УК РФ

Через постель и за решетку

На этой неделе первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман в интервью информационному агентству “ИТАР-ТАСС” поделился планами государства в сфере противодействия коррупции.

На этой неделе первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман в интервью информационному агентству “ИТАР-ТАСС” поделился планами государства в сфере противодействия коррупции.  По словам Буксмана, с 2010 года в России наблюдается тенденция снижения числа выявляемых коррупционных преступлений.

Так, в первом полугодии этого года выявлено почти 22 тысячи преступлений против государства, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более тысячи - совершенных в крупном или особо крупном размере или группой лиц. Почти четверть преступлений составили взятки - за полгода выявлено 4757. Средний размер взятки по стране составил 65 тысяч рублей. К уголовной ответственности привлечено 3110 человек. Для сравнения - за первое полугодие 2011 года было выявлено 25 тысяч преступлений (5125 взяток) и привлечено к ответственности 4139 человек.

Несмотря на это, прокуратура вынуждена констатировать недостаточность и крайнюю неэффективность имеющихся на сегодняшний день в арсенале правоохранителей антикоррупционных мер и приемов. В свою очередь снижение числа выявленных коррупционных преступлений отнюдь не означает, что в стране становится меньше взяточников и коррупционеров.

Как отмечает Буксман, уменьшение количества указанных преступлений отчасти можно объяснить общим снижением уровня преступности в стране и бездействием правоохранителей в этой сфере. Вместе с тем, реальный уровень коррупции снижается гораздо медленнее, нежели количество регистрируемых преступлений. Причиной этому служат пробелы в законодательстве и процветание так называемой латентной коррупции.

Именно поэтому в соответствии с рекомендациями ГРЕКО (группы стран против коррупции) и по распоряжению генерального прокурора РФ правоохранителями сейчас взят курс на масштабную работу по подготовке целого ряда проектов законодательных изменений в Уголовный кодекс РФ, способных кардинальным образом изменить данную ситуацию.

Прежде всего, правоохранителями планируется существенно расширить объем такого понятия как “взятка”. Следуя рекомендации ГРЕКО, уже в ближайшем будущем данное понятие станет охватывать не только материальные ценности и услуги, но и все нематериальные преимущества, такие, например, как “позитивные отзывы в прессе, повышение по службе или предоставление дополнительных возможностей по работе, выдача дипломов, оказание сексуальных услуг и так далее”. Кроме того, законотворцами предполагается введение уголовной ответственности и за такое деяние, как “торговля влиянием”, проявляющееся в том, что какой-нибудь хозяин жизни предлагает обывателю “посодействовать”, “похлопотать” и иным образом принять деятельное участие в непростой судьбе просителя.

Таким образом, ныне внешне безобидные коррупционные схемы “через постель”, “по блату” и “чисто по-братски” получат вполне оправданную криминальную трактовку, причем безотносительно к мотивам, характеру и кратности их реализации. При этом нематериальный характер подобных услуг не будет служить смягчающим обстоятельством и никаких преимуществ по сравнению с традиционными взяточниками и ворами любители постельных сцен не получат.

Что касается определения момента, с которого подкуп посредством предоставления нематериальных преимуществ будет считается совершенным, его законодатели регламентируют на основании уже сформировавшейся в уголовном процессе практики. Так, уже сейчас дача взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, а равно их получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.  Любые же услуги нематериального плана, в том числе и сексуальные, также будут считаться оказанными в момент начала их оказания вне зависимости от достигнутого сторонами результата и последствий.

К слову, инициативу прокуратуры заочно уже обрекли на провал. Дескать, доказать факт получения нематериальных выгод, а уж тем более подвести под данный факт уголовно-правовую базу невозможно в принципе, так что нечего даже и стараться. Действительно, определенные трудности с доказыванием и квалификацией деяний на практике возникнуть могут. Но трудности это преодолимые и некритичные – достаточно перекроить уголовный закон и подвести под новые правила судебную практику.

Напомним, сейчас судебная практика и уголовное преследование исходят из того, что предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. В общем и целом все то, что можно оценить и выставить за это денежный счет. Сюда относится и предоставление туристических путевок, и ремонт квартиры, и строительство дачи и даже хранение и мойка автомобиля на парковке.

Под выгодами имущественного характера в свою очередь понимаются занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера в обязательном порядке должны получить в судебном приговоре денежную оценку. В противном случае приговор суда удастся оспорить и отменить в ближайшей вышестоящей инстанции.

Более того, в настоящее время от размера взятки зависит и квалификация преступления. В связи с этим любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов.

Отсюда следует, что штрафовать и сажать за решетку можно только по делам, в которых фигурируют ценности, имеющие стоимостное выражение. Партнерские же отношения, протекторат педагогов, уважение коллег по службе или, скажем, симпатия мужчины и женщины такого выражения не имеют, поскольку все вышеперечисленное принято считать бесценным. Собственно, именно по этой самой причине законодательства разных стран ранее смотрели на нематериальные блага сквозь пальцы, полагая, что отношения между людьми – сугубо их личное дело, так как ничьи имущественные интересы в подобных случаях не страдают.

Подобное отношение европейских и американских властей к проблеме личных отношений в чью-то пользу резко изменилось в начале 21 века. Тогда внезапно выяснилось, что “через постель” можно попасть не только в кинематограф и на эстраду, но еще и оказать давление на судебную власть, подсидеть для нужного человека должность в совете директоров крупной корпорации, а также пробить дочерней фирме многомиллионный госзаказ.

С этого времени торговцы связями и владельцы борделей, равно как и новоявленные звезды бизнеса и политики вызывают у зарубежных правоохранителей исключительно профессиональный интерес. По-видимому, примерно то же самое планируется внедрить в практику и в нашей стране, где, как известно, каждый второй нувориш либо с кем-то переспал, либо является благодарным потомком тех, кто переспал за него.

И здесь, надо думать, прокуратура и полиция не дрогнут перед лицом возможных трудностей – в наличии имеется и опыт зарубежных коллег и практически готовый алгоритм действий по раскрытию латентной коррупции. Осталось только доработать данный алгоритм под российскую действительность и внести соответствующие изменения в законодательство, позволяющие государству вмешиваться в область высоких чувств и тонких материй.

Начать дискуссию