Ни для кого не секрет, что юридическое лицо может быть ликвидировано, как по решению самих учредителей – в добровольном порядке, так и в принудительном – по решению суда. Также имеет место быть и так называемая административная ликвидация – ликвидация недействующих юридических лиц.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это возможно при наличии одновременно двух условий:
-
юридическое лицо не представляло в течение последних двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
-
не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
В таком случае ЮЛ признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) и по решению регистрирующего органа подлежит исключению из ЕГРЮЛ.
Однако, на практике складывается, что даже при соблюдении всех вышеназванных условий для исключения, ИФНС не всегда это делает. Не смотря на это, по данным самой Федеральной налоговой службы сообщается о заметной активизации налоговых служб в области «очистки» Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу разных причин (в том числе и финансовых затрат, которые ложатся на ИФНС в случае административной ликвидации), налоговые пошли по другому пути. Вспомнив о праве суда ликвидировать фирму в случае допущенных грубых нарушений закона (предусмотренное п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ), налоговые стали рассылать фирмам, подпадающим под критерии «недействующих», письма о том, что их фирма подлежит ликвидации. Естественно, сообщая, что обязанность по ликвидации лежит на ее учредителях. Грубыми нарушениями, как предусмотрено в законе, чаще всего называлось не представление бухгалтерской и налоговой отчетности. Как правило, эти письма оставались без внимания и никаких действий по ликвидации собственниками компаний не предпринималось.
Однако, не получив желаемых результатов, налоговые решили действовать по иному. С начала этого года в суде стали рассматриваться дела, по заявлениям о ликвидации юридического лица, подаваемых регистрирующими органами.
Ссылаясь на п. 2 ст. 61 ГК РФ и п. 4 ст. 90 ГК РФ, содержащий основания для ликвидации общества с ограниченной ответственностью в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, и его уменьшение не возможно, налоговая инспекция просила суд принять решение о ликвидации этого общества и возложить обязанность по ликвидации на учредителей. В обоснование исковых требований был представлен расчет стоимости чистых активов общества, который показал, что стоимость чистых активов меньше уставного капитала и меньше установленного законом минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд поддержал позицию Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 № 14-П) о том, что положения п. 2 ст. 61 ГК РФ предоставляют суду право, но не обязывают ликвидировать юридическое лицо, допустившее в своей деятельности нарушение законодательства.
Также суд отметил, что положения п. 3 ст. 20 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не предполагают, что общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют учредителям принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния. Отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации общества с ограниченной ответственностью призвано адекватно отражать его фактическое финансовое состояние: отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и обязанность по уплате обязательных платежей. Ликвидация юридического лица как мера воздействия должна быть соразмерна и адекватна конституционно защищаемым ценностям, с тем чтобы потери кредиторов в связи с неспособностью такого лица платить по долгам могли быть предотвращены либо уменьшены, а также обеспечивалось выполнение обязанностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Таким образом, отрицательное значение стоимости чистых активов общества само по себе не влечет его незамедлительную ликвидацию, а рассматривается судом как признак ухудшающегося финансового состояния общества, требующего принятия соответствующих мер.
Важно отметить, что складывающаяся таким образом судебная практика может принести не только положительные последствия для ведения бизнеса. В любом случае, при проявлении внимания со стороны налоговых органов, к вашей фирме (пусть уже и «недействующей») важно вовремя обратиться за консультацией к юристу.
Начать дискуссию