В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и который нуждается в мерах социальной защиты. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации каждый человек имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Порядок оформления трудовых отношений с людьми, имеющими ограниченные возможности, лишь незначительно отличается от обычного. Об особенностях, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалидов или родителей детей-инвалидов, пойдет речь в данной статье.
Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В настоящее время основным нормативным актом, определяющим правовой статус инвалидов в нашей стране, является Федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ). Названный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничении жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Закона № 181-ФЗ).
В соответствии со ст. 20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
- установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации определяется квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не более 2 и не менее 4%) (ст. 21 Закона № 181-ФЗ);
- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. Отметим, что согласно ст. 22 Закона № 181-ФЗ специальными считаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;
- создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
- организации обучения инвалидов новым профессиям.
Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден постановлением Минтруда России от 8.09.93 г. № 150.
Прием на работу инвалидов
Процедура оформления приема на работу инвалида мало чем отличается от процедуры приема на работу обычного сотрудника.
До оформления трудовых отношений лицо, поступающее на работу, согласно ст. 65 ТК РФ должно предъявить работодателю следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В дополнение к этому пакету документов соискатель, являющийся инвалидом, должен показать справку медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.10 г. № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления». Необходимо также предъявить «Индивидуальную программу реабилитации инвалида» по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 4.08.08 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (ст. 11 Закона № 181-ФЗ).
Согласно ст. 68 ТК РФ до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Затем работник и работодатель подписывают трудовой договор, на основании которого издается приказ о приеме на работу.
Напомним, что трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).
Гарантии инвалидам, а также родителям детей-инвалидов
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 23 Закона № 181-ФЗ).
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Отметим, что привлечение инвалидов к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ), работе в выходные дни и ночное время (ст. 96 ТК РФ) допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Помимо основного отпуска ТК РФ дает работающим инвалидам право получить дополнительный отпуск до 60 календарных дней в году без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, установлен в Разъяснении, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 26 и Фонда социального страхования Российской Федерации № 34 от 4.04.2000 г. «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми — инвалидами» (далее — Разъяснение № 26/34).
Согласно п. 1 Разъяснения № 26/34 четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце предоставляются одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми — инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.
Если в семье более одного ребенка — инвалида, количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается (п. 8 Разъяснения № 26/34).
Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце в порядке, предусмотренном Разъяснением № 26/34 (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности) (п. 9 Разъяснения № 26/34).
Обратите внимание! Согласно п. 5 Разъяснения № 26/34 не предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц работающему родителю в период, когда по его по личному заявлению были предоставлены: очередной ежегодный оплачиваемый отпуск; отпуск без сохранения заработной платы; отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.
Льготы при исчислении налогов и страховых взносов
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ работники, получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», а также работники-инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп при исполнении обязанностей военной службы, и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.
Работники-инвалиды, за исключением инвалидов III группы, имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. за каждый месяц в течение года.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб. распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет или ребенок-инвалид I или II группы, учащийся на очной форме обучения, аспирант, ординатор, интерн, студент в возрасте до 24 лет.
При предоставлении стандартного налогового вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, из них третий ребенок-инвалид, суммирование налоговых вычетов на третьего ребенка и ребенка-инвалида не производится, в данном случае применяется специальная норма (вычет на ребенка-инвалида в размере 3000 руб.).
Налогоплательщик, который является отцом двух детей (первый ребенок-инвалид), имеет право на получение стандартного налогового вычета на первого ребенка за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб. и на второго ребенка в размере 1400 руб. Такое мнение высказано в письме Минфина России от 19.01.12 г. № 03-04-06/8–10.
Как показывает практика, у работодателей нередко возникает вопрос, облагаются ли НДФЛ суммы оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, и начисляются ли на эти суммы страховые взносы. Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к разъяснениям контролирующих органов.
Согласно письмам Минфина России от 15.11.12 г. № 03-04-06/6–324, 2.08.12 г. № 03-04-06/8–212, 13.01.12 г. № 03-04-06/8–4, 24.11.11 г. № 03-04-06/8–318 не подлежат обложению НДФЛ в силу п. 1 ст. 217 НК РФ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, не относятся к государственным пособиям, поскольку такие выплаты не поименованы в перечне государственных пособий, установленном в ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ).
В других пунктах ст. 217 НК РФ в перечне освобождаемых от налогообложения доходов также не содержатся указания, касающиеся оплаты дополнительных выходных дней.
Вместе с тем Президиум ВАС РФ в постановлении от 8.06.10 г. № 1798/10 № А71-3574/2009-А31 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами хотя и не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Закона № 81-ФЗ, данная оплата как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.
Как отмечает ФНС России в письмах от 5.12.11 г. № ЕД-4-3/20372@, 9.08.11 г. № АС-4-3/12862@, при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться арбитражной практикой, предусматривающей освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц указанных выплат.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сумма оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, не подлежит обложению НДФЛ.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) при начислении в текущем году выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III групп, работодатель исчисляет страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по пониженному тарифу.
Тарифы страховых взносов для работодателей, осуществляющих выплаты инвалидам, установлены в п. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Размер страхового тарифа для этих страхователей в 2013—2014 гг. составляет:
Пенсионный фонд Российской Федерации — 21%;
Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,4%;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,7%.
Что касается начисления страховых взносов на суммы оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, то согласно письму ФСС РФ от 17.11.11 г. № 14-03-11/08–13985, а также письму Минздравсоцразвития России от 15.03.11 г. № 784–19 объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, — на это указывает п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Таким образом, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В заключение отметим, что Федеральным законом от 29.12.12 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 276-ФЗ) уточнен порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Так, с 1 января 2013 г. средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка работника за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай, на число календарных дней в них, за исключением календарных дней, приходящихся на некоторые периоды (п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). При этом Закон № 276-ФЗ уточнил, какие календарные дни не учитываются при расчете среднего дневного заработка. Отметим, что ранее согласно не вступившей в силу редакции п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ планировалось исключать из расчета дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные для ухода за ребенком-инвалидом. Однако данные поправки не были приняты, и согласно новой редакции п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ теперь этого делать не нужно.
Следовательно, с 1 января 2013 г. при расчете среднего заработка не учитываются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.
В письме от 11.01.13 г. № 15-03-18/12–169 «О порядке назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 января 2013 года» ФСС РФ обратил внимание на то, что дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не исключаются из расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку данные выплаты облагаются страховыми взносами в соответствии с Законом № 212-ФЗ.
Согласно поправкам, внесенным Законом № 276-ФЗ в ст. 14 Закона № 255-ФЗ, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных в соответствии с Законом № 212-ФЗ, на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Так, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2013 г., составляет 1335,62 руб. (463 000 + 512 000) : 730). При этом в информации от 17.01.13 г. «Об изменениях, внесенных в федеральное законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ФСС РФ обратил внимание на то, что при определении среднего дневного заработка количество календарных дней расчетного периода определяется с учетом особенности високосного года, который составляет 366 календарных дней.
Таким образом, расчетный период может составлять 730 календарных дней, 731 календарный день в случае, если один год расчетного периода високосный, а в случае замены календарных годов (календарного года), предусмотренных законодательством, на високосный год (високосные года), расчетный период может составлять 732 календарных дня.
Начать дискуссию