На днях Совет Федерации одобрил ранее принятый Госдумой пакет президентских законов о контроле над расходами лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц. Документ определяет порядок осуществления контроля и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества чиновников, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. По всей видимости, настроения властей относительно имущества и должностного поведения чиновников приобрели, наконец, нужный вектор и борьба с коррупцией в России пойдет с удвоенной силой.
Бороться сейчас предлагают не с доходами государственных и муниципальных служащих, а с их расходами – с дорогой недвижимостью, предприятиями, иномарками, пакетами акций и валютными счетами, записанными на имя должностных лиц и их родственников. Таким образом, предлагается отчасти реанимировать систему, существовавшую в СССР, когда львиная доля усилий сотрудников отдела БХСС приходилась ни на изобличение нетрудовых доходов граждан, утаить которые на практике не составляет особого труда, а именно на поиск и оперативную работу с так называемым “подозрительным” имуществом сограждан, то есть с роскошью.
Отрадно, что президентский почин в этой области решили поддержать и развить сами же парламентарии. Например, ряд депутатов уже выступили с инициативой контролировать расходы не только чиновников, но и предпринимателей/их близких и дальних родственников, а члены Совета Федерации приняли решение ставить на рассмотрение Госдумы вопрос о распространении норм закона о контроле над расходами на сенаторов и депутатов.
Итак, в соответствии с будущим законом чиновники обязываются представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, квартиры, транспортного средства и так далее, если сумма сделки превышает общий официальный доход данного лица и его семейства за три последних года. Одновременно предстоит отчитаться и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Неисполнение указанной обязанности является правонарушением, за совершение которого должностное лицо подлежит освобождению от замещаемой должности, увольнению с государственной или муниципальной службы, из Банка России, с работы в государственной корпорации и так далее.
Очевидным минусом документа является ограниченный перечень оснований для установления контроля над расходами чиновников. Так, никакого телефона доверия в указанных целях закон не предусматривает, а решения о проведении проверок будут приниматься на основании письменных заявлений от правоохранителей, банков, страховых компаний, общественных организаций и СМИ. Все же анонимные сообщения рассматриваться не будут. С другой стороны закон предусматривает обязанность финансовых организаций сообщать в контролирующие органы обо всех подозрительных с точки зрения закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, сделках чиновников.
После принятия заявления контролирующие органы будут обязаны начать проверку, которая подразумевает целый арсенал действий, включающий в себя, например, допрос, опрос свидетелей, истребование информации и так далее. На период осуществления контроля чиновник может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий шестидесяти дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля. Это срок может продлеваться. По итогам проверочных мероприятий будет формироваться соответствующий доклад, а также решаться вопрос о принятии к должностному лицу мер юридической ответственности и возбуждении в отношении него уголовного дела.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующие о несоответствии расходов должностного лица, а также расходов его супруги и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры. Также контролирующие органы обязаны будут информировать правоохранителей обо всех выявленных в ходе контроля признаках преступления, административного или иного правонарушения, совершенного должностным лицом.
При этом нерадивые чиновники, у которых дебет с кредитом не сходятся будут вынуждены уплатить в государственную казну штраф. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, за исключением случаев назначения штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины взятки, штраф заменяется иным уголовным наказанием, за исключением лишения свободы. В случае же злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется тюремным сроком. Причем закон четко устанавливает, что назначенное наказание не может быть условным.
Далее прокуратура станет обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций и иного имущества, в отношении которых чиновником не было представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Конфисковать будут не только имущество, оформленное на должностное лицо, но также и то, что по документам принадлежит его близким родственникам – супруге и детям. Сам закон вступает в силу с 1 января 2013 года, а соответствующие обязанности государственных и муниципальных служащих возникают в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года.
Будет он работать или не будет, конечно, покажет будущее, но уже сейчас становится ясно, что даже в том случае, если закон заработает в полную силу, взяточничество чиновников и торговля должностными полномочиями никуда не исчезнут. Определенно, госслужащие на манер своих западных коллег могут стать значительно скромнее и пересесть с немецких автомобилей на немецкие автобусы. Однако это не помешает им на манер тех же самых западных коллег - бессребреников иметь в друзьях пару-тройку “липовых” карманных собственников, на которых можно отписать и недвижимость и банковские счета. Дружба - она, как известно, бесценна, а потому и государству неподконтрольна. Следовательно, возродить славные методы работы органов БХСС не получится.
Неполным закон выглядит и на фоне общемировой практики борьбы с коррупцией. Напомним, что рассмотренные поправки в отечественное законодательство направлены на выполнение международных обязательств Российской Федерации. В частности, реализацию рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ о контроле над операциями с денежными средствами или иным имуществом лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.
Беря на себя данные обязательства, Россия, тем не менее, проигнорировала и категорически отказалась от реализации другой рекомендации ФАТФ, касающейся установления жесточайшего финансового и административного контроля над доходами/расходами юридических лиц и предпринимателей. Таким образом, антикоррупционные меры в нашей стране и сейчас и в ближайшем будущем будут носить усеченный, адаптированный к интересам бизнеса и институту частной собственности характер, что, само собой, эффективной борьбе с коррупцией не способствует.
Начать дискуссию