Как и во всем мире в целом, так и в нашей стране в частности борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией вступила в новую фазу. Связано это с тем, что обороты от ее нелегального производства и использования сравнимы с оборотами от торговли наркотиками и оружия, а также доходами от добычи нефти.
По оценке некоторых экспертов, если прибыль от продажи наркотиков составляет примерно 300%, то от производства и продажи поддельных лекарств – до 3000%.
От подделок страдают как крупные производители, так и представители малого и среднего бизнеса, а государственный бюджет нашей страны ежегодно недополучает миллиарды потенциальных налоговых поступлений.
По данным МВД РФ, доля контрафактной продукции на российском рынке в среднем составляет сегодня около 20%, в сфере текстильной и легкой промышленности этот показатель достигает 30%. Значительная часть контрафакта поступает в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии (Китай, Индия и др.), а также Турции, Польши.
По последним экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в том числе на CD и DVD дисках, подделываются на 70-80%; алкоголь, одежда, обувь – на 30-40%; чай, кофе, готовые продовольственные изделия – на 30%; текстильные изделия – на 25%, медикаменты и парфюмерия – на 10-15%, а табачные изделия – на 1-2% (данные предоставил директор Департамента экономической безопасности предпринимательства ТПП РФ Н. Гетман).
Недавно в Москве прошел Первый международный форум «Антиконтрафакт – 2012».
На его открытии председатель правительства РФ Д. Медведев отметил: «В рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО, напомню, наша страна приняла на себя целый ряд обязательств в сфере оборота интеллектуальной собственности. Исходным, конечно, было то, что мы считали отвечающим нашим национальным интересам, но в то же время очень важен сигнал для зарубежных партнеров о том, что мы намерены и дальше двигаться по пути формирования современных цивилизованных отношений в этой сфере. С другой стороны, сейчас идет развитие нормативно-правовой базы Таможенного союза, накапливается правоприменительная практика. Перед таможенными органами России, Белоруссии, Казахстана поставлена задача защиты прав интеллектуальной собственности. Мы исходим из принципа, по которому таможня может приостанавливать выпуск подозрительных товаров, в том числе не включенных в соответствующие национальные реестры и Единый таможенный реестр государств–членов Таможенного союза. Я рассчитываю на то, что представители бизнес-сообществ наших стран, наши партнеры из Белоруссии и Казахстана примут заинтересованное участие в обсуждении путей совершенствования этих механизмов, а они пока только-только создаются, и, очевидно, здесь будет много проблем.
И еще одна тема, на которой я хотел бы остановиться, она очень важна с учетом глобализации информационного пространства, – это защита интеллектуальной собственности в интернете. Я обращался к этой теме неоднократно, говорил о ней на высоких площадках типа форумов «большой восьмерки», «большой двадцатки», говорил на других форумах. Очевидно, что назрела необходимость выработать новые правила регулирования, которые позволят обеспечить более широкий доступ к знаниям, информации, научным и образовательным ресурсам, культурным ценностям и иным элементам авторских прав, которые находятся под защитой. Но пока движения вперед в этом направлении не видно, и это осложняет ситуацию, особенно с учетом того, какое количество людей так или иначе пользуется авторскими правами интеллектуальной собственности, присутствуя в Интернете».
Нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности тормозит внедрение инновационных производств и экономическое развитие государства в целом, а несоблюдение высоких стандартов качества в отдельных отраслях создает угрозу масштабных техногенных катастроф.
На Форуме были рассмотрены вопросы, связанные с формированием отношений, направленных на защиту рынка от контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции, защите прав потребителей и обеспечения качества продукции за счет совершенствования системы технического регулирования и менеджмента качества.
