Право

Выплата пособий по дефектным листкам нетрудоспособности

Случаи отказа территориальных органов ФСС в принятии к зачету расходов работодателей на выплату обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности – далеко не редкость. Причинами отказа могут являться как неправомерные действия самих работодателей и работников, так и действия медицинских учреждений, ответственных за выдачу больничных листков.

Случаи отказа территориальных органов ФСС в принятии к зачету расходов работодателей на выплату обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности – далеко не редкость. Причинами отказа могут являться как неправомерные действия самих работодателей и работников, так и действия медицинских учреждений, ответственных за выдачу больничных листков. Несмотря на то, что степень вины самого работодателя в указанных случаях без всяких сомнений является различной, органы соцстрахования, впрочем, как и суды, редко когда обращают внимание на такие детали.

Усугубляется ситуация и существующей несогласованностью норм, регламентирующих отношения, связанные с обязательным страхованием. И если право на получение работником пособия по временной нетрудоспособности гарантировано самим законом об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то механизм практической реализации данного права регламентирован многочисленными подзаконными актами, которые не всегда соответствуют букве и духу этого закона. Кроме того, в процессе реализации указанного права участвуют сразу несколько лиц, проконтролировать правомерность действий которых подчас крайне затруднительно.

Так, закон прямо устанавливает, что право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Сумма взносов, подлежащих перечислению в ФСС, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации. Таким образом, в целях получения пособия значение имеют лишь два факта – наличие у работника статуса застрахованного лица и наступление нетрудоспособности. Для принятия же к зачету расходов на выплату страхового обеспечения достаточно установления факта выплаты этого обеспечения.

При этом документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, порядок выдачи и требования к которым утверждены в настоящее время приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н. Напомним, что в соответствии с данным порядком всю ответственность за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности несут медицинские организации, а также медицинские работники.

В свою очередь Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 “О Фонде социального страхования Российской Федерации” гласит, что расходы по социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются. К слову, именно расплывчатость данной формулировки и позволяет органам ФСС отказывать работодателям в зачете произведенных расходов, ссылаясь, в том числе, и на всевозможные дефекты листков нетрудоспособности.

Что касается разрешения подобных споров страхователей со страховщиками в судебном порядке, то единой арбитражной практики на этот счет в настоящее время пока что не имеется. Однако, если суды нижестоящих инстанций нередко нарушают единообразие в толковании норм законодательства о социальном страховании, то позиция Высшего Арбитражного суда РФ здесь в целом однозначна. Об этом свидетельствует и недавно опубликованное Постановление Президиума ВАС РФ от 11 декабря 2012 года № 10605/12. Здесь ВАС РФ рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью о пересмотре в порядке надзора решений судов по делу о непринятии к зачету расходов на выплату обеспечения по страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Отказывая в удовлетворении требования общества, суды исходили из того, что больничные листки в рассматриваемом случае были выданы медицинским учреждением по адресу, не указанному в лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Суды поддержали довод фонда о том, что такие листки не подтверждают наступление страхового случая, следовательно, и произведенные обществом на основании их выплаты пособий по временной нетрудоспособности обоснованно не были приняты к зачету.

В обоснование своей позиции по делу суды разъяснили, что, исходя из пункта 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать лишь тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии. При этом лицензируемый вид деятельности, в частности медицинская деятельность, подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.

Таким образом, заключили судьи, при оказании медицинских услуг, не поименнованных в приложении к выданной лицензии, либо при оказании услуг не по тем адресам, которые отражены в имеющейся лицензии, у фонда отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия. Отменяя решения судов по этому делу, ВАС РФ призвал судей не ограничиваться формальным подходом в разрешении подобного рода споров, и исходить из принципов социального обеспечения, закрепленных в Конституции РФ, Трудовом кодексе и законе об основах обязательного социального страхования.

ВАС РФ указал, что листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам. Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.

В свою очередь медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Законодательство гласит, что граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Государственной же гарантией оказания бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.

Из материалов дела следовало, что факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывали. Наличие права на оказание медицинских услуг больницей – структурным подразделением муниципального учреждения здравоохранения , врачами которой были выданы спорные листки нетрудоспособности, также не оспаривалось фондом.

Таким образом, ВАС РФ пришел к выводу о том, что сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности структурным подразделением медицинского учреждения, не поименованным в имеющейся у него лицензии, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.

Более того, судьи ВАС обратили внимание сторон на то обстоятельство, что сейчас органы Фонда социального страхования РФ наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Отсюда следует, что все негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти самые учреждения, а не на страхователя, который в отличие от фонда правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.

Следовательно, заключил ВАС РФ, страхователь не обязан нести ответственность за неправомерные действия лиц, ответственных за выдачу листков нетрудоспособности, и дефекты таких листков не могут служить основанием для отказа в реализации законных прав страхователей.

Комментарии

1
  • Роман
    Ура!! Справедливость есть, но за ней надо стоять в очереди с чернового входа :)