Права потребителей

«Спасайся, кто может», или Снова о безопасности туристов

В завершение лета уполномоченные органы выпустили несколько ценных разъяснений, в которых они проявляют серьезное беспокойство насчет защиты прав российских туристов в связи с событиями в Египте. Оказавшиеся в стране с нестабильной политической обстановкой туристы долго вспоминают «добрым словом» экстремальный, а то и совсем не удавшийся отдых. Что же советуют чиновники туристам и турфирмам?

В завершение лета уполномоченные органы выпустили несколько ценных разъяснений, в которых они проявляют серьезное беспокойство насчет защиты прав российских туристов в связи с событиями в Египте. Оказавшиеся в стране с нестабильной политической обстановкой туристы долго вспоминают «добрым словом» экстремальный, а то и совсем не удавшийся отдых. Что же советуют чиновники туристам и турфирмам?

Как защитить туристов?

Свое мнение по данному вопросу Роспотребнадзор высказал в Информации от 15.08.2013 «О законодательных аспектах обеспечения защиты прав российских туристов в связи с событиями в Египте». Чиновники привели рекомендации коллег из МИД: российским гражданам, находящимся в Египте, – избегать районов проведения массовых протестных акций, а лицам, прибывшим в эту страну в туристических целях, – учитывать складывающуюся обстановку, воздерживаться от поездок за пределы курортных зон, исключив посещение Каира и других крупных городов. Проще говоря, туристам лучше паковать чемоданы и ехать домой.

Кроме того, Роспотребнадзор напоминает о предусмотренном Законом об основах туристской деятельности в РФ праве туриста на получение экстренной помощи, сутью которой является организация эвакуации из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемая объединением туроператоров в сфере выездного туризма.

При неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта турист вправе обратиться за экстренной помощью в объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» (сведения о нем и о способах связи с ним – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие данные – должны быть в письменной форме предоставлены туристу и (или) иному заказчику при заключении договора о реализации турпродукта в сфере выездного туризма).

Если обстоятельства свидетельствуют о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор

(турагент) вправе в судебном порядке потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Обязанность по возврату соответствующих денежных средств в случае реализации туристом своего законного права на одностороннее расторжение договора лежит исключительно на туроператоре (турагенте) как стороне договора о реализации туристского продукта. При уклонении туроператора (турагента) от исполнения этой законодательно закрепленной обязанности добровольно защита соответствующего нарушенного права туриста будет обеспечиваться в судебном порядке. Тогда степень ответственности обязанной стороны возрастет за счет возможного применения к ней гражданско-правовых мер (таких как оплата судебных расходов оппонента).

К сожалению, Роспотребнадзор не поясняет, кто именно должен вернуть туристу средства – туроператор или турагент. Теоретически, это должен сделать туроператор как лицо, отвечающее за оказание оплаченных туристских услуг, однако на практике туристы обращаются туда, где заключали договор, – в турагентство. Отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что возврат денег туроператором через турагентство несостоявшемуся потребителю туристского продукта – законная операция, в худшем случае турагентство возвращает деньги несостоявшемуся туристу, а затем в суде добивается их взыскания с туроператора (Определение ВАС РФ от 21.12.2012 № ВАС-16873/12, Постановление ФАС МО от 05.09.2012 № А40-9067/12-118-81).

Что советует Ростуризм?

Федеральное агентство по туризму в Информационном письме от 15.08.2013 «О ситуации в Арабской Республике Египет» дает указания всем участникам сферы турбизнеса, имеющим отношение к упомянутому государству.

Российским гражданам следует воздержаться от поездок в Египет в туристических целях до нормализации обстановки в стране.

Российским туристам, находящимся в данной стране, нужно принимать все меры, направленные на обеспечение личной безопасности, проявлять высокую осторожность и осмотрительность. Не следует покидать территорию гостиничных комплексов и иных мест временного пребывания (размещения), за исключением случаев организованного туроператором трансфера до аэропорта вылета. Также не помешает постоянно иметь при себе контактные телефоны загранучреждений РФ в Египте.

Российским туроператорам, турагентам указано приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Египте до нормализации обстановки в стране; в обязательном порядке информировать российских туристов, заключивших и/или планирующих заключить договоры о реализации туристских поездок в Египет, о текущей ситуации в стране, порядке изменения или расторжения договора в соответствии со ст. 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ.

Ростуризм напоминает, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и др.) (ст. 10, 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ, ст. 451 ГК РФ).

Все указанная информация должна быть оперативно доведена до сведения туристов, туроператоров и турагентов органами государственной власти в сфере туризма субъектов.

Как вернуть средства?

В Информации Роспотребнадзора от 17.08.2013 чиновники признают, что в связи с начавшимися массовыми отказами российских туристов от поездок в Египет, обусловленными известными событиями в этой стране, желание граждан реализовать свои законные права на возврат уплаченных по договору денежных средств, к сожалению, далеко не всегда находит адекватный отклик со стороны туроператорского сообщества. Отдельные непорядочные фирмы пытаются намеренно ввести граждан в заблуждение относительно истинных пределов ответственности туроператоров, высказывая в публичном пространстве непрофессиональные суждения, направленные на искажение законодательных основ правового регулирования туристской деятельности. Туроператоры в свою пользу трактуют нормы ст. 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ, согласно которым при угрозе безопасности жизни и здоровья туристам последние вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта.

