Авторское право

Вопросы авторского права в веб-дизайне

Сегодня ситуацию с защитой интеллектуальной собственности в России можно назвать неоднозначной.

Сегодня ситуацию с защитой интеллектуальной собственности в России можно назвать неоднозначной.

Но это и понятно: с одной стороны законодательная база медленно, но верно приближается к мировым стандартам - в минувшем году подписан указ о создании Федеральной службы по интеллектуальной собственности, которая теперь будет полностью регулировать данную сферу, а c 2013 года начнут работу патентные суды. С другой стороны, практика применения этих законов ещё не сложилась, как со стороны гос.органов, так и со стороны бизнеса. Получается, что мы находимся в ситуации, когда "теория" вроде как есть, но мало кто понимает как ей пользоваться. В таких обстоятельствах главным затруднением становится то, что начинают действовать иные, "неявные" для всех игроков правила.

Возьмем, к примеру, ситуацию, которая достаточно часто встречается на рынке разработки веб-сайтов: талантливые молодые дизайнеры (фрилансеры или небольшие студии) сделали пару прекрасных работ и выложили их в портфолио. Естественно, первыми их заметили не клиенты, а другие дизайн-студии или агентства. Они заинтересованы в привлечении подрядчиков для своих проектов.

Выступая посредниками, агентства предложили работать дизайнерам, но при этом запретили дизайнерам выкладывать свои работы в портфолио, чтобы не светиться перед клиентами (естественно, посредникам не выгодно рассказывать клиенту, что это работа третьей стороны).

А дизайнерам хочется, что нормально, похвастаться хорошей работой. Особенно, когда их не так много, но они понимают, что если не будут выполнять это условие, то агентства, поставляющие им поток заказов, просто перестанут с ними работать. В такой ситуации оказываются не только отдельные дизайнеры, но и целые студии, иногда даже достаточно большие, которые заключают договор в качестве субподрядчика.

А что, если дизайнеры выставят свои работы?

По закону, автор не вправе лишь коммерциализировать свою работу, т.е. продать права на нее повторно, а вот выставить работу на показ он может. Авторское право как две стороны медали. Одна сторона это имущественные авторские права, другая, соответственно, личные неимущественные права.

Тонкость тут в том, что передавать кому бы то ни было можно только имущественные права, а вот право авторства отобрать никто не может по определению: оно бессрочное и неотчуждаемое (ст.1265 ГК РФ). Более того, личное неимущественное право подразумевает право на использование произведения под своим подлинным именем или псевдонимом (ст.1265 ГК РФ), а также право на защиту репутации автора (ст.1268, ст.1269 ГК РФ).

То есть, дизайнер веб-сайта имеет право выкладывать дизайн веб-страницы в портфолио, вне зависимости от желания заказчика. Проблема в том, что об этих правах мало кто знает, как в среде дизайнеров (и вообще производителей интеллектуальной собственности: копирайтеров, художников, программистов), так и, уж тем более, в бизнес-среде. В результате происходит неправомерное ограничение прав дизайнеров, когда заказчики считают, что раз они платят деньги, то все предоставленные услуги полностью им принадлежат и они могут диктовать свои условия.

С другой стороны понятно, что если была договоренность о том, чтобы не выкладывать работу, но дизайнеры ей не последуют, то очень сильно подведут заказчика. А если еще и клиент узнает? Он поймет, что его ввели в заблуждение, да и с заказчиком отношения будут испорчены.

Словом, пока в отечественной бизнес среде ещё не сложилась культура работы с интеллектуальной собственностью, а адекватное государственное регулирование данной среды только в перспективе, подобные вопросы лучше решать в рамках детальных переговоров с заказчиком, и все положения договорённости заносить в договор, дабы не возникало неприятных ситуаций.

Начать дискуссию