ПСН

О новой патентной системе налогообложения

В нашей статье мы рассмотрим основные положения новой системы налогообложения и сравним ее с существующими режимами.

Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон N 94-ФЗ) на территории Российской Федерации введен в действие новый специальный режим налогообложения.

В нашей статье мы рассмотрим основные положения новой системы налогообложения и сравним ее с существующими режимами.

Итак, цель введения патентной системы налогообложения – последующая замена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, который перестанет действовать с 2014 года. При этом некоторые из подпадающих под него видов деятельности будут переведены на патентную систему налогообложения, другие – на упрощенную систему налогообложения или на общий режим.

Конкретные виды деятельности, в отношении которых применяется патентная система, определяются законами субъектов РФ. Для того чтобы новая патентная система вступила в силу на территории данного субъекта Федерации уже со следующего года, он должен не позднее 01.12.2012 принять и опубликовать закон о ее введении на территории субъекта РФ (ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

Действующие патенты будут применяться только по 31.12.2012. Если срок заканчивается позже, то их стоимость подлежит пересчету.

Патентная система налогообложения в отличие от ЕНВД не будет являться обязательной для всех видов деятельности.

По сравнению с действующим списком (69 видов деятельности) общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 за счет их обобщения.

При этом в перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности:

- химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

- оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортном;

- оказание услуг по перевозке грузов водным транспортном;

- услуги по прокату, экскурсионные услуги;

- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 квадратных метров, и объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

- услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 кв. м. по каждому объекту организации общественного питания.

Необходимо отметить, что Закон N 94-ФЗ в целях уплаты ЕНВД отнес к розничной торговле реализацию ломбардами невостребованных вещей, а вот патент для этой деятельности применять будет нельзя.

Есть еще отличие от системы налогообложения в виде ЕНВД. В целях уплаты единого налога к торговым объектам, входящим в стационарную торговую сеть, не имеющую торговых залов, относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Патентная система также имеет список таких объектов, но он закрыт, к тому же в него добавлены палатки, но исключены торговые комплексы. При этом рынок должен быть только розничный, но не обязательно крытый. А вот ярмарка, судя по всему, может быть и оптовая.

Условия применения патентной системы налогообложения

Патентная система налогообложения разрешает предпринимателю использовать наемных работников, но не 5 человек, а 15. Для сравнения: при уплате ЕНВД численность работников может доходить до 100 человек (пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Данное ограничение по численности применяется ко всем видам деятельности, которые предприниматель ведет одновременно, и определяется по общему количеству.

Существуют ограничения применения патентной системы – ее нельзя будет применять в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом.

Положительным моментом является то, что почти по всем видам деятельности, по которым будет выдаваться патент, можно будет применять пониженные страховые тарифы к вознаграждениям, выплачиваемым предпринимателем наемным работникам (ст. ст. 4 и 6 Закона N 94-ФЗ).

Указанное преимущество не распространяется на сдачу в аренду помещений, дач, земельных участков, а также на розничную торговлю и услуги общественного питания.

Субъектам РФ также дано право существенно увеличивать максимальный предел возможного к получению годового дохода. Законодатели, видимо, рассчитывают на то, что при этом власти на местах проявят благоразумие и не воспользуются своим правом по максимуму. Так или иначе, в 3 раза может быть увеличен указанный максимальный предел по следующим видам деятельности:

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

- оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом;

- оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом;

- занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;

- обрядовые и ритуальные услуги.

Что касается сдачи в аренду помещений, дач, земельных участков, принадлежащих предпринимателю на праве собственности, а также новых патентных видов деятельности (розничной торговли и общественного питания), максимальный предел годового дохода субъектом РФ может быть увеличен даже в 10 раз.

Субъекты РФ имеют право устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Цена патента

Стоимость патента рассчитывается как произведение налоговой ставки и потенциально возможного дохода, установленного законом субъекта Российской Федерации для соответствующего вида деятельности. Налоговая ставка составляет 6%. Патент предприниматель будет получать в том субъекте РФ, где предполагает осуществлять избранный вид деятельности. Можно обратиться в налоговый орган по месту жительства. Полученный в нем патент действует только на территории соответствующего субъекта РФ. Можно также получить патент в другом субъекте РФ, обратившись в любой территориальный налоговый орган на его территории.

Заявление на получение патента направляется в любой возможной форме не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы. Как видим, этот срок значительно сокращен по сравнению с указанным в п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ, где говорится о 30 днях. Казалось бы, меньше времени отводится и налоговому органу для принятия решения о выдаче патента или отказа в этом – 5 дней вместо прежних 10. Но поскольку налоговикам дается еще 5 дней, чтобы довести решение до предпринимателя, то фактически предприниматель может ожидать ответа все те же 10 дней и узнать, например, о выдаче патента за день до того, как планирует им воспользоваться.

Основаниями для отказа являются обнаружение налоговым органом несоблюдения налогоплательщиком каких-либо условий применения патентной системы. То есть, при устранении таких нарушений можно вновь подать заявление о выдаче патента.

Кроме того, налоговый орган примет решение об отказе в выдаче патента, если у налогоплательщика есть задолженность по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы. Наличие недоимок по другим налогам не может быть основанием для такого отказа.