Делая акцент на, якобы, исключительно судебном порядке расторжения договора и вынимая названную правовую норму из контекста целого ряда иных положений гражданского и гражданского процессуального законодательства, туроператоры безосновательно отождествляют законное право на обращение в суд с изначально никак не установленной обязанностью такого обращения. Подобным образом туроператоры фактически пытаются исключить для граждан саму возможность на законных основаниях добиваться защиты своих прав не в судебном, а в досудебном порядке.

Между тем императивное положение той же ст. 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ, закрепляющее, что при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг, никоим образом не исключает достижения на этот счет соглашения сторон в случае заявления туристом соответствующего требования еще до реализации им своего права на судебную защиту.

Более того, в случае уклонения либо отказа туроператора (турагента) от возложенной на него по закону обязанности по возврату денежной суммы турист может дополнительно предъявить ему целый ряд требований, связанных с возмещением убытков, компенсацией морального вреда, а также уплатой процентов за пользование чужими (то есть туриста) денежными средствами вследствие их неправомерного удержания (ст. 395 ГК РФ). В статье 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ сроки исполнения сторонами договора обязательств не установлены. Поэтому правоприменителям надлежит руководствоваться п. 2 ст. 314 ГК РФ: когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения. Также следует знать, что за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, установленных законом, и их удовлетворение судом суд взыщет с туроператора штраф в размере 50% суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Со своей стороны, Роспотребнадзор примет все меры, направленные на защиту прав потребителей в сфере туризма, в том числе посредством участия в их судебной защите (в чем, полагаем, туроператоры могли и не сомневаться).

Об экстренной помощи туристам

Приказом Ростуризма от 11.07.2013 № 204-Пр/13 утверждена форма решения об оказании экстренной помощи туристу (туристам). В решении указываются наименование объединения

туроператоров в сфере выездного туризма, данные обратившегося туриста или иного заказчика туристского продукта, сведения о туроператоре, турангенте, а также информация о лицах, которым необходима экстренная помощь.

В результате проверки достоверности сведений, изложенных в обращении, в том числе путем запроса дополнительных сведений и документов, объединение туроператоров в сфере выездного туризма устанавливает либо наличие оснований для оказания экстренной помощи туристу, либо их отсутствие. В таблице перечислим основания и виды решений:

Основания для оказания экстренной помощи

Причины отказа в экстренной помощи

– невозможность исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта;

– неисполнение туроператором обязательств по организации перевозки и/или размещения;

– существенные недостатки туристского продукта, в том числе существенные

– обращение за помощью не содержит необходимую информацию;

– обращение содержит сведения, не соответствующие действительности;

– установлены обстоятельства эвакуации туристов по решению Президента РФ;

нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта

– установлены иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для оказания экстренной помощи

Услуги, предоставляемые в рамках экстренной помощи туристу за рубежом

– перевозка туриста (туристов) в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами;

– обеспечение размещения (временного проживания) туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия;

– доставка туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);

– организация питания туриста с учетом установленных законодательством РФ физиологических норм питания человека;

– обеспечение неотложной медицинской, правовой помощи;

– обеспечение хранения багажа

Решение об оказании экстренной помощи или об отказе в оказании экстренной помощи может быть обжаловано в суде (п. 11 Правил оказания экстренной помощи туристам).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете туроператора как ответственного за туристский продукт отражаются только те операции, которые проходят через турфирму. Оказываемая объединением туроператоров в сфере выездного туризма непосредственно туристу экстренная помощь не затрагивает ни учет, ни налогообложение туроператора.

Возврат денежных средств туристу – основная операция, которую следует рассмотреть в контексте данной статьи. Полученные туроператором убытки в связи с расторжением туристом договора о реализации туристского продукта – это тема для отдельного разговора.

Ситуация 1. Турист оплатил аванс, но до начала путешествия от него отказался, заблаговременно известив об этом турагента, который довел информацию до туроператора. В этом случае, если реализация туристского продукта не отражена, достаточно отра-зить возврат полученного аванса. Если с него туроператором был начислен НДС к уплате в бюджет, то его можно принять к вычету при возврате аванса туристу через турагентство.

