Общество и физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, заключили договор простого товарищества, в соответствии с которым они обязуются соединить свои вклады и совместно действовать в сфере производства и реализации продукции в помещении кафе-пиццерии. Вкладом общества является здание кафе и бара, физического лица – денежные средства для приобретения оборудования для производства пиццы и автомобилей для развоза готовой продукции кафе-пиццерии. Соответствует ли данная сделка требованиям закона?
Договор простого товарищества (о совместной деятельности) является одним из видов гражданско-правовых договоров, к которому применяются положения гл. 55 ГК РФ (ст. 1041 – 1054). Согласно п. 1 ст. 1041 ГК РФ по данному договору двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели, не противоречащей закону. Под извлечением прибыли в этом случае следует понимать совместное осуществление предпринимательской деятельности, что подтвердил Президиум ВАС в Постановлении от 17.02.2009 № 13356/08.
Под предпринимательской на основании п. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Как известно, государственной регистрации подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Таким образом, предпринимательской деятельностью могут заниматься только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Более того, в отношении договора простого товарищества данное ограничение еще строже: если такой договор заключается для осуществления предпринимательской деятельности, его сторонами могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Делаем вывод: договор простого товарищества, заключенный между обществом и физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не соответствует требованиям закона. Выясним, влечет ли данное обстоятельство недействительность сделки.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой (за исключением ситуации, когда она посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, что является основанием для признания сделки ничтожной). В то же время из закона может следовать необходимость применения других последствий нарушения, не связанных с недействительностью сделки.
В отношении сделок, совершенных до дня вступления в силу Федерального закона № 100-ФЗ (до 01.09.2013), применяются старые нормы ГК РФ. В соответствии с прежней редакцией ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, являлась ничтожной, если законом не было установлено, что она оспорима, или не предусмотрено иных последствий нарушения.
Следовательно, если договор простого товарищества между обществом и физическим лицом заключен до 01.09.2013, данная сделка является ничтожной в силу закона. Если же договор заключен после указанной даты, одна из сторон сделки или иное лицо, поименованное в законе, может предъявить требование о признании этой оспоримой сделки недействительной.
Общество (применяет УСНО) и индивидуальный предприниматель (находится на обычной системе налогообложения) заключили договор простого товарищества, согласно которому стороны соединили свои вклады для совместного оказания услуг в кафе (клубе) в целях извлечения прибыли. Ведение общих дел возложено на общество. Возникают ли в этом случае в рамках исполнения договора простого товарищества обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС?
Особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в рамках договора простого товарищества регулируются ст. 174.1 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи предусмотрено: при совершении в соответствии с указанным договором операций, облагаемых НДС, у участника товарищества, на которого возложено ведение общего учета таких операций, также возникают обязанности плательщика НДС. При этом исключений для отдельных участников, например, применяющих УСНО, в отношении исполнения данной обязанности Налоговым кодексом не установлено. Наоборот, в п. 2 ст. 346.11 НК РФ сделана оговорка, что организации, находящиеся на УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением:
- НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Таким образом, общество, которое ведет общие дела товарищества, должно исполнять обязанности плательщика НДС по налогооблагаемым операциям, совершаемым в рамках исполнения договора о совместной деятельности, несмотря на то, что само по себе оно не является плательщиком НДС по причине применения УСНО. Подтверждение этому можно найти и у финансистов (см. Письмо от 07.02.2011 № 03-11-06/3/16), и у судей (Постановление ФАС СЗО от 31.05.2012 по делу № А52-1840/2011).
Может ли одна из сторон договора простого товарищества, заключенного с целью осуществления совместной деятельности по предоставлению услуг общепита населению в кафе, в качестве вклада внести лицензию на розничную продажу алкогольной продукции?
Сгласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе розничная продажа алкогольной продукции) подлежат лицензированию. Здесь же приведены исключения из общего правила. В частности, лицензия не нужна при производстве и обороте этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с п. 10 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ. (В то же время полномочия на лицензирование могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления.) Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
В пункте 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также на передачу лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
При заключении договора простого товарищества стороны соединяют свои вклады и совместно действуют без образования юридического лица. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело. Это могут быть деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (п. 1 ст. 1042 ГК РФ).
Исходя из того, что при объединении в простое товарищество новое юридическое лицо не возникает, соединение вкладов не означает, что участник передает что-либо другому лицу. Эту особенность договора о совместной деятельности подметили и судьи: у товарищей имеется обязанность соединить вклады и совместно действовать, но отсутствуют обязательства по передаче чего-либо одним товарищем другому в собственность либо выполнение работ (оказание услуг) одного товарища для другого (Постановление ФАС ВСО от 17.10.2012 по делу № А10-5327/2011). Следовательно, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции может выступить в качестве вклада в простое товарищество.
В свое время с этим согласились и судьи ФАС ПО (см. Постановление от 08.02.2010 по делу № А12-12631/2009). Природа договора простого товарищества предполагает возможность внесения товарищем в общее дело таких объектов, как знания, навыки, умения, деловая репутация, деловые связи, которые могут принадлежать и использоваться хотя и в целях совместной деятельности, но только внесшим их в качестве вклада конкретным участником простого товарищества. В связи с этим довод истца о том, что лицензия, выданная конкретному лицу, не может быть внесена им в качестве вклада товарища в общее дело, противоречит положениям ст. 1042 ГК РФ.
Значит, розничной продажей алкогольной продукции в рамках исполнения договора простого товарищества должен заниматься непосредственно участник, являющийся владельцем лицензии. При этом нужно не забывать об особых требованиях, предъявляемых к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. Так, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м (при торговле в городских поселениях) и не менее 25 кв. м (при торговле в сельских поселениях), а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ). Требование законодательства о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 (25) кв. м относится к каждому из объектов, где предполагается осуществление розничной продажи алкогольной продукции (Постановление ФАС МО от 28.10.2013 по делу № А40-161158/12-153-1663).
- Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Начать дискуссию