1 января этого года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, квоты для людей с ограниченными возможностями будут распространяться лишь на те виды работ, которые не признаны вредными. Правда, пока непонятно, кому больше выгодны эти изменения: соискателям, имеющим проблемы со здоровьем, или работодателям.
Работа не для вредных
В конце декабря 2013 года Государственная дума РФ утвердила большой пакет изменений в отдельные законодательные акты, в числе которых оказался и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ). В частности, в ст. 21 был добавлен новый пункт:
«При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда».
Так, с 1 января этого года квоты для людей с ограниченными возможностями будут распространяться лишь на те виды работ, которые не признаны вредными. Допустим, есть предприятие, в котором имеется 1000 рабочих мест, причем условия труда на 200 из них признаны вредными или опасными. В данном регионе установлена максимальная квота для людей с проблемами со здоровьем — на крупных предприятиях их должно быть не меньше 4%. До вступления нового закона в силу предприятие было обязано взять на работу не менее 4% людей с ограниченными возможностями от всей численности штата, то есть 40 человек. Однако с 1 января эти же самые 4% будут рассчитываться не из тысячи человек, а из 800, чей труд был признан безопасным и безвредным. В результате мы имеем уже меньшую цифру — 32 человека.
Получается, что последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» идут на руку работодателям, но не упрощают процесс трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
Артур Аглинскас, генеральный директор компании «СТС Групп»: «Данные изменения несущественно повлияют на занятость людей с ограниченными возможностями. В организациях с вредными и опасными условиями труда квота уменьшится, соответственно, сократится число свободных рабочих мест для этой категории соискателей. Если же в организации абсолютно все рабочие места сопряжены с вредными или опасными условиями труда, то квоты не устанавливаются, и кандидаты с ограниченными возможностями вообще не смогут туда трудоустроиться. Да и вряд ли они пойдут работать на такие предприятия. Как правило, люди с ограниченными возможностями выбирают более спокойные и безопасные рабочие места, даже если речь идет об инвалидах III группы».
Что хочу, то ворочу
За последние полгода внимание властей к людям с ограниченными возможностями значительно усилилось. Напомним, что прошлым летом законодатели уже вносили поправки в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и в результате трудоустраивать социально незащищенные слои населения обязали малый бизнес. Так, для предприятий с численностью от 35 до 100 человек была установлена квота в размере не выше 3% от среднесписочной численности работников.
Кроме того, были увеличены штрафы за несоблюдение квот на предприятиях: со смешных 3 тыс. рублей до чуть менее смешных 5-10 тыс. рублей.
Однако законодательная палка всегда имеет два конца. В данном случае один конец — это усиление мер по соблюдению квот для работников с ограниченными возможностями, а другой — гибкость самого законодательства. Дело в том, что данный закон определяет лишь рамки квот — от 2 до 4%, однако конкретные условия трудоустройства людей с ограниченными возможностями каждый регион России устанавливает самостоятельно. Например, московские работодатели при наборе персонала руководствуются законом г. Москвы № 90 от 22.12.2004 и по-прежнему имеют квоту 2/2: 2% рабочих мест выделяется людям с ограниченными возможностями, 2% — молодым специалистам. Кроме того, малый бизнес столицы (компании от 35 до 100 человек) также избавлен от квот, ведь в ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» четко сказано, что квота для таких компаний может устанавливаться. А может и не устанавливаться.
Аналогичная ситуация происходит и сейчас: большинство московских и региональных работодателей с 1 января 2014 года не почувствовали перемен, ведь локальные нормативные документы не претерпели никаких изменений.
Неизменность обстоятельств
Возможно, именно по причине большой вариативности в российском законодательстве возникла странная ситуация: изменения в законе есть, а изменений в ситуации — нет. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями по-прежнему является сложным и спорным вопросом, причем как для кандидатов, так и для компаний.
Артур Аглинскас: «Несмотря на то что государство установило квоты для приема инвалидов на работу, работодатели неохотно трудоустраивают их. Люди с ограниченными возможностями нуждаются в особых условиях труда, указанных в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), требуют от организаций дополнительных материальных и нематериальных затрат. Например, для инвалидов по зрению необходимо особое освещение, для инвалидов с сердечными заболеваниями — специальный температурный режим в помещении. Кроме того, из-за сокращенного рабочего графика, который полагается инвалидам I и II групп, производительность труда снижается».
Помимо этого, работодатели называют и другую причину, из-за которой компаниям зачастую сложно трудоустроить кандидата с ограниченными возможностями.
Ольга Калинина, руководитель отдела по работе с персоналом группы компаний «РДВ-медиа»: «Безусловно, наша компания соблюдает установленные квоты, но дается это не всегда легко. Конечно, есть требования закона, но есть и потребности бизнеса: каждый сотрудник должен обладать нужными компетенциями. В месяц мы проводим около сотни собеседований, но при этом даже среди кандидатов, которые не испытывают проблем со здоровьем, сложно найти подходящего специалиста. Конечно, можно обратиться с запросами в общества инвалидов, но даже в этом случае вероятность подобрать специалиста, удовлетворяющего требованиям компании, очень мала. На мой взгляд, в вопросе трудоустройства людей с ограниченными возможностями очень многое зависит от политики компании, от того, как руководство относится к этой проблеме и какие шаги оно готово сделать для ее решения. Если есть твердая позиция и стремление следовать букве закона, то соблюдение квот не станет для работодателя чем-то невыполнимым».
Позабытые пряники
К сожалению, отечественное законодательство в последнее время идет по известной проторенной дорожке: в сторону запретов, санкций и ужесточений, совсем позабыв о том, что поощрение всегда является лучшим мотиватором, нежели боязнь наказания. Да и о каком наказании идет речь: что такое для крупной компании с многомиллионным оборотом штраф в 5 или 10 тыс. рублей? Неудивительно, что некоторые работодатели предпочитают выплачивать из месяца в месяц мизерные денежные штрафы, но не тратить время и силы на создание рабочих мест для людей с инвалидностью.
Возможно, ситуация была бы несколько лучше, если вместо несерьезного наказания государство предложило бы работодателю определенные бонусы. Например, снижение налогового бремени для предприятий, активно нанимащих людей с ограниченными возможностями. Причем чем выше процент таких работников, тем меньше налогов компания будет платить государству. Реальная экономия денежных средств, возможно, придаст сил и уверенности компании, появится смысл активнее нанимать на работу инвалидов.
Сегодня ситуация складывается так, что забота о незащищенных категориях граждан происходит пока что на бумаге: от закона к закону положение людей с ограниченными возможностями не меняется, им, как и прежде, очень сложно найти работу. