Основные моменты гражданско-правовых отношений
В соответствии со ст.ст. 57, 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований данного Федерального закона и устава общества.
Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;
- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Налоговые последствия
Имущественные налоги
Такие налоги, как транспортный, земельный и налог на имущество не зависят от наличия либо отсутствия финансово-хозяйственной деятельности и являются своего рода постоянным обременением для собственников (или владельцев) определенной категории активов предприятия (в том числе находящегося в стадии ликвидации).
А) Так, плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если прекращение указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения этих прав (глава 31 НК РФ).
Б) Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (глава 28 НК РФ).
В) Плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, то есть движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
При этом следует учитывать определенные исключения. Например, не признаются объектом налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования, а также движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года (глава 30 НК РФ).
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ «…реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе…».
Согласно п/п 5 п. 3 ст. 39 НК РФ «…не признается реализацией товаров, работ или услуг … передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества … при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества … между его участниками…».
Возникает вопрос, как должна рассматриваться подобная передача – совершенной на возмездной или на безвозмездной основе? Налоговое законодательство (как его общая часть, так и специальная применительно к налогу на прибыль) прямого ответа на этот вопрос не содержит.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ «…институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом…».
С точки зрения гражданского права, по нашему мнению, в случае ликвидации организации и распределения ее имущества такая операция для получающей стороны не может рассматриваться в качестве безвозмездной, поскольку получатель одновременно теряет имущественное право, обусловленное его участием в уставном капитале ликвидируемой организации.
Разъяснения контролирующих органов по этому вопросу практически отсутствуют. В качестве примера можно привести Письмо Минфина России от 19 июня 2006 года № 03-03-04/1/525, в котором сказано следующее:
«…Статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен определенный порядок ликвидации юридических лиц, который не предусматривает каких-либо выплат кредиторам после погашения обязательств, отраженных в промежуточном ликвидационном балансе, и к моменту осуществления ликвидационных выплат участникам все обязательства ликвидируемого юридического лица перед бюджетом должны быть погашены.
Аналогичным образом в п. 3 ст. 44 Кодекса указано, что обязанность по уплате налогов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Кодекса, п. 3 которой предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сам по себе факт распределения имущества в пользу участников ликвидируемого юридического лица не является реализацией в целях налогообложения прибыли, и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций у ликвидируемой организации в этом случае не возникает…».
Таким образом, чиновники в этом письме дают в целом положительный ответ на поставленный вопрос, однако правовые основания подобной позиции они все-таки до конца не обосновывают. По нашему мнению, с точки зрения налогового права это возможно только в двух случаях: либо при безвозмездной передаче, либо если она осуществляется в пределах первоначального взноса в уставный капитал.
В дальнейшем, в Письме от 05.04.2011 N 03-03-06/1/212 представители Минфина уточнили, что доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли, не возникнет и в случае передачи имущества, рыночная стоимость которого превышает вклад участника (причем даже не первоначальный, внесенный в уставный капитал, а возникший в результате приобретения доли у третьего лица). Таким образом, исходя из официальной позиции, подобная операция всегда является безвозмездной.
Одновременно у ликвидируемого общества не возникает расхода в виде стоимости передаваемого имущества. Причем также независимо от того, осуществляется передача в пределах первоначального вклада участника или сверх его вклада. Это обусловлено тем, что такие расходы не направлены на получение дохода (пп. 3 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
По этому налогу ситуация, по нашему мнению, более однозначная. Никаких специальных норм глава 21 не содержит, за исключением той, согласно которой «…передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг)…»(п/п 1 п. 1 ст. 146). Таким образом, возмездность либо безвозмездность сделки уже непринципиальна.
Итак, передача обществом участнику имущества, стоимость которого не превышает сумму взноса этого участника в уставный капитал, реализацией данного имущества не признается и налогообложению НДС не подлежит (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 1, пп. 5 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ).
Соответственно, ликвидируемое ООО, передавая участнику имущество стоимостью, не превышающей сумму вклада участника, должно восстановить к уплате в бюджет сумму "входного" налога, ранее правомерно принятую к вычету по данному имуществу. НДС подлежит восстановлению в части, приходящейся на остаточную стоимость передаваемого имущества.
Сумма восстановленного НДС в общем случае учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 4 п. 2, абз. 1, 2, 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако применительно к рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, данный расход нельзя назвать направленным на получение дохода, о чем уже было упомянуто выше. Вместе с тем на основании разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что норма абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ может применяться и в случаях восстановления НДС при безвозмездной передаче имущества (Письмо от 19.08.2008 N 03-03-06/1/469, ответ консультанта отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Е.Н. Вихляевой от 20.06.2008).
Передача участнику имущества сверх суммы взноса этого участника в уставный капитал ООО признается реализацией данного имущества и, соответственно, подлежит налогообложению (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1, пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ). Налоговая база по НДС при такой передаче (не предусматривающей оплаты имущества со стороны участника) определяется обществом в порядке, установленном п. 2 ст. 154 НК РФ, т.е. исходя из превышения рыночной стоимости передаваемого имущества над суммой вклада участника (п. 2 ст. 154, пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ). На указанную сумму превышения организация должна начислить НДС и выставить участнику счет-фактуру (п. 1 ст. 168, п. 1 ст. 169 НК РФ).
