Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ представил ряд разъяснений по вопросам, возникающим при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений федерального закона о рекламе. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 приводятся актуальные разъяснения относительно рекламы банковских, финансовых услуг, рекламы стимулирующих мероприятий, а также рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Сейчас законодательство о рекламе требует раскрытия рекламодателем всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщиков. Это правило справедливо для тех случаев, когда в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита, содержится хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость. Такое требование логично и оправдано, так как указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
Однако на практике добиться соблюдения данного требования удается далеко не во всех случаях, что также понятно – раскрыть в лаконичном рекламном тексте все условия кредитования попросту невозможно, к тому же в этом случае теряется основной смысл рекламного сообщения – привлечение внимания потенциальных клиентов. Данное обстоятельство с одной стороны заставляет финансовые и страховые компании ограничиваться указанием в рекламе низких процентных ставок по кредитам (как вариант – высоких по депозитам), с другой дает возможность контролирующим органам привлекать компании к административной ответственности, поскольку реальные суммы аннуитетных платежей по таким кредитам с процентами, заявленными в рекламе, не совпадают.
В связи с этим ВАС РФ обращает внимание банков и антимонопольщиков на то, что указывать в рекламе абсолютно все условия кредитования вовсе необязательно. Так, к условиям, влияющим на стоимость кредита, относятся условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям. Одновременно в рекламе может отсутствовать информация и о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства. Это обусловлено тем, что указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.
Однако, информацию о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита, банк раскрыть все же обязан. Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов – расходов по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог. При этом приведенные выше правила не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и коммерческого кредита.
Со своей стороны кредитные и страховые организации в обоснование соблюдения требований закона о рекламе часто ссылаются на наличие в рекламе информации о возможности получения дополнительных сведений об условиях оказания соответствующих услуг в офисе компаний, либо по приведенным телефонам. Между тем, данное обстоятельство, как указывает ВАС РФ не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. В противном случае организация- рекламодатель может быть привлечена к административной ответственности.
Немало нарушений суды и контролирующие органы отмечают и в способах и методах донесения до потребителей рекламной информации. В настоящее время рекламодатель вправе самостоятельно выбрать форму, способ и средства рекламирования своих товаров и услуг. Однако, отмечает ВАС РФ, рекламодатель в любом случае обязан соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе в части достоверности, открытости рекламного сообщения, указания в нем обязательных сведений и условий оказания услуг.
Это означает, что реклама не должна содержать в себе разного рода уловок и механизмов позволяющих утаить от потребителя часть существенной информации об услуге. Ни для кого же не секрет, что производя манипуляции со шрифтом, цветовой гаммой, месторасположением рекламного текста, рекламодатель может добиться того, что четко восприниматься потребителем будет лишь та часть информации, которая выгодна самому рекламодателю.
В соответствии с этим ВАС РФ указывает, что если рекламная информация на носителе изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем, спорная информация приводит к искажению собственного смысла и вводит потребителей рекламы в заблуждение. Следовательно, данную информацию необходимо считать отсутствующей, а саму рекламу ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемой услуге, условиях ее приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы должна осуществляться строго с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, опытом и спецсредствами.
Что касается собственно информации, содержащейся в рекламе, то она должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного и объективного представления об услуге, условиях ее предоставления и потребительских свойствах товара. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "самый лучший", "первый в мире", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Та же реклама, в тексте которой отсутствует подобное подтверждение и обоснование, должна считаться недостоверной, так как она содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Причем никаких иных доказательств для признания подобной рекламы ненадлежащей, кроме установления факта наличия в ней ничем необоснованных утверждений, не требуется.
Кроме того, ВАС РФ настаивает на том, что рекламодатель обязан нести ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности, являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Поэтому, сравнивая свои услуги с услугами конкурентов и оперируя такими характеристиками, как "лучший" и "первый" рекламодатель обязан обосновать свои утверждения путем осуществления обоснованного сравнения предлагаемых услуг.
Одновременно ВАС РФ поясняет, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Начать дискуссию