Вопрос: Организация (ООО) осуществляет свою деятельность на территории РФ. Единственным участником организации является иностранная организация, которая приняла решение увеличить уставный капитал организации, осуществляющей деятельность на территории РФ, путем внесения в уставный капитал производственного оборудования, не являющегося подакцизным товаром. Данное оборудование относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала. Таможенный орган организации в возврате залоговых платежей на том основании, что ввезенное оборудование может быть использовано не по назначению (не как вклад в уставный капитал организации). Правомерен ли отказ таможенного органа в возврате залоговых платежей?
Ответ: В данной ситуации отказ от возврата залоговых платежей таможенным органом неправомерен, так как, не обнаруживается норм, которые бы указывали на тот факт, что обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем, таможенным законодательством не предусмотрено.
Обоснование: Нормами пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Основываясь на нормах пункта 1 статьи 86 ТКТС, уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами);
банковской гарантией; поручительством; залогом имущества.
Соответственно, обеспечение обязательств залоговыми платежами не противоречит закону.
Как установлено нормами подпункта 1 пункта 1 статьи 200 ТКТС, условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Таким образом, в случае, когда ввозимое имущество имеет ограничения по его использованию, установленные в силу закона, ввиду предоставления таможенных льгот, то в такой ситуации, данное имущество признается условно выпущенным.
Пунктом 1 статьи 211 ТКТС установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Следовательно, закон четко связывает факт регистрации декларации с моментом возникновения обязанности по уплате ввозных пошлин.
Отметим, что пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее – Постановление N883) установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
В данной ситуации поименованные условия выполнены.
Также пунктом 2 Постановления N883 установлено, что в случае реализации товаров, предусмотренных в пункте 1 Постановления N883, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством РФ.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.03.2012 N А31-3342/2011, рассматривая спор о невозвращении таможенным органом суммы залоговых платежей, ввиду того факта, что, по мнению таможенного органа, передаваемое в уставный капитал имущество может быть использовано не по назначению, определил, что с момента исполнения организацией обеспеченных залогом обязательств (внесения в уставный капитал ввезенного оборудования) соответствующая обязанность заявителем исполнена, в связи с этим основания для удержания таможенным органом денежных средств (в данном случае для отказа организации в принятии решения о зачете денежных средств в счет будущих таможенных платежей), внесенных организацией в качестве залога, отсутствуют. Кроме того, суд указал, что возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении организации мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования оборудования и, в случае обнаружения в рамках таможенного контроля такой ситуации, применить возникающие из данного обстоятельства последствия (доначислить таможенные платежи);
В Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2008 N А28-2055/2008-51/27 при рассмотрении аналогичного дела, суд указал, что при отсутствии обязанности по уплате таможенных платежей ввиду наличия льготы отсутствует и предмет обеспечения, а обязанность по уплате таможенной пошлины может возникнуть у организации только в связи с использованием товаров не по целевому назначению. Обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем, таможенным законодательством не предусмотрено.
Указанные решения основаны на нормах, утративших силу, однако, по нашему мнению, применимы в настоящее время по аналогии, т.к. при анализе законодательства не обнаруживается норм, которые бы указывали на тот факт, что обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем, таможенным законодательством не предусмотрено.
Как отмечено в Письме ФТС России от 25.02.2011 N 01-11/8293 "Об уплате ввозных таможенных пошлин", статьей 86 ТК ТС установлены способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе денежными средствами (деньгами). Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется законодательством государства - члена Таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.
Главой 16 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определен порядок применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом статьей 145 Федерального закона установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном Федеральным законом. Нормами ТК ТС и Федерального закона не ограничено право плательщика использовать денежный залог в счет уплаты таможенных платежей, в том числе ввозной таможенной пошлины, и такое право не ограничено нормами Соглашения.
Из приведенного выше, следует, что в данной ситуации отказ от возврата залоговых платежей таможенным органом неправомерен, так как, не обнаруживается норм, которые бы указывали на тот факт, что обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем, таможенным законодательством не предусмотрено.
Начать дискуссию