Права потребителей

«Спасайся, кто может», или Снова о безопасности туристов

В завершение лета уполномоченные органы выпустили несколько ценных разъяснений, в которых они проявляют серьезное беспокойство насчет защиты прав российских туристов в связи с событиями в Египте. Оказавшиеся в стране с нестабильной политической обстановкой туристы долго вспоминают «добрым словом» экстремальный, а то и совсем не удавшийся отдых. Что же советуют чиновники туристам и турфирмам?

В завершение лета уполномоченные органы выпустили несколько ценных разъяснений, в которых они проявляют серьезное беспокойство насчет защиты прав российских туристов в связи с событиями в Египте. Оказавшиеся в стране с нестабильной политической обстановкой туристы долго вспоминают «добрым словом» экстремальный, а то и совсем не удавшийся отдых. Что же советуют чиновники туристам и турфирмам?

Как защитить туристов?

Свое мнение по данному вопросу Роспотребнадзор высказал в Информации от 15.08.2013 «О законодательных аспектах обеспечения защиты прав российских туристов в связи с событиями в Египте». Чиновники привели рекомендации коллег из МИД: российским гражданам, находящимся в Египте, – избегать районов проведения массовых протестных акций, а лицам, прибывшим в эту страну в туристических целях, – учитывать складывающуюся обстановку, воздерживаться от поездок за пределы курортных зон, исключив посещение Каира и других крупных городов. Проще говоря, туристам лучше паковать чемоданы и ехать домой.

Кроме того, Роспотребнадзор напоминает о предусмотренном Законом об основах туристской деятельности в РФ праве туриста на получение экстренной помощи, сутью которой является организация эвакуации из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемая объединением туроператоров в сфере выездного туризма.

При неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта турист вправе обратиться за экстренной помощью в объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» (сведения о нем и о способах связи с ним – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие данные – должны быть в письменной форме предоставлены туристу и (или) иному заказчику при заключении договора о реализации турпродукта в сфере выездного туризма).

Если обстоятельства свидетельствуют о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор

(турагент) вправе в судебном порядке потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Обязанность по возврату соответствующих денежных средств в случае реализации туристом своего законного права на одностороннее расторжение договора лежит исключительно на туроператоре (турагенте) как стороне договора о реализации туристского продукта. При уклонении туроператора (турагента) от исполнения этой законодательно закрепленной обязанности добровольно защита соответствующего нарушенного права туриста будет обеспечиваться в судебном порядке. Тогда степень ответственности обязанной стороны возрастет за счет возможного применения к ней гражданско-правовых мер (таких как оплата судебных расходов оппонента).

К сожалению, Роспотребнадзор не поясняет, кто именно должен вернуть туристу средства – туроператор или турагент. Теоретически, это должен сделать туроператор как лицо, отвечающее за оказание оплаченных туристских услуг, однако на практике туристы обращаются туда, где заключали договор, – в турагентство. Отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что возврат денег туроператором через турагентство несостоявшемуся потребителю туристского продукта – законная операция, в худшем случае турагентство возвращает деньги несостоявшемуся туристу, а затем в суде добивается их взыскания с туроператора (Определение ВАС РФ от 21.12.2012 № ВАС-16873/12, Постановление ФАС МО от 05.09.2012 № А40-9067/12-118-81).

Что советует Ростуризм?

Федеральное агентство по туризму в Информационном письме от 15.08.2013 «О ситуации в Арабской Республике Египет» дает указания всем участникам сферы турбизнеса, имеющим отношение к упомянутому государству.

Российским гражданам следует воздержаться от поездок в Египет в туристических целях до нормализации обстановки в стране.

Российским туристам, находящимся в данной стране, нужно принимать все меры, направленные на обеспечение личной безопасности, проявлять высокую осторожность и осмотрительность. Не следует покидать территорию гостиничных комплексов и иных мест временного пребывания (размещения), за исключением случаев организованного туроператором трансфера до аэропорта вылета. Также не помешает постоянно иметь при себе контактные телефоны загранучреждений РФ в Египте.

Российским туроператорам, турагентам указано приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Египте до нормализации обстановки в стране; в обязательном порядке информировать российских туристов, заключивших и/или планирующих заключить договоры о реализации туристских поездок в Египет, о текущей ситуации в стране, порядке изменения или расторжения договора в соответствии со ст. 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ.

Ростуризм напоминает, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и др.) (ст. 10, 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ, ст. 451 ГК РФ).

Все указанная информация должна быть оперативно доведена до сведения туристов, туроператоров и турагентов органами государственной власти в сфере туризма субъектов.

Как вернуть средства?

