Трудовое право

«Золотые парашюты» законодательно ограничат

Минтруд РФ собирается внести поправки в ТК РФ, ограничивающие размеры «золотых парашютов». Данное нововведение частный бизнес не коснется, но затронет все госкорпорации и их дочерние предприятия, где доля госучастия составляет более 50%.

Авторы: Ирина Питунова, Максим Смородинов

Минтруд РФ собирается внести поправки в ТК РФ, ограничивающие размеры «золотых парашютов». Данное нововведение частный бизнес не коснется, но затронет все госкорпорации и их дочерние предприятия, где доля госучастия составляет более 50%.

Так, выходное пособие «топов» не должно будет превышать их шестимесячного оклада. Принятие закона ожидается в конце лета, после чего в течение трех месяцев со всеми руководителями госпредприятий нужно будет перезаключать трудовые договоры.

Ирина Питунова, юрист юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov:

Как видим, борьба с коррупцией продолжается, и это правильная инициатива, поскольку выплачивать такие большие суммы, как, например, 230 млн рублей экс-главе «Ростелекома» Александру Провоторову или 100 млн рублей Владимиру Стржалковскому, бывшему руководителю «Норникеля», нецелесообразно. Хочется верить, что эта инициатива носит реальный, а не политический характер.

Стоит отметить, что данные изменения не затронут частный бизнес, поскольку изменения, которые будут внесены в Трудовой кодекс распространят свое действие на определенный круг лиц и только в случае, если трудовой договор будет расторгнут по инициативе акционеров или совета директоров. В случае увольнения по соглашению сторон компенсация не предусмотрена.

Частные компании по-прежнему будут руководствоваться Трудовым кодексом и законами об акционерных обществах, что позволит им самостоятельно устанавливать систему оплаты труда.

Максим Смородинов, председатель Коллегии адвокатов «Эгида», к. ю. н.:

Чрезмерно высокий размер так называемых «золотых парашютов», позволяющий выплачивать неограниченный и ничем не обоснованный размер компенсаций руководящему составу государственных корпораций и их дочерних предприятий, является актуальной проблемой, требующей реагирования.

Данная ситуация обусловлена, главным образом, отсутствием надлежащего правового регулирования государственных корпораций как некоммерческих организаций, основанных на имущественных взносах РФ, что и позволяет выплачивать столь высокие компенсации. Между тем размер выплачиваемых «золотых парашютов», дестимулирующий трудовую деятельность сотрудников, не просто негативно сказывается на деятельности самих компаний, но и наносит прямой ущерб экономике РФ, что делает данную проблему особенно острой. Не стоит забывать, что речь идет именно об имуществе Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, в который и планируется внести поправки (до настоящего времени содержал лишь статью 349.1, предусматривающую особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний), представляющие собой лишь ограничения формального характера.

Очевидно, что в вопросе размера компенсаций руководящему составу государственных корпораций и государственных компаний необходимо руководствоваться принципом разумности. Негативным явлением представляется размер «золотых парашютов», в то время как справедливая, соразмерная компенсация служит наградой за трудовую деятельность наиболее квалифицированных сотрудников, позволяет сосредоточиться именно на трудовой деятельности.

Неясным до момента внесения соответствующих изменений в действующее в РФ законодательство остается вопрос о том, что будут собой представлять соответствующие изменения с юридической точки зрения. ТК РФ содержит понятие компенсаций, понимаемых как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статьей 165 ТК РФ установлен открытый перечень случаев, в которых работникам предоставляются гарантии и компенсации.

Соответственно, внесение поправок лишь в ст. 349.1 ТК РФ, в части ограничения размера привилегий на случай увольнения либо ухода в отставку по собственной инициативе, вряд ли сможет полностью решить проблему «нецелевого» расходования денежных средств государственных корпораций и компаний, поскольку лица, заинтересованные в их получении, сохранят такую возможность. Таким образом, детальной проработки требует не только ст. 349.1 ТК РФ, но и ряд других норм ТК РФ, предусматривающих возможность выплаты компенсаций.

Начать дискуссию