Существует мнение, что в современной России чрезмерная даже по стандартам развитого мира защита интеллектуальной собственности уже привела к существенной задержке в инновационном развитии – необоснованной монополизации целых сфер российской экономики, снижению конкурентоспособности российской промышленности и науки. В отличие от всех развитых государств Россия не имеет правовых и организационных механизмов защиты конкуренции на инновационных рынках в условиях, когда такие рынки монополизируются с использованием объектов интеллектуальных прав, а это один из важнейших способов адекватной настройки работы института интеллектуальной собственности. Ряд исследователей также замечают, что введение в российское законодательство так называемого национального режима исчерпания исключительных прав выразилось в значительных потерях российского общества и требует коррекции с учетом реального социально-экономического положения в стране.
В рамках секции «Эффективное законодательство – основа инновационной экономики (совершенствование законодательной практики, судебных процедур и правоприменительной деятельности)» обсуждалась защита прав интеллектуальной собственности в контексте формирования цивилизованного рынка и участия России в важнейших международных соглашениях; направления совершенствования законодательства и механизмы его применения на практике, вопросы создания и функционирования суда по интеллектуальным правам, судебной защиты в сфере авторского права и смежных прав.
Основной документ, регламентирующий отношения в сфере защиты интеллектуальной собственности, часть 4 ГК РФ которая была принята в 2006 году. Назрела насущная необходимость внесения в него изменений в соответствии со складывающейся практикой. Участники секции активно обсуждали, как урегулировать практические проблемы, какие пути приведут к совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Д. Медведев напомнил собравшимся, что «…не позднее 1 февраля 2013 года в системе арбитражных судов будет образован суд по интеллектуальным правам. Я знаю, что в экспертном сообществе, в юридической среде идут дискуссии по поводу компетенции этого суда, подведомственности этому суду тех или иных дел». Председатель правительства выразил надежду, что на форуме будут сформулированы конкретные предложения, которые помогут сделать этот механизм наиболее эффективным.
На секции «Контроль и стандарты на защите прав потребителя и изготовителя (оценка качества, техническое регулирование, сертификация продукции и систем менеджмента)» обсуждалась одна из главных задач – регулирование рынка путем обеспечения потребителей достоверной информацией о происхождении товара, соответствии его тем или иным требованиям в части технических регламентов, стандартов качества и безопасности на основе сертификации продукции, услуг и систем менеджмента.
Ряд сложностей и проблем связан с тем, что сегодня роль государства меняется, а в ряде вопросов, таких как стандартизация, уменьшается. Имеющееся количество стандартов, в целом, недостаточно; существует большой парк устаревших стандартов (изданных еще в советское время); модернизация имеющихся стандартов и разработка новых происходит медленно; участие бизнеса, общественных и экспертных структур и рыночных механизмов, их вовлечение в разработку и финансирование стандартов отстает от уровня развитых стран; отсутствуют законодательные основы, устанавливающие понятные и эффективные механизмы разработки и применения стандартов; то же самое относится к техническому регулированию, включая сложности разработки технических регламентов на уровнях Таможенного союза и других региональных союзов, отсутствие единых подходов к техническому регулированию (в том числе исходных принципов, таких как «презумпция добропорядочности производителя», разрешительный, запретительный или смешанный подход к обязательной сертификации) и другие вопросы; существует неопределенность в процессах аккредитации органов сертификации, отсутствует общественный консенсус в вопросах аккредитации или уполномочивания органов по сертификации.
В настоящее время в области сертификации возникло явление фальсификации сертификатов соответствия, продажи их без фактических аудитов и проверок, появления большого количества недобросовестных и непрофессиональных органов по сертификации. Сертификаты стали объектом рыночных отношений. Имеется немало организаций, которые фактически продают сертификаты по ценам в десятки раз ниже, чем реальная цена услуг по сертификации. Борьба с этим явлением должна быть направлена на улучшение работы органов по сертификации, изменение процедур аккредитации, изменению роли потребителей.
В рамках Форума прошла пресс-конференция «Вездесущий контрафакт: от детских игрушек до авиазапчастей» (РБК) с участием заместителя председателя организационного комитета «Антиконтрафакт-2012», президента Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ, генерал-майора полиции А. Аслаханова и заместителя министра промышленности и торговли В. Евтухова.