В Информации Роспотребнадзора от 17.08.2013 чиновники признают, что в связи с начавшимися массовыми отказами российских туристов от поездок в Египет, обусловленными известными событиями в этой стране, желание граждан реализовать свои законные права на возврат уплаченных по договору денежных средств, к сожалению, далеко не всегда находит адекватный отклик со стороны туроператорского сообщества. Отдельные непорядочные фирмы пытаются намеренно ввести граждан в заблуждение относительно истинных пределов ответственности туроператоров, высказывая в публичном пространстве непрофессиональные суждения, направленные на искажение законодательных основ правового регулирования туристской деятельности. Туроператоры в свою пользу трактуют нормы ст. 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ, согласно которым при угрозе безопасности жизни и здоровья туристам последние вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта.

Делая акцент на, якобы, исключительно судебном порядке расторжения договора и вынимая названную правовую норму из контекста целого ряда иных положений гражданского и гражданского процессуального законодательства, туроператоры безосновательно отождествляют законное право на обращение в суд с изначально никак не установленной обязанностью такого обращения. Подобным образом туроператоры фактически пытаются исключить для граждан саму возможность на законных основаниях добиваться защиты своих прав не в судебном, а в досудебном порядке.

Между тем императивное положение той же ст. 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ, закрепляющее, что при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг, никоим образом не исключает достижения на этот счет соглашения сторон в случае заявления туристом соответствующего требования еще до реализации им своего права на судебную защиту.

Более того, в случае уклонения либо отказа туроператора (турагента) от возложенной на него по закону обязанности по возврату денежной суммы турист может дополнительно предъявить ему целый ряд требований, связанных с возмещением убытков, компенсацией морального вреда, а также уплатой процентов за пользование чужими (то есть туриста) денежными средствами вследствие их неправомерного удержания (ст. 395 ГК РФ). В статье 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ сроки исполнения сторонами договора обязательств не установлены. Поэтому правоприменителям надлежит руководствоваться п. 2 ст. 314 ГК РФ: когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения. Также следует знать, что за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, установленных законом, и их удовлетворение судом суд взыщет с туроператора штраф в размере 50% суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Со своей стороны, Роспотребнадзор примет все меры, направленные на защиту прав потребителей в сфере туризма, в том числе посредством участия в их судебной защите (в чем, полагаем, туроператоры могли и не сомневаться).

Об экстренной помощи туристам

Приказом Ростуризма от 11.07.2013 № 204-Пр/13 утверждена форма решения об оказании экстренной помощи туристу (туристам). В решении указываются наименование объединения

туроператоров в сфере выездного туризма, данные обратившегося туриста или иного заказчика туристского продукта, сведения о туроператоре, турангенте, а также информация о лицах, которым необходима экстренная помощь.

В результате проверки достоверности сведений, изложенных в обращении, в том числе путем запроса дополнительных сведений и документов, объединение туроператоров в сфере выездного туризма устанавливает либо наличие оснований для оказания экстренной помощи туристу, либо их отсутствие. В таблице перечислим основания и виды решений:

Основания для оказания экстренной помощи

Причины отказа в экстренной помощи

– невозможность исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта;

– неисполнение туроператором обязательств по организации перевозки и/или размещения;

– существенные недостатки туристского продукта, в том числе существенные

– обращение за помощью не содержит необходимую информацию;

– обращение содержит сведения, не соответствующие действительности;

– установлены обстоятельства эвакуации туристов по решению Президента РФ;

нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта

– установлены иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для оказания экстренной помощи

Услуги, предоставляемые в рамках экстренной помощи туристу за рубежом

– перевозка туриста (туристов) в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами;

– обеспечение размещения (временного проживания) туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия;

– доставка туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);

– организация питания туриста с учетом установленных законодательством РФ физиологических норм питания человека;

– обеспечение неотложной медицинской, правовой помощи;

– обеспечение хранения багажа

Решение об оказании экстренной помощи или об отказе в оказании экстренной помощи может быть обжаловано в суде (п. 11 Правил оказания экстренной помощи туристам).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете туроператора как ответственного за туристский продукт отражаются только те операции, которые проходят через турфирму. Оказываемая объединением туроператоров в сфере выездного туризма непосредственно туристу экстренная помощь не затрагивает ни учет, ни налогообложение туроператора.

Возврат денежных средств туристу – основная операция, которую следует рассмотреть в контексте данной статьи. Полученные туроператором убытки в связи с расторжением туристом договора о реализации туристского продукта – это тема для отдельного разговора.

Ситуация 1. Турист оплатил аванс, но до начала путешествия от него отказался, заблаговременно известив об этом турагента, который довел информацию до туроператора. В этом случае, если реализация туристского продукта не отражена, достаточно отра-зить возврат полученного аванса. Если с него туроператором был начислен НДС к уплате в бюджет, то его можно принять к вычету при возврате аванса туристу через турагентство.