Предпринимателю, в том случае, если он прекращает работать по патенту добровольно или из-за несоблюдения условий для работы на нем, отводится на уведомление налогового органа об этом 10 дней. Зато снова применять патентную систему он сможет уже со следующего календарного года (сейчас не ранее чем через 3 года после утраты права на работу по патенту (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ)). Причем это касается только того же вида предпринимательской деятельности, по которому он вынужденно или добровольно сдал патент. То есть, при возникновении желания получить патент по другим видам деятельности, такого ограничения нет.

Срок выдачи патента от 1 до 12 месяцев, но теперь уточняется, что этот период устанавливается в пределах календарного года. Видимо, это надо понимать так, что в случае применения патентной системы не с начала календарного года, максимальный срок, на который будет выдан патент, – количество месяцев, оставшихся до конца календарного года. В таком случае для продолжения применения спецрежима всем предпринимателям, желающим его применять, будет необходимо не позднее, чем за 5 дней до начала следующего календарного года подать заявление об этом.

При этом именно срок, на который выдан патент, или фактический срок, если предприниматель отказался от патента ранее согласованного срока его окончания, признается налоговым периодом по данному спецрежиму. Но независимо от того, когда начался налоговый период по выданному патенту, если доходы от всех видов деятельности на патенте с начала календарного года превысят 60 миллионов рублей, то придется пересчитать налоги по общему режиму налогообложения за весь указанный налоговый период.

Для учета доходов налогоплательщик должен вести книгу учета доходов. Минфину поручено разработать ее форму и порядок заполнения. Для действующей патентной системы используется та же книга учета, которую применяют налогоплательщики, находящиеся на УСНО (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Однако отдельная книга учета доходов будет вестись в отношении каждого вида деятельности, на который выдан патент. Доходы признаются фактически по тем же правилам, что установлены для УСНО.

Если патент выдан на срок менее 6 месяцев, то в течение 25 дней после начала его действия надо будет оплатить всю сумму налога. Если патент выдан на больший срок, тогда, как и ранее, в те же 25 дней оплачивается лишь треть полной стоимости патента, остальное выплачивается не позднее 30 дней со дня окончания налогового периода. При этом ничего не говорится о возможности уменьшения этой оставшейся части стоимости патента на сумму уплаченных предпринимателем страховых взносов, как это предусмотрено действующим порядком.

Налогоплательщики, перешедшие на патентную систему, получат право не использовать ККТ по соответствующему виду деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств (ст. 5 Закона N 94-ФЗ).

Преимуществом патентной системы налогообложения является то, что она заменяет одним налогом уплату нескольких. Предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, будут освобождаться от НДФЛ и налога на имущества физических лиц (в части доходов и имущества, связанных с видами деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения). Также предприниматели будут освобождаться от уплаты НДС, однако предусмотрены некоторые ограничения в уплате. НДС придется уплатить, если:

- осуществляются виды деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения;

- осуществляется ввоз товаров на территорию Российской Федерации;

- осуществляются операции, облагаемые в соответствии со ст. 174 НК РФ, т.е. налогооблагаемые операции в рамках договора простого товарищества,  договора доверительного управления имуществом, концессионного соглашения.

К недостаткам патентной системы налогообложения можно отнести то, что предприниматели будут обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Если доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ применительно к налогу на прибыль, превысят 60 миллионов рублей, налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение патентной системы налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент. Главным же недостатком патентной системы налогообложения является невозможность ее применения организациями. Таким образом, при отмене ЕНВД с 2014 года малые предприятия окажутся в непростой ситуации, так как им придется выбирать между общим режимом налогообложения и упрощенной системой налогообложения.

В заключение следует отметить, что в настоящее время сложно спрогнозировать насколько облегчит жизнь индивидуальным предпринимателям  патентная система налогообложения. Для регионов России патентная система налогообложения – это один из инструментов, с помощью которого власти смогут переводить на эту простую форму налогообложения приоритетные виды деятельности, устанавливать дифференцированную базовую доходность.  Кроме того, перераспределение налоговых отчислений в большей мере в бюджет муниципалитетов позволит местной власти более внимательно относиться к малому предпринимательству. Что же из этого получится в итоге – покажет только время.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Комментарии

3
  • Torgash

    Я так и не понял, чем она отличается от ЕНВД? Может кто объяснить простым языком что это значит для торговли?

  • Torgash, прочитайте внимательно статью, там всё понятно написано. чем отличается, чем похожа, какие ограничения.

    ЕНВД отменяется с 2018 г., а не с 2014 г., как указано в статье.

  • Над. К

    Цитата:
    "Необходимо отметить, что Закон N 94-ФЗ в целях уплаты ЕНВД отнес к розничной торговле реализацию ломбардами невостребованных вещей, а вот патент для этой деятельности применять будет нельзя. "

    Прежде чем списывать подобное из статей других авторов, надо бы проверять информацию :( Один человек написал неправду, остальные начали списывать и вводить в заблуждение еще больше народу. Реализация ломбардами добавлена в исключения, которые не попадают под ЕНВД. Т.е. все ровно наоборот.

    Кто у кого списал, мне интересно? Фраза почти дословная есть тут http://www.klerk.ru/buh/articles/286208/