На вопрос о том, как остановить проникновение на рынок контрафакта детских товаров В. Евтухов ответил следующее: «Эксперты говорят, что до 40% достигает этот рынок. Постановлением правительства РФ был утвержден техрегламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Он вступил в силу в 2011 году, и в нем указано требование к каждой категории товаров для детей и подростков до 18 лет».
Большие опасения и у специалистов, и у рядовых потребителей вызывает распространение контрафактной продукции на фармацевтическом рынке. В. Евтухов так прокомментировал ситуацию: «Да, действительно, лекарства – это один из самых подделываемых товаров, и это приходится признать… Если у нас оценить рынок фальсифицированных лекарств, то здесь тоже большая разница в показателях. По информации Росздравнадзора, это 0,2%, а Торгово-промышленная палата и Высшая школа экономики дают цифру 10-15%, и это заставляет очень серьезно задуматься о проблеме, которая существует. Представители МВД РФ говорят о том, что очень резко увеличивается количество контрафактной продукции на российском фармацевтическом рынке. Мониторинг проводится Росздравнадзором, и в 2011 г. из обращения было изъято 16 торговых наименований, 23 серии фальсифицированных лекарственных средств. Надо отметить, что более активно подделывают импортные препараты, соотношение здесь примерно 70 на 30. В основном это Румыния, Германия, Великобритания, Испания. Понятно, что это самые потребляемые товары – антивирусные препараты, антибиотики, спазмолитики. В результате контрольных мероприятий территориальных органов Росздравнадзора за 2011 г. было проверено 3 тыс. 500 организаций, выявлено почти 2 млн упаковок недоброкачественных лекарственных средств на сумму, по оценкам экспертов, в 0,5 млрд руб.
Одно из средств борьбы с контрафактом на фармацевтическом рынке – лицензирование данной деятельности. В июле 2012 г. вышло постановление об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств. На сегодняшний день Минпромторгом подготовлен проект административного регламента и отправлен на регистрацию в Минюст России. Там определен перечень лицензионных требований, которые предъявляются к соискателю лицензии, и перечень требований, которые предъявляются к лицензиату при осуществлении деятельности при производстве лекарственных средств, и, конечно, порядок предоставления документов в соответствующий лицензирующий орган.
В конце прошлого года в Москве была подписана Конвенция «Медикрим». О ней на форуме рассказывала министр здравоохранения В. Скворцова, и эта конвенция обязывает те страны, которые ее подписали, ввести уголовную ответственность за производство и распространение поддельных фармацевтических средств медицинской продукции и за фальсификацию, естественно, документов. Нам надо будет приводить свое законодательство в соответствие с этим…»
Значительную опасность представляет явление контрафакта в вопросах, связанных с безопасностью таких сложных систем, как авиация, самолетостроение, железнодорожный транспорт, автомобилестроение. Защита от контрафакта на корпоративных рынках (B2B) в первую очередь определяется системами контроля качества, сертификации и технического регулирования, развитие которых должно уменьшить риски, связанные с контрафактом.
По мнению директора Бизнес-ассоциации по борьбе с контрафактом и пиратством (BASCAP) Международной торговой палаты (ICC) Дж. Харди, которое он высказал в ходе международного форума «Антиконтрафакт-2012», мировой рынок контрафакта к 2015 году может вырасти до 1,5 трлн долларов. Прогнозируемая цифра, по словам эксперта, практически вдвое больше, чем оценивается на сегодняшний день, – примерно 860 млрд долларов. «Мы построили прогноз на 2015 год, основываясь на росте торговли, расширении покупательской базы и интернета, и подсчитали, что к 2015 году объем рынка пиратства и контрафакта может достигнуть 1,5 трлн долларов», – отметил Харди, выступая на пленарном заседании Форума.
Подобные прогнозы призваны нацеливать мировое сообщество на более решительное противодействие незаконному товарообороту.
Начать дискуссию