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете туроператора будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Получена предоплата за туристский продукт

51

76-А

Начислен НДС с общей суммы, полученной от туриста

76-АВ

68

Возвращена предоплата за туристский продукт

76-А

51

Поставлен к вычету НДС при расторжении договора

68

76-АВ

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете турагента будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Внесение предоплаты

Получена предоплата за туристский продукт

50

62

Денежные средства зачислены на расчетный счет

51

50

Перечислены денежные средства туроператору

76-ТО

51

Расторжение договора

Получена назад предоплата за туристский продукт

51

76-ТО

Получены деньги с расчетного счета в кассу агента

50

51

Возвращены деньги туристу

62

50

Турагентство даже при получении от туриста аванса может удержать с него свое будущее вознаграждение. Это может и не отражаться в учете отдельной записью – просто туроператору перечисляется предоплата за вычетом удержанного турагентством вознаграждения. Его вместе с основной суммой предоплаты, перечисленной ранее туроператору, следует вернуть туристу, который при расторжении договора до начала путешествия вправе требовать возврата всей стоимости туристского продукта.

Ситуация 2. Турист приобрел туристский продукт и отправился в рискованное путешествие, но впоследствии, воспользовавшись частью услуг, входящих в турпродукт, от него отказался.

Ниже представлена корреспонденция счетов без цифр, а нам важно определить, какую часть стоимости туристского продукта нужно вернуть туристу. Ведь после начала путешествия последний имеет право на частичный возврат оплаты турпродукта – в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг. При разделении туристского продукта на части (использованную и не использованную туристом) учтите следующее.

Если турист отправился в путешествие, то в полном объеме будут оказаны услуги перевозки (как минимум в один конец) и трансфер, который является своеобразным приложением к услугам перевозки и предоставляется как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях в стране пребывания. Информацию о фактическом проживании туриста туроператор получит в отеле (гостинице). Бронирование, если оно включено в цену проживания, считается оказанной услугой – при условии, конечно, что турист вселился в отель, а не сразу по прибытии решил вернуться домой. В какой части турист получил остальной сервис, следует уточнить у сотрудников отеля (гостиницы).

Если же по согласованию с туристом в составе турпродукта оплачены какие-либо экскурсии, нужно проверить, какие из них турист успел посетить, а какие – нет до момента заявления о расторжении договора в связи с небезопасностью путешествия. Определить стоимость неиспользованного экскурсионного обслуживания несложно, если знать стоимость входящей в турпродукт экскурсии и долю, приходящуюся на продажную цену турпродукта.

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете туроператора будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Продажа туристского продукта

Отражена выручка от реализации турпродукта

76-А

90

Начислен НДС при реализации турпродукта

90

68

Получены деньги за турпродукт за вычетом агентских

51

76-А

Отражено агентское вознаграждение

20

76-А

Расторжение договора

Сторно. Уменьшены доходы от реализации

76-А

90

Поставлен к вычету НДС при расторжении договора

68

90

Перечислены средства турагентству для возврата туристу

76-А

51

В приведенных записях корректируются лишь операции по реализации турпродукта. Агентское вознаграждение, которое зависит от этого показателя, не меняется, так как агент свои услуги оказал в полном объеме (нашел клиента и продал ему туристский продукт).

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете турагента будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Продажа туристского продукта

Отражена реализация туристского продукта

62

76-ТО

Получена оплата турпродукта от клиента

50

62

Денежные средства зачислены на расчетный счет

51

50

Начислено агентское вознаграждение

76-ТО

90

Перечислены деньги туроператору

76-ТО

51

Расторжение договора

Сторно. Уменьшена отраженная реализация

62

76-ТО

Получены денежные средства от туроператора

51

76-ТО

Получены деньги с расчетного счета в кассу агента

50

51

Средства возвращены клиенту

62

50

И еще: часть проводок из представленной корреспонденции счетов не регламентированы на уровне нормативных актов, а сформированы нами исходя из общей методологии и справочника корреспонденций счетов бухгалтерского учета, действующего Плана счетов и Инструкции по его применению, имеющих рекомендательный характер. Чтобы придать предложенному нами варианту необходимую правовую силу, достаточно перечисленные операции закрепить в собственных стандартах экономического субъекта, которые согласно новому Закону о бухгалтерском учете являются регулирующими учет документами. Почему не в учетной политике? Потому что в ней закрепляется выбор способов, прописанных в нормативных актах. Стандарты экономического субъекта как раз и становятся тем нормативным актом, на основании которого отражаются отдельные операции в бухгалтерском учете турфирмы. Но стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Как этого достичь – решать турфирме как экономическому субъекту. Главное, чтобы его стандарты не искажали общую методологию, заложенную в документах финансового ведомства.

* * *

Как видим, рекомендаций со стороны чиновников и туристам, и турфирмам хватает. Но на практике туристы нередко готовы рискнуть – хотя и не ясно, ради чего. Турфирмам не стоит идти на поводу у «рисковых» клиентов, так как последующие судебные тяжбы могут обернуться серьезными убытками. Рано или поздно волнения в неспокойной стране закончатся – и туристов можно будет отправлять туда без опасений.

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1.
  2. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2013 № 162.
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Комментарии

2
  • Над. К

    Цитата:
    "Но на практике туристы нередко готовы рискнуть – хотя и не ясно, ради чего. " Совершенно понятно ради чего. Альтернативы нет.

Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Интересные материалы

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.