Госдума утвердила закон о защите исключительных прав на контент в интернете. Пока он коснется не всех аудиовизуальных произведений и фонограмм, а только фильмов. Чьи интересы на самом деле он защищает, и что нас ждет после его принятия?
Раз парламентарии нижней палаты закон одобрили, дело за Советом Федерации и президентом. Казалось бы, защита авторских прав – это хорошо, еще легче станет жить производителям контента. Однако этот закон об охране интеллектуальных прав на фильмы в первую очередь принимается не ради производителей, а в интересах распространителей аудиовидеопродукции. То есть посредников.
Телекомпании говорят зрителю: мы держим целый штат людей, определяющих, что и когда вам смотреть. Мы переполняем наш эфир рекламой и прерываем ваши любимые трансляции спецвыпусками новостей о собаке президента/премьера. А вы хотите смотреть только то, что вам нравится, в удобное вам время, без рекламы и бесплатно – в интернете? Не пойдет!
Не пойдет, присоединяются к ним интернет-провайдеры платного видео. Мы не хотим повышать качество нашего контента, не хотим вкладываться в сервера и каналы, чтобы обеспечить вам комфортный просмотр. Мы хотим, чтобы вы платили нам деньги за те же «экранки», которые вы сейчас смотрите бесплатно в пиратском исполнении, да еще и рекламу туда продадим. И нам конкуренция со стороны «нелегалов» совсем не нужна.
В проигрыше от нововведений совершенно точно оказывается зритель. Можно говорить об этике и законности, но выбор у потребителей контента с ограничением возможностей сужается, а это в любом случае означает ухудшение условий. Недовольны и площадки, на которых тем или иным образом может оказаться нелегальная кинопродукция. Поправки в новый закон, предложенные комиссией по правовым вопросам РАЭК, не приняты. По сути, «наверху» появляется просто еще один инструмент ограничения работы интернет-ресурсов, наряду с пресловутым реестром запрещенных сайтов.
Если действие закона распространится на другие виды контента, интернет-СМИ и сообщества ждет также новый виток оригинального общения с пользователями. Сейчас, найдя на форумах свои сообщения многолетней давности и пытаясь их удалить, пользователи обращаются к командам веб-ресурсов с требованием «прекратить незаконно использовать их персональные данные» и ссылкой на Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ. А так они смогут обвинять команды сайтов еще и в «незаконной публикации их авторского контента». :)
Возможен и иной вариант развития событий. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступил в силу с 1 июня 2013. Принципиально от этого ничего не изменилось – как и где курили, там так и курят. Поправки в КоАП РФ, которые придадут этому закону реальный вес, принимать никто не торопится. Номинальное благое начинание обернулось пустопорожней профанацией. Так может случиться и с защитой исключительных прав на аудиовидеоконтент.
Тем временем Газету.Ru закрыли в Ульяновске. Вроде бы, за распространение информации о том, как давать и брать взятки. Какой там реестр неблагонадежных, какие формальные критерии – просто отключили и все. Не хочу разбираться, кто прав, кто виноват – кто что на самом деле опубликовал, кто кого когда предупредил или не предупредил. Сама возможность двойного толкования ситуации подтверждает, что «упрощенные процедуры изъятия» в России применимы не только к частной собственности, но и к информации. И могут быть применены в любой момент к любому интернет-ресурсу.
В один прекрасный день мы откроем браузер – а там только официальные ресурсы органов власти.
Как вам такая перспектива?
Начать дискуссию