Позиция контролирующих и судебных органов по этому вопросу нам не известна, однако в данном случае вполне можно руководствоваться разъяснениями, высказанными по аналогичной ситуации – выходу участника из общества, не связанному с ликвидацией предприятия как юридического лица (Письма Минфина России от 14.05.2012 N 03-07-11/144, от 17.04.2012 N 03-07-11/112, УМНС России по г. Москве от 10.02.2004 N 24-11/08018).
Отметим, что сумма превышения стоимости передаваемого участнику имущества над размером вклада участника облагается НДС только при передаче имущества, реализация которого подлежит налогообложению в соответствии с гл. 21 НК РФ. При передаче имущества, реализация которого в соответствии с гл. 21 НК РФ освобождена от налогообложения, НДС не начисляется.
Налог на доходы физических лиц
Главой 23 НК РФ не установлено специального порядка определения налоговой базы в отношении такого вида доходов, как выплаты, производимые физическому лицу в результате распределения имущества при ликвидации организации. Следовательно, необходимо руководствоваться общими принципами определения дохода, установленными частью первой НК РФ.
Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).
При передаче участнику имущества ликвидируемого общества указанная экономическая выгода представляет собой рыночную стоимость получаемого участником имущества в части ее превышения суммы внесенного вклада. Что касается суммы внесенного вклада, то она экономической выгодой не является, так как представляет собой возврат ранее переданных средств.
Соответственно, по нашему мнению, налоговая база по НДФЛ у участника, которому передаются активы ликвидируемого общества, должна определяться в размере рыночной стоимости полученного имущества за вычетом суммы внесенного им вклада (п. 1 ст. 211 НК РФ).
Аналогичную точку зрения в свое время высказали и налоговые органы в Письме ФНС России от 27.01.2010 N 3-5-04/70@.
Однако Минфин России по данному вопросу придерживается иного мнения, согласно которому доход в виде имущества, распределяемого при ликвидации общества, подлежит налогообложению НДФЛ в полном объеме, поскольку его уменьшение на сумму взноса участника гл. 23 НК РФ не предусмотрено. Финансовое ведомство отмечает, что абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусматривает возможность уменьшить полученные доходы на произведенные расходы только при продаже доли (части ее) в уставном капитале. Доходы, которые налогоплательщики получили при ликвидации организации, не являются доходами от продажи доли (ее части) в уставном капитале, поэтому сумма, выплаченная налогоплательщику в указанной ситуации, облагается НДФЛ в полном размере, по ставке 13% (см., например, Письма Минфина России от 08.11.2011 N 03-04-06/3-301, от 05.04.2011 N 03-11-06/2/45, от 09.10.2006 N 03-05-01-04/291, от 06.09.2010 N 03-04-06/2-204, от 06.09.2010 N 03-04-06/2-203, от 17.08.2010 N 03-04-05/2-463 и др.).
Позиция судебных органов по этому вопросу нам не известна, однако в данном случае вполне можно руководствоваться разъяснениями, высказанными по аналогичной ситуации – выходу участника из общества, не связанному с ликвидацией предприятия как юридического лица.
Официальная позиция не только Минфина, но и УФНС России по г. Москве соответствует вышеизложенной, а именно: абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусматривает возможность уменьшения полученных доходов на произведенные расходы только при продаже доли (ее части) в уставном капитале (см., например, Письма Минфина России от 21.06.2013 N 03-04-05/23404, от 15.06.2012 N 03-04-06/3-170, от 07.06.2012 N 03-04-06/3-157, от 09.08.2010 N 03-04-06/2-174, от 06.12.2012 N 03-04-05/4-1371; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 20-14/4/102611).
К сожалению, эта точка зрения нашла поддержку и в арбитражной практике.
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.04.2013 N Ф09-2009/13 по делу N А76-9864/12 суд указал, что правоотношения, возникающие между обществом и его участником в случае выхода последнего, не могут рассматриваться как правоотношения, вытекающие из договора купли-продажи доли в уставном капитале. Поскольку при выходе участника продажи доли в уставном капитале не происходит, доходы физического лица в виде действительной стоимости доли облагаются НДФЛ с удержанием налоговым агентом налога с полной суммы дохода. Возможность применения налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ, в данном случае не предусмотрена.
Определением ВАС РФ от 05.08.2013 N ВАС-9737/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что при выходе участников из общества выплаченная им действительная стоимость доли подлежит налогообложению НДФЛ на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода, заявитель, являясь налоговым агентом в отношении такого дохода, обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.
Аналогичная точка зрения высказана в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 21.02.2013 по делу N А53-13671/2012 и ФАС Уральского округа от 05.11.2011 N Ф09-7722/11 по делу N А50-4391/2011.
В случае невозможности удержания налога налоговый агент в соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
В этом случае налогоплательщики, в соответствии с пп. 4 п. 1 и п. 2 ст. 228 Кодекса, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Кодекса.
Начать дискуссию