В минувшем месяце ВАС РФ поставил точку в споре о том, подлежат ли обложению НДФЛ суточные по однодневным командировкам, или нет. ВАС РФ обратил внимание на то, что сейчас суды в обоснование необходимости налогообложения указанных сумм ссылаются на то, что законодатель связывает право на возмещение дополнительных расходов не только с фактом выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, но и с проживанием работника вне постоянного места жительства. Если работник, выполняющий служебное поручение вне места постоянной работы, имеет возможность ежедневно возвращаться и проживать по месту своего жительства, то дополнительные расходы, связанные с проживанием в другом месте, он не несет и право на получение суточных не имеет. Между тем, направление работников в служебные командировки происходит по инициативе работодателя и в его интересах, следовательно, оплата суточных осуществляется в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату, следовательно, не облагаются НДФЛ.
Реализация товаров субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, не препятствует применению ЕНВД
На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Уральского округа, отклонив довод о том, что основным и главным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю в целях применения ЕНВД от реализации в рамках договора поставки является конечная цель использования приобретения покупателем товара. Заявитель жалобы настаивал на том, поскольку товары налогоплательщиком реализовывались юридическим лицам для осуществления ими предпринимательской деятельности, данная деятельность не является розничной куплей-продажей, ввиду чего правомерно квалифицирована инспекцией как оптовая торговля по договорам поставки, которая подлежит обложению налогом по УСН. В Постановлении № Ф09-9369/12 от 28.09.2012 суд разъяснил, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, через объекты стационарной торговой сети.
Таким образом, к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Одним из основных условий, позволяющих применить в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде ЕНВД, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и нестационарной торговой сети. При этом Налоговый Кодекс РФ не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров.
Размер земельного налога не может зависеть от ошибок, допущенных при проведении кадастровой оценки земель
Об этом заявил ФАС Центрального округа в Постановлении № А64-12200/2011 от 19.09.2012, признав, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости, при определении которой была допущена ошибка, является незаконным и в любом случае нарушает права налогоплательщика. ФАС указал, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом законом установлена возможность и определен порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
При решении же вопроса о возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления ошибок, как технических, так и кадастровых, следует исходить из необходимости учитывать фактическую обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам, а не зависеть от ошибок при определении его элементов.
Просрочка представления документов, подтверждающих право на льготу по НДС, не лишает данного права
К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в Постановлении № А65-30063/2011 от 27.09.2012. Здесь ФАС отметил, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Лица, использующие право на указанное освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого они используют право на освобождение, соответствующее письменное уведомление и ряд документов.
Неблагоприятные последствия в виде восстановления НДС и уплаты его в бюджет наряду со взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней установлены за непредставление налогоплательщиком документов в подтверждение обоснованности применения в течение 12 месяцев права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, а также в случае несоблюдения налогоплательщиком ограничений, установленных НК РФ. Из положений НК РФ не следует, что негативные последствия наступают в случае представления налогоплательщиком документов с нарушением срока. Положения данной нормы не подлежат расширительному толкованию. Поэтому вывод судов о том, что закон не предусматривает наступления негативных последствий в случае представления документов с нарушением срока, следует считать правильным, заключил ФАС.
Вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является нарушением порядка бесспорного взыскания обязательных платежей
Довод налоговой инспекции об обратном признал несостоятельным ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении № А78-9112/2011 от 11.09.2012. Здесь суд разъяснил, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Из анализа указанных норм следует, что процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов, при отсутствии одного из которых взыскание налога и пеней за счет имущества нарушает установленный законом порядок бесспорного взыскания обязательных платежей.
При утрате первичных документов сумма налогового вычета расчетным методом не определяется
Об этом заявил ФАС Центрального округа, подтвердив справедливость довода инспекции о неправомерном применении предпринимателем налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость ввиду непредставления налогоплательщиком первичных документов, служащих основанием для их заявления. В Постановлении № А68-9392/2011 от 10.09.2012 ФАС пояснил, что обоснование права на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам при приобретении товаров, лежит на налогоплательщике. При этом действующим законодательством о налогах и сборах исключена возможность использования в целях определения суммы налоговых вычетов расчетного метода. Таким образом, на предпринимателе лежит обязанность представить документы, обосновывающие заявленный им налоговый вычет.