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете туроператора будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Получена предоплата за туристский продукт

51

76-А

Начислен НДС с общей суммы, полученной от туриста

76-АВ

68

Возвращена предоплата за туристский продукт

76-А

51

Поставлен к вычету НДС при расторжении договора

68

76-АВ

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете турагента будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Внесение предоплаты

Получена предоплата за туристский продукт

50

62

Денежные средства зачислены на расчетный счет

51

50

Перечислены денежные средства туроператору

76-ТО

51

Расторжение договора

Получена назад предоплата за туристский продукт

51

76-ТО

Получены деньги с расчетного счета в кассу агента

50

51

Возвращены деньги туристу

62

50

Турагентство даже при получении от туриста аванса может удержать с него свое будущее вознаграждение. Это может и не отражаться в учете отдельной записью – просто туроператору перечисляется предоплата за вычетом удержанного турагентством вознаграждения. Его вместе с основной суммой предоплаты, перечисленной ранее туроператору, следует вернуть туристу, который при расторжении договора до начала путешествия вправе требовать возврата всей стоимости туристского продукта.

Ситуация 2. Турист приобрел туристский продукт и отправился в рискованное путешествие, но впоследствии, воспользовавшись частью услуг, входящих в турпродукт, от него отказался.

Ниже представлена корреспонденция счетов без цифр, а нам важно определить, какую часть стоимости туристского продукта нужно вернуть туристу. Ведь после начала путешествия последний имеет право на частичный возврат оплаты турпродукта – в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг. При разделении туристского продукта на части (использованную и не использованную туристом) учтите следующее.

Если турист отправился в путешествие, то в полном объеме будут оказаны услуги перевозки (как минимум в один конец) и трансфер, который является своеобразным приложением к услугам перевозки и предоставляется как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях в стране пребывания. Информацию о фактическом проживании туриста туроператор получит в отеле (гостинице). Бронирование, если оно включено в цену проживания, считается оказанной услугой – при условии, конечно, что турист вселился в отель, а не сразу по прибытии решил вернуться домой. В какой части турист получил остальной сервис, следует уточнить у сотрудников отеля (гостиницы).

Если же по согласованию с туристом в составе турпродукта оплачены какие-либо экскурсии, нужно проверить, какие из них турист успел посетить, а какие – нет до момента заявления о расторжении договора в связи с небезопасностью путешествия. Определить стоимость неиспользованного экскурсионного обслуживания несложно, если знать стоимость входящей в турпродукт экскурсии и долю, приходящуюся на продажную цену турпродукта.

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете туроператора будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Продажа туристского продукта

Отражена выручка от реализации турпродукта

76-А

90

Начислен НДС при реализации турпродукта

90

68

Получены деньги за турпродукт за вычетом агентских

51

76-А

Отражено агентское вознаграждение

20

76-А

Расторжение договора

Сторно. Уменьшены доходы от реализации

76-А

90

Поставлен к вычету НДС при расторжении договора

68

90

Перечислены средства турагентству для возврата туристу

76-А

51

В приведенных записях корректируются лишь операции по реализации турпродукта. Агентское вознаграждение, которое зависит от этого показателя, не меняется, так как агент свои услуги оказал в полном объеме (нашел клиента и продал ему туристский продукт).

Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете турагента будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Продажа туристского продукта

Отражена реализация туристского продукта

62

76-ТО

Получена оплата турпродукта от клиента

50

62

Денежные средства зачислены на расчетный счет

51

50

Начислено агентское вознаграждение

76-ТО

90

Перечислены деньги туроператору

76-ТО

51

Расторжение договора

Сторно. Уменьшена отраженная реализация

62

76-ТО

Получены денежные средства от туроператора

51

76-ТО

Получены деньги с расчетного счета в кассу агента

50

51

Средства возвращены клиенту

62

50

И еще: часть проводок из представленной корреспонденции счетов не регламентированы на уровне нормативных актов, а сформированы нами исходя из общей методологии и справочника корреспонденций счетов бухгалтерского учета, действующего Плана счетов и Инструкции по его применению, имеющих рекомендательный характер. Чтобы придать предложенному нами варианту необходимую правовую силу, достаточно перечисленные операции закрепить в собственных стандартах экономического субъекта, которые согласно новому Закону о бухгалтерском учете являются регулирующими учет документами. Почему не в учетной политике? Потому что в ней закрепляется выбор способов, прописанных в нормативных актах. Стандарты экономического субъекта как раз и становятся тем нормативным актом, на основании которого отражаются отдельные операции в бухгалтерском учете турфирмы. Но стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Как этого достичь – решать турфирме как экономическому субъекту. Главное, чтобы его стандарты не искажали общую методологию, заложенную в документах финансового ведомства.

* * *

Как видим, рекомендаций со стороны чиновников и туристам, и турфирмам хватает. Но на практике туристы нередко готовы рискнуть – хотя и не ясно, ради чего. Турфирмам не стоит идти на поводу у «рисковых» клиентов, так как последующие судебные тяжбы могут обернуться серьезными убытками. Рано или поздно волнения в неспокойной стране закончатся – и туристов можно будет отправлять туда без опасений.

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1.
  2. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2013 № 162.
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Комментарии

2
  • Над. К

    Цитата:
    "Но на практике туристы нередко готовы рискнуть – хотя и не ясно, ради чего. " Совершенно понятно ради чего. Альтернативы нет.