Право

Ненадлежащая реклама

Пленум ВАС РФ представил ряд разъяснений по вопросам, возникающим при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений федерального закона о рекламе.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ представил ряд разъяснений по вопросам, возникающим при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений федерального закона о рекламе. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 приводятся актуальные разъяснения относительно рекламы банковских, финансовых услуг, рекламы стимулирующих мероприятий, а также рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Сейчас законодательство о рекламе требует раскрытия рекламодателем всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщиков. Это правило справедливо для тех случаев, когда в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита, содержится хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость. Такое требование логично и оправдано, так как указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Однако на практике добиться соблюдения данного требования удается далеко не во всех случаях, что также понятно – раскрыть в лаконичном рекламном тексте все условия кредитования попросту невозможно, к тому же в этом случае теряется основной смысл рекламного сообщения – привлечение внимания потенциальных клиентов. Данное обстоятельство с одной стороны заставляет финансовые и страховые компании ограничиваться указанием в рекламе низких процентных ставок по кредитам (как вариант – высоких по депозитам), с другой дает возможность контролирующим органам привлекать компании к административной ответственности, поскольку реальные суммы аннуитетных платежей по таким кредитам с процентами, заявленными в рекламе, не совпадают.

В связи с этим ВАС РФ обращает внимание банков и антимонопольщиков на то, что указывать в рекламе абсолютно все условия кредитования вовсе необязательно. Так, к условиям, влияющим на стоимость кредита, относятся условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям. Одновременно в рекламе может отсутствовать информация и о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства. Это обусловлено тем, что указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

Однако, информацию о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита, банк раскрыть все же обязан. Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов – расходов по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог. При этом приведенные выше правила не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и коммерческого кредита.

Со своей стороны кредитные и страховые организации в обоснование соблюдения требований закона о рекламе часто ссылаются на наличие в рекламе информации о возможности получения дополнительных сведений об условиях оказания соответствующих услуг в офисе компаний, либо по приведенным телефонам. Между тем, данное обстоятельство, как указывает ВАС РФ не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. В противном случае организация- рекламодатель может быть привлечена к административной ответственности.

Немало нарушений суды и контролирующие органы отмечают и в способах и методах донесения до потребителей рекламной информации. В настоящее время рекламодатель вправе самостоятельно выбрать форму, способ и средства рекламирования своих товаров и услуг. Однако, отмечает ВАС РФ, рекламодатель в любом случае обязан соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе в части достоверности, открытости рекламного сообщения, указания в нем обязательных сведений и условий оказания услуг.

Это означает, что реклама не должна содержать в себе разного рода уловок и механизмов позволяющих утаить от потребителя часть существенной информации об услуге. Ни для кого же не секрет, что производя манипуляции со шрифтом, цветовой гаммой, месторасположением рекламного текста, рекламодатель может добиться того, что четко восприниматься потребителем будет лишь та часть информации, которая выгодна самому рекламодателю.

В соответствии с этим ВАС РФ указывает, что если рекламная информация на носителе изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем, спорная информация приводит к искажению собственного смысла и вводит потребителей рекламы в заблуждение. Следовательно, данную информацию необходимо считать отсутствующей, а саму рекламу ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемой услуге, условиях ее приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы должна осуществляться строго с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, опытом и спецсредствами.

Что касается собственно информации, содержащейся в рекламе, то она должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного и объективного представления об услуге, условиях ее предоставления и потребительских свойствах товара. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "самый лучший", "первый в мире", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Та же реклама, в тексте которой отсутствует подобное подтверждение и обоснование, должна считаться недостоверной, так как она содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Причем никаких иных доказательств для признания подобной рекламы ненадлежащей, кроме установления факта наличия в ней ничем необоснованных утверждений, не требуется.

Кроме того, ВАС РФ настаивает на том, что рекламодатель обязан нести ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности, являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности  его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Поэтому, сравнивая свои услуги с услугами конкурентов и оперируя такими характеристиками, как "лучший" и "первый" рекламодатель обязан обосновать свои утверждения путем осуществления обоснованного сравнения предлагаемых услуг.

Одновременно ВАС РФ поясняет, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.