При утрате первичных бухгалтерских документов такими документами могут служить копии счетов-фактур, а также иных документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную к оплате по счетам-фактурам контрагентами предпринимателя при расчетах за поставленные товары. Как установлено судом, предпринимателем не были представлены в подтверждение вычетов счета-фактуры, выставленные контрагентами, а также иные документы, подтверждающие принятие на учет товаров. Вместе с тем, налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Это гарантирует налогоплательщику начисление налогов в правильном размере. В связи с изложенным, ФАС пришел к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия спорного решения.
При использовании расчетного метода исчисления налогов должны быть учтены особенности деятельности предпринимателя, а также сведения о деятельности аналогичных налогоплательщиков
С такой позицией арбитражных судов согласился ФАС Дальневосточного округа, подтвердив, что исчисление налогов в ходе налоговой проверки не терпит приблизительности и не может быть основано на усредненных данных. По мнению налогового органа, позиция судов была основана только на том, что инспекция исчислила налоги приблизительно, а не достоверно. Однако при расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам. Налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности. В Постановлении № Ф03-3566/2012 от 19.09.2012 ФАС указал, что применение расчетного метода обеспечивает, с одной стороны, безусловное исполнение всеми лицами обязанности по уплате законно установленных налогов, независимо от каких-либо обстоятельств, с другой стороны, налог не должен быть взыскан в размере большем, чем с аналогичных налогоплательщиков.
В рассматриваемом случае судебными инстанциями было установлено, что для целей выездной налоговой проверки инспекцией были направлены запросы в банк о выдаче выписок по операциям на счетах налогоплательщика, проведены допросы покупателей. Исходя из анализа представленной информации, налоговым органом определен доход налогоплательщика и исчислен налог. Примененный инспекцией подход к определению размера налоговых обязательств не основан на положениях НК РФ. Так, применяя расчетный метод, инспекция должна была определить размер налогов, исходя из особенностей деятельности проверяемого налогоплательщика и сведений, полученных как из документов, находящихся в ее распоряжении, так и путем сопоставления этих сведений с информацией о деятельности аналогичных налогоплательщиков.
Затраты на электроэнергию, приобретаемую для собственных нужд, не включаются в налоговую базу по НДС
К такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа, признав несостоятельность позиции, согласно которой, потребление обществом электроэнергии для собственных нужд является условием для возникновения объекта налогообложения, а затраты общества в данном случае нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налог на прибыль организаций. В Постановлении № А69-1570/2011 от 27.09.2012 суд разъяснил, что объектом налогообложения признаются, в том числе, передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Исходя из изложенного, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость может возникнуть только при доказанности факта реализации либо передачи товара для собственных нужд при условии, что расходы на товары не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных законом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Использование же приобретенного товара для собственных нужд реализацией не является, в связи с чем пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для вывода о занижении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
С бюджетных счетов недоимка по налогам в бесспорном порядке не взыскивается
ФАС Центрального округа признал, что право на взыскание с бюджетного учреждения задолженности по налогам и пеням может быть реализовано налоговым органом только в судебном порядке. В Постановлении № А09-366/2012 от 06.09.2012 суд разъяснил, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога представляет процесс досудебного урегулирования спора. Досудебное урегулирование спора состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки и основания для ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставки пеней. При этом взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке. Обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Таким образом, исходя из приведенных норм следует, что законом не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеням с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке.
Непредставление налогоплательщиком регистров бухгалтерского учета не препятствует получению налоговой выгоды
ФАС Волго-Вятского округа признал несостоятельным вывод о том, что поскольку представленные обществом документы не содержат регистров бухгалтерского и складского учета, они не подтверждают принятие спорных товаров к учету и не могут служить основанием для получения вычета по налогу на добавленную стоимость. В Постановлении № А17-6025/2010 от 28.09.2012 ФАС отметил, что в доказательство обоснованности заявленного вычета по налогу на добавленную стоимость по сделкам с данными контрагентами общество представило счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, книги покупок и продаж. Учитывая, что оплата с контрагентами произведена безналичным расчетом в полном объеме, факт приобретения товара налоговый орган не опровергает, документы оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их заполнению действующим законодательством, суды пришли к выводу об обоснованности заявленного вычета.
Суды отклонили довод инспекции о том, что общество не представило регистры бухгалтерского учета и, следовательно, не доказало оприходование товара, поскольку установили, что налогоплательщик в связи с произошедшим пожаром был лишен возможности представить данные первичные документы. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что в данном случае, при наличии иных надлежащим образом оформленных первичных документов, свидетельствующих о получении товара, его принятии на учет и оплате, отсутствие регистров бухгалтерского учета по оприходованию товара само по себе не является безусловным основанием для отказа в применении вычета. Следовательно, заключил ФАС, решение налогового органа в данной части не может быть признано законным и обоснованным.
Передача работникам товаров в счет заработной платы не является реализацией и не облагается НДС
Об этом заявил ФАС Уральского округа, признав несостоятельность вывода инспекции о неправомерном занижении учреждением налоговой базы в связи с исключением из нее сумм от продажи продукции своим работникам в счет заработной платы. В Постановлении № Ф09-8684/12 от 25.09.2012 ФАС указал, что объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации. Реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется, исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Правоотношения же по выплате работникам заработной платы товарами являются предметом регулирования трудового законодательства и, следовательно, не могут быть признаны реализацией товаров, являющейся объектом обложения НДС. При этом судом правомерно отражено, что в материалы дела не представлено доказательств выдачи расчетных документов по оплате товара, подтверждающих его реализацию. Таким образом, в указанной части ненормативный акт налогового органа правомерно признан недействительным судом апелляционной инстанции, заключил ФАС.
В ходе проведения налоговой проверки информация о налогоплательщике может быть получена инспекцией из любых доступных ей источников
ФАС Восточно-Сибирского округа признал, что поскольку спорные доказательства, обосновывающие виновность налогоплательщика, были запрошены инспекцией в рамках проверки в пределах своих полномочий, их нельзя признать полученными с нарушением требований налогового законодательства. В Постановлении № А33-20819/2011 от 10.09.2012 ФАС отметил, что налоговые органы вправе запрашивать у компетентных государственных органов информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, и использовать полученные сведения при принятии решений по результатам проверок и доказывании правомерности своей позиции в суде.
Подобная информация должна оцениваться судом по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора, а также своевременности и адекватности предпринятых налоговым органом мер в целях ее получения. Как следует из акта проверки, в ходе проведения контрольных мероприятий инспекцией направлялись поручения в инспекции по местам регистрации физических лиц на проведение допросов в качестве свидетелей водителей, участвовавших в перевозке товаров. При этом НК РФ предусматривает использование налоговыми органами при камеральных проверках сведений о деятельности налогоплательщика, не ограничивая источники их получения.
Нахождение предпринимателя на лечении является основанием для продления срока представления документов, запрошенных в ходе налоговой проверки
Об этом заявил ФАС Дальневосточного округа, признав несостоятельным вывод о том, что руководитель налогового органа вправе, но не обязан, продлить срок представления документов на основании уведомления проверяемого лица о невозможности их представления установленный инспекцией срок. В Постановлении № Ф03-4036/2012 от 20.09.2012 суд разъяснил, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов. Документы, которые истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Из материалов дела следовало, что налогоплательщик не уклонялся от предоставления документов, письменно сообщил инспекции о невозможности подготовить и своевременно представить затребованные документы и просил инспекцию о продлении срока представления документов.
Само же требование о представлении документов было вручено налогоплательщику в день помещения его в дневной стационар, в котором он получал рекомендуемое лечение. В связи с тем, что подготовка и предоставление документов подразумевает выполнение лицом, которому адресовано данное требование определенной работы и как минимум, трудоспособности этого лица, суды пришли к правильному выводу о том, что указанные заявителем в уведомлении основания невозможности своевременного представления документов обоснованны и согласуются с положениями действующего законодательства. Суды правомерно признали недействительным решение налогового органа, поскольку указанное решение возлагает на предпринимателя обязанности по представлению документов, чем нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, при этом непредставление документов может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в виде привлечения к ответственности, резюмировал ФАС.
Начать дискуссию