Право

Может ли у патриота быть две Родины или двойное гражданство

Может ли у человека быть две Родины? Этот философский и даже сугубо личный вопрос, между тем, имеет вполне реальную юридическую сторону, которая выражается в "Законе о гражданстве".

Может ли у человека быть две Родины? Этот философский и даже сугубо личный вопрос, между тем, имеет вполне реальную юридическую сторону, которая выражается в "Законе о гражданстве". И в данном случае возможны совершенно противоположные варианты: то, что в одних странах можно, в других категорически не допускается. Нормальное явление в ряде государств превращается на территории соседних с ними держав в серьезное правонарушение. Причем, речь может идти об очень близких (географически, исторически, политически, ментально) странах, расположенных, например, на постсоветском пространстве. 

Почему бывшие республики СССР стремятся к разрешению двойного гражданства или, наоборот, боятся его, как огня, разбирались аналитики раздела "новости России" журнала "Биржевой лидер".

Внезапная актуальность: в постсоветских странах опять говорят о гражданстве

Почему-то в начале нынешней осени на пространствах бывшего Советского Союза вопрос о двойном гражданстве вновь был поставлен ребром. И, что интересно, абсолютно в разном ключе: от разрешить до наказывать, пояснил обозреватель Академии Masterforex-V Евгений Антипенко (Одесса, Украина). О зарубежных соотечественниках и родных иностранцах заговорили во многих странах:

Латвия. В сентябре закон о двойном гражданстве прошел через латвийский сейм. Вокруг этого закона латвийские депутаты бились много лет, сломав при этом массу "копий". Что и неудивительно, ибо в государстве, где четверть населения вообще лишена гражданских прав, а паспорта выдавались только тем, кто жил на территории республики до 1940 года и их потомкам, политика в области гражданства является больным вопросом. 

Эстония. Одновременно с Латвией о возможности двойного гражданства заговорили в другой стране, практикующей сегрегацию собственных жителей, - Эстонии. До сих пор миграционная политика Эстонии только усложнялась. Вид на жительство там получить сложнее, чем где бы то ни было на постсоветском пространстве. Но вдруг лед начал таять. В конце сентября 2012 года пресс-секретарь отдела общественных и внешних связей МВД Эстонской республики Аннели Мартин сообщила, что в МВД сейчас анализируют возможность разрешить эстонцам обладать сразу двумя паспортами. Подобное заявление для страны, где у многих вообще имеется только один паспорт – негражданина – звучит практически революционно.

КыргызстанВ середине октября парламент республики предполагает рассмотреть изменения в законопроект о гражданстве. Теперь тем, кто получил гражданство другого государства, предлагается дать возможность участвовать в киргизских выборах. Напоминаем, что за годы независимости приняли гражданство других стран около 400 тысяч кыргызстанцев. Отказались же от гражданства Кыргызстана всего лишь более сорока тысяч из них.

АрменияПримерно в это же время (15 октября) министр диаспоры Грануш Акопян заявила журналистам, что представители диаспоры смогут принять участие в следующих парламентских выборах в Армении, которые состояться в 2017 году. Напомним, что армянская диаспора, как и еврейская, в процентном отношении считается крупнейшей в мире. За границей Армении и Израиля проживает больше армян и евреев, чем в пределах этих стран. Закон о двойном гражданстве действует в Армении с 2007 года, а с февраля 2012 года был принят закон, дающий право на гражданство всем этническим армянам. 

Украина. В то время, как в иных республиках бывшего СССР наблюдается устойчивая тенденция к либерализации закона о гражданстве, в Украине подобный тренд явно не поддерживается. 2 октября нынешнего года Верховная Рада установила штрафы за сокрытие факта получения иностранного гражданства. Под сокрытием факта также подразумевается его несвоевременное оглашение. Как известно, двойное гражданство в Украине не предусмотрено законодательством. Для того, чтобы стать гражданином или подданным другой страны, придется отказаться от украинского паспорта. 

Однако, тут имеет место некая правовая коллизия: факт наличия у граждан Украины иного гражданства не предусмотрен Конституцией, одновременно это и не запрещено. Тем более, что доказать факт двойного гражданства без соответственного заявления самого человека практически невозможно. По подсчетам экспертов, минимум двести тысяч украинцев имеют два паспорта. В Венгрии уже выступили с осуждением такого постановления украинского парламента, назвав его "неправомерным и дискриминационным актом". Напомним, Венгрия, как и Румыния, активно распространяет среди украинцев свои паспорта. 

Палка о двух концах: когда двойное гражданство может обернуться выгодой, а когда бедой?

Двойное гражданство у жителей страны может обернуться как значительными приобретениями, так и большими проблемами. Тут все зависит от множества факторов, например:

Наличие диаспоры. На сегодняшний день уже все страны СНГ и Прибалтики имеют очень значительную диаспору за рубежом, причем как историческую, то есть традиционную, так и новую "трудовую".

  • Связь с диаспорой – вопрос для многих государств стратегический. Казахстан, например, на государственном уровне занимается репатриацией, возвращая этнических казахов на родину. Армения постоянно поддерживает тесный контакт с диаспорой (кстати, очень небедной). Россия имеет почти десять миллионов русских только в ближнем зарубежье.
  • Предоставление или сохранение гражданства для диаспорян приветствуется и в случае демографических проблем (как у Латвии, Армении) так и, наоборот, при благоприятной демографической ситуации (как в Киргизии или Таджикистане). 

Потребность в инвестициях. Ни для кого не секрет, что предоставление гражданства или подданства может быть прекрасным инструментом привлечения инвестиций в страну. Так,

  • Латвия предоставляет вид на жительство в своей стране каждому состоятельному человеку, кто приобретет недвижимости на сумму 143 тыс. евро в крупных городах Латвии (по курсу евро к доллару 110 тыс. долларов США), либо откроет депозит в Банке Латвии на сумму не менее 300 тыс. евро (232 тыс. долларов США);
  • в Великобритании - если инвестировать не менее 1,000,000 фунтов в экономику страны из которых 75% в облигации Банка Англии. Или, если иностранный инвестор обладает активами, стоимость которых (за вычетом долгов и финансовых обязательств) превышает 2 млн. фунтов стерлингов (при курсе фунта к доллару - 3,22 млн. долларов США);
  • в Болгарии для получения ПМЖ (значит шенгенской визы) нужно инвестировать более 500 тыс. евро в акции болгарских фирм, торгующихся на бирже или более 3 млн.евро в уставный капитал ООО предприятий Болгарии. Покупка недвижимости Болгарии в зачет не считается;
  • в Испании ВНЖ с 2012г. предоставляется всем иностраннным, купившим недвижимость в Испании от 250 000 евро.

То же самое можно сказать и о его сохранении. Само собой разумеется, что эмигрант-бизнесмен, сохранивший паспорт родной страны, получает прекрасную возможность вложить средства в ее экономику. Кроме того, иностранец, желающий инвестировать в национальную экономику другого государства, может быть привлечен возможностью получения нового, возможно, более престижного (например, страны-члена ЕС) паспорта. Многие только таким образом инвестиции и привлекают.

Привлечение квалифицированных кадров. Это относится не только к специалистам в различных областях, но и к политическим деятелям, и спортсменам. Так, представитель диаспоры, имеющий огромный политический опыт, финансы и связи может вполне легально занять подобающее место на политическом олимпе своей родной страны. Как мы помним, например, президентом Латвии долгое время была приехавшая из Канады Вайра Вике-Фрейбурге, на пост президента Сербии в свое время претендовал "американец", мини стром иностранных дел Грузии была "француженка", в той же Армении еще недавно хотели создать вторую палату парламента исключительно для депутатов-представителей диаспоры. Отдельной статьей следует рассматривать возможность ускоренной натурализации иностранных спортсменов, деятелей искусства и культуры. С этой же целью выгодно сохранять паспорта и своим знаменитостям, уехавшим работать за рубеж. И в первом, и во втором случае это вопрос национального престижа. 

Желание реализации имперских амбиций. Если у какой-то страны (разумеется, сильной в военном плане) есть претензии территориального или иного характера к соседу, то наличие там ее граждан заметно упрощает возможность решения такой проблемы. Как минимум, свое влияние на территориях компактного проживания диаспоры установить будет легче. За примерам далеко ходить не надо: Россия и Южная Осетия с Абхазией – сначала раздачи паспортов, потом защита своих граждан. Турция приветствует получения двойного гражданства, Венгрия, Румыния, Польша раздавала т.н. "карту поляка", что можно воспринимать как подготовительный этап к разрешению двойного гражданства. Становиться понятно, почему Украина, имея таких соседей, не спешит разрешать двойное гражданство и даже наказывает за его скрытие.

Сохранение политической стабильности в стране. Это обратная сторона предыдущего пункта, точнее, позиция правительства, заинтересованного в сохранении территориальной целостности, демографического статус-кво и собственного политического влияния. Не секрет, что управлять бипатридами (людьми с множественным гражданством) будет заметно сложнее, чем обладателями одного-единственного паспорта. На этих, а также других основаниях не только Украина, Казахстан и Белоруссия не собираются признавать двойного гражданства, но и Китай, не смотря на всю свою огромную диаспору, и Германия, и Япония. Какие страны терпят у себя граждан с двумя паспортами, а какие – нет?

В данном вопросе никакой закономерности не прослеживается, страны делятся вне зависимости от типа политического режима, экономики или религии. Опять же, возможны и особые условия:

1. Страны, допускающие двойное гражданство:

  • по праву рождения от родителей — граждан разных государств;
  • по факту рождения (Аргентина, Барбадос, Бразилия, Канада, Колумбия, Ямайка, Мексика, Пакистан, Перу, США, Франция, Уругвай);
  • по этнической принадлежности при репатриации (Израиль, Армения, Турция, Италия);
  • в случае если люди жили на территории страны до 1940 года или их потомки (Латвия и Эстония). Закон не распространяется на жителей стран СНГ.
  • при наличии двусторонних межгосударственных договоренностей (например, Россия и Туркмения, Россия и Таджикистан).
  • безусловно (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Алжир, Тунис, Марокко, Сирия, Ливан, Франция, Великобритания, Финляндия, Швеция, почти все республики бывшей Югославии, Португалия, Чехия, Польша и др.). 

2. Страны, не признающие двойного гражданства.

  • Вся Азия, кроме Турции, Сирии, Ливана и Филиппин.
  • Вся Африка, кроме Нигерии, Алжира, Марокко, Туниса, Нигера, ЦАР и ЮАР.
  • Перу, Чили, Куба, Никарагуа и Гондурас.
  • Испания, Германия, Норвегия, Греция, Австрия, Хорватия, Украина, Белоруссия.

Начать дискуссию