КоАП РФ

Кодекс административного судопроизводства

На прошедшей неделе депутаты Госдумы приняли, наконец, в первом чтении подготовленный Президентом РФ проект Кодекса административного судопроизводства России. В порядке, определенном будущим кодексом, будут рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, чиновников, а также о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме.
Кодекс административного судопроизводства
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

На прошедшей неделе депутаты Госдумы приняли, наконец, в первом чтении подготовленный Президентом РФ проект Кодекса административного судопроизводства России. В порядке, определенном будущим кодексом, будут рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, чиновников, а также о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме.

Кроме того, по новым правилам будут рассматриваться отдельные категории дел, связанные с реализацией специальных административных полномочий и защитой личных и политических прав граждан. К ним относятся дела о ликвидации политических партий, общественных объединений, НКО, о прекращении деятельности средств массовой информации, о взыскании с НКО и физических лиц налогов, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар  и присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство.

При этом в рамках рассмотрения административных дел гражданам и организациям гарантируется право на подачу и рассмотрение гражданских исков о возмещении вреда, в том числе исков о компенсации морального вреда. Все вышеуказанные споры станут разрешать специальные коллегии по административному судопроизводству, созданные в структуре судов общей юрисдикции, или, как их еще называют, суды для чиновников.

В числе основных принципов осуществления административного судопроизводства проект кодекса закрепляет принцип состязательности и равноправия сторон. Одновременно с этим будущий кодекс признает изначально существующее неравенство между участниками административного процесса. Собственно, в этом и заключается его главная особенность. Неравенство это проявляется в том, что у государственных и муниципальных органов власти, действия и решения которых оспариваются, имеется куда больше возможностей оказать влияние на исход дела, нежели у граждан и организаций.

Поэтому, отраженный в законе принцип равноправия и состязательности сторон так бы и остался чисто декларативной нормой, если законодатель не закрепил бы в нем еще один принцип – принцип активного участия суда. На практике реализация данного принципа будет означать вмешательство суда в ход дела в целях разъяснения более слабой стороне процесса ее прав, возможностей и положений законодательства, подлежащих применению в споре.

Также в целях правильного разрешения административных дел суд будет вправе истребовать необходимые доказательства по своей инициативе. Об истребовании доказательства судом станет выноситься определение, в котором указываются срок и порядок представления доказательств. Неисполнение обязанности представить истребуемое судом доказательство грозит штрафом. Причем наложение судебного штрафа не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд.

Кроме того, суд обязуется осуществлять контроль за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований и предъявлением встречных требований. При проверке же законности нормативных правовых актов, решений, действий и бездействия суд вправе будет выходить за пределы оснований и доводов заявленных требований.

К примеру, если суд придет к выводу, что признание недействительным какого-либо решения не приведет к восстановлению прав заявителя, суд сможет предпринять дополнительные меры по защите прав истца (обязать к ответчика к совершению определенных действий, разрешить вопрос об отмене НПА и так далее). Равным образом суд сможет осуществлять процедуру привлечения к делу надлежащего административного ответчика в тех случаях, когда административный истец откажется от замены ненадлежащего ответчика надлежащим.

Сильной стороной законопроекта представляется закрепление в нем сокращенных сроков обращения в суд и сроков разрешения административных дел по сравнению с процессуальными сроками, действующими в гражданском судопроизводстве. И не смотря на то, что, по мнению ряда правозащитников, сокращение сроков не всегда уместно (особенно часто приводят в пример споры, касающиеся применения норм избирательного законодательства), в итоге данное обстоятельство приведет к упрощению процесса и позволит исключить на практике случаи волокиты.

В этих же целях в будущем кодексе содержится даже специальная глава, посвященная рассмотрению административных дел в порядке упрощенного – так называемого “письменного” производства. Данный порядок предполагает рассмотрение дела без участия сторон, то есть без проведения устного разбирательства путем исследования судом доказательств в письменной форме. Само решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, сможет быть обжаловано в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения участвующими в деле лицами копии решения.

Упрощенный порядок будет применяться в тех случаях, когда всеми лицами, участвующими в деле, были заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, а также если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тысяч рублей. Подобные дела будут рассматриваться судьей единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела. Причем копия принятого решения должна будет направляться лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Еще одной гарантией соблюдения прав наименее защищенной стороны административного разбирательства является закрепление в законе института обязательного представительства – случаев, когда граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, смогут вести свои дела в суде исключительно через представителей. К таким случаям, по мнению законодателей, необходимо отнести все дела особой сложности с участием граждан, не обладающих высшим юридическим образованием.

В частности, к данной категории будут отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемые в Верховном Суде Российской Федерации, верховном суде республики, краевом и областном суде. Также обязательное участие представителя предусмотрят в отношении дел о принудительном медицинском освидетельствовании и принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

Кстати, именно комплекс норм, посвященных принудительной госпитализации, привлек к себе самое пристальное внимание общественности и спровоцировал поток крайне негативных отзывов. Причем возмущение общественности на сей раз весьма оправдано. Так, согласно документу, для того, чтобы подвергнуть лицо принудительному лечению, необходимо будет подать в суд административное исковое заявление о принудительной госпитализации. Оно может быть подано представителем психиатрического стационара, в который помещен гражданин.

При этом заявление о принудительной госпитализации гражданина можно будет подать в течение сорока восьми часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар. Фактически документ предоставляет возможность правоохранителям и администрациям лечебных учреждений без каких бы то ни было санкций и судебных решений помещать граждан на излечение сроком до двух суток. Собственно, данное обстоятельство и позволяет сейчас многим правозащитникам говорить о грядущем возвращении карательной психиатрии, а то и чего похуже.

Также к спорным положениям законопроекта относится норма, касающаяся сокращения сроков подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Проект кодекса гласит, что административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав.

После же опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня официального опубликования результатов. Таким образом, по сравнению с ныне действующим указанный процессуальный срок сокращается в два раза.

Немало критики со стороны общественности и ряда депутатов вызвало и то обстоятельство, что проект кодекса не содержит положений о наделении рядового избирателя правом обращения с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов и итогах голосования на референдумах.

В соответствии с документом обжаловать результаты выборов и референдумов смогут лишь граждане, зарегистрированные в качестве кандидатов, избирательные объединения, участвовавшие в выборах, инициативные группы по проведению референдума и ее уполномоченные представители, а также прокуроры.

Как отмечают критики документа, лишение граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможности обжалования решений и действий избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на своем избирательном участке, не соответствует Конституции и позиции Конституционного суда РФ. Напомним, с указанной позицией Конституционный Суд выступил в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П. Представляется, что ко второму чтению проект кодекса будет доработан с учетом всех вышеописанных замечаний.

Начать дискуссию