Трудовое право

Об избыточных сведениях в трудовом договоре

Перед вами отрывок отчета о семинаре "Трудовой договор: от номера до подписи" (лектор Журавлева И.В. - консультант по кадровому учету и трудовым спорам, научный редактор журнала "Кадровые решения", автор и преподаватель курса повышения квалификации "Школа кадровика").

Перед вами отрывок отчета о семинаре "Трудовой договор: от номера до подписи" (лектор Журавлева И.В. - консультант по кадровому учету и трудовым спорам, научный редактор журнала "Кадровые решения", автор и преподаватель курса повышения квалификации "Школа кадровика"). Опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2012, № 10.

Многие кадровики включают в трудовой договор, помимо обязательных, еще массу прочих реквизитов. Даже последний пункт или раздел трудового договора зачастую называется "Реквизиты и подписи сторон". И там мы видим: ОГРН, КПП, банковские реквизиты и адрес работодателя, ИНН, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета в ПФР), адрес работника и еще много-много всего.

Возникает естественный вопрос: зачем эти необязательные сведения вносить в трудовой договор? Правовой необходимости в этом нет - Кодекс этого не требует. Может быть, есть какая-то практическая надобность? Но пока еще никто не сумел мне объяснить, зачем нужно в трудовом договоре дублировать сведения, которые и так в обязательном порядке вносятся в личную карточку работника: его адрес, ИНН и СНИЛС.

Точно так же никто пока не сумел мне ответить, зачем в договоре нужны ОГРН, КПП, банковские реквизиты и адрес работодателя. Иногда, правда, приводят такой довод: "Адрес работодателя нужен, чтобы в случае неявки работника на работу можно было доказать, что был прогул". Но ведь мы с вами прекрасно понимаем, что тот юридический адрес, который указан в трудовом договоре, далеко не всегда совпадает с реальным адресом, где работник должен выполнять свои трудовые обязанности. Поэтому, чтобы определить, был прогул или нет, совсем не обязательно указывать в трудовом договоре адрес рабочего места. Еще в 2004 году Пленум Верховного суда в Постановлении N 2 дал понять, что, как установлено статьей 209 ТК, рабочим местом является:

- либо место, закрепленное трудовым договором;

- либо место, закрепленное локальным нормативным актом (например, утвержденной приказом руководителя должностной инструкцией);

- либо место, куда работник должен был прибыть для выполнения своей работы исходя из содержания своих обязанностей. Например, для водителя автомобиля рабочим местом является автомашина, а для укладчика асфальта - тот участок дороги, на котором в данный момент производятся работы.

Как видите, трудовой договор - не единственный документ, по которому можно определить нахождение рабочего места.

Теперь представим, что мы внесли в трудовой договор адрес фактического места исполнения трудовых обязанностей. Вполне возможно, что когда-нибудь это место поменяется, ведь работодатель вправе сменить офис и переехать, если сочтет нужным. И получается, что нам надо определить, согласно рассмотренной нами классификации, к чему относится этот адрес: к сведениям или условиям договора? То есть мы договорились с работником, что он будет работать именно по этому адресу, или мы просто в одностороннем порядке указали адрес как информацию о факте?

Нередко кадровики не могут ответить на этот вопрос. А ведь при возникновении трудовых споров чаще всего адрес работодателя рассматривается именно как условие договора. Но если это условие, то в случаях, когда работодатель меняет свой адрес, он меняет и адрес рабочего места человека. А поскольку это решение он принимает в одностороннем порядке, нужно выполнить все требования статьи 74 ТК, то есть минимум за 2 месяца работника надо уведомить о смене адреса рабочего места. Дальше, если работник согласится со сменой адреса, с ним надо подписать изменения к трудовому договору, где будет указан адрес нового рабочего места. А если он не согласен с таким изменением, то ему должна быть предложена другая работа по прежнему адресу. Но ведь переехать по новому адресу может вся организация или все ее подразделение (магазин, почтовое отделение, аптека, химчистка и так далее) и по старому адресу никого не останется. И тогда мы вынуждены будем уволить работника (причем, возможно, очень ценного) по причине его отказа продолжать работу в связи с изменением условий трудового договора. Кроме того, в соответствии со статьей 178 ТК работнику придется выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. В общем, проблем от этого адреса много, а толку мало.

Тем не менее многие специалисты глубоко и искренне убеждены, что сведения, которые мы здесь рассматриваем как избыточные, необходимо включать в трудовой договор, несмотря на то что Трудовым кодексом это и не предусмотрено.

Поясню, откуда пошла практика включения в трудовой договор избыточных сведений.

Письменная форма трудового договора стала обязательной не так уж давно - с 6 октября 1992 года, когда были внесены соответствующие изменения в тогда еще действовавший КЗоТ РФ. До этого в большинстве случаев трудовой договор заключался в устной форме. Письменная форма договора была предусмотрена только для случаев, если люди ехали работать на Север на определенный срок. А вот гражданско-правовые договоры всегда составлялись в письменной форме. Ведь у партнеров в хозяйственном договоре, как правило, основной источник информации друг о друге - это сам договор. И если нам нужно составить счет, накладную, оформить платежное поручение, выставить претензию, подать иск, то сведения о партнере: банковские реквизиты, адрес и прочее - мы можем взять обычно только из договора. Поэтому в договор включаются все необходимые для взаимодействия сведения - адреса, телефоны, банковские реквизиты - именно по причине практической надобности, а не потому, что так требует закон.

Но работнику и работодателю все эти реквизиты не нужны, так как вряд ли работник будет перечислять своей компании деньги и выставлять счета-фактуры. Эти сведения не предусмотрены в числе обязательных в ТК, потому что на самом деле являются избыточными. Как раз по этой причине в трудовом договоре, образец которого я вам продемонстрировала, все сведения о работодателе и работнике собраны в преамбуле, а не разбросаны по договору - часть в начале, часть в конце. В то время как избыточные сведения в конце договора вообще отсутствуют.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференцзал" 2012, № 10

Комментарии

3
  • Над. К
    Аноним,так ведь написано в начале, что это отрывок отчета о семинаре. Там и показывали :)
  • Честно говоря не совсем понятно, почему сведения автором восприняты как избыточные. Насчет таких "реквизитов" как ИНН, СНИЛС. При заключении трудового договора предъявляются паспорт и СНИЛС, как обязательные документы , при этом карточка Т-2 может заполняться позднее, чем заключен договор. Вполне естественно, что сведения из ключевых документов (без которых невозможно отчитаться за работника в тот же ПФР например) включают в договор. После заключения договора бывает крайне сложно добиться от работника предоставления нужных документов (это у меня собственный опыт говорит). А тут как минимум самые ключевые сведения будут, причем подтвержденные подписью работника на ТД.
    И насчет адреса. Во-первых автор смешивает собственно адрес места работы и адрес работодателя, вернее сначала говорит об одном, а потом совершенно о другом адресе, а это действительно совершенно разные вещи. Например в наших трудовых договорах указан не конкретный адрес работы, а город, поэтому если работодатель изменит свой адрес (по крайней мере в пределах города) никаких дополнительных сведений/изменений вносить не придется. Адрес же и банковские реквизиты работодателя могут вполне пригодится работнику. Например чтобы направить работодателю письмо (претензию, заявление), а также предъявить в банк например исполнительный лист.
    Так что указание этих реквизитов хотя и не является обязательным условием, но представляет для себя интерес для обеих сторон.
  • Buh545
    Я не поняла глубого смысла статьи

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.