возможность применения таких договорных инструментов непосредственно в ГК РФ дает надежду на то, что в скором будущем детальное самостоятельное регулирование собственниками компаний любых вопросов, связанных с управлением в компании, с каким-либо участием в ее деятельности, с несоответствием количества голосов у участника размеру его доли станут наконец-то нормой в корпоративных отношениях и позволят учитывать все индивидуальные особенности, присущие любому бизнесу.
4) Новые правила по реорганизации.
Нельзя обойти вниманием и близкие к описанным выше вопросы реорганизации, поскольку они традиционно сопровождают любые трансформации бизнеса и тесно взаимосвязаны с регулированием отношений между собственниками.
В частности, проектом допускаются любые реорганизации внутри коммерческих организаций, в том числе путем соединения в одном акте реорганизации нескольких ее способов (разделение с одновременным преобразованием и т.д.), что ранее было предусмотрено только законом об акционерных обществах, а также реорганизация с участием более двух ЮЛ, что призвано облегчить диверсификацию предпринимательской деятельности.
Важным моментом также является введение специальных правил о юридических последствиях признания недействительным решения о реорганизации и о признании реорганизации корпорации несостоявшейся, отсутствие которых вызывало много вопросов и споров в правоприменительной практике.
Ввиду актуальности вопросов реорганизации как обязательного инструмента трансформации любого бизнеса, в том числе, в целях достижения необходимого баланса интересов сособственников, рекомендуем подробнее ознакомиться с данными вопросами в ходе вебинара Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH «Трансформации бизнеса. Как грамотно провести реорганизационные процедуры».
Начать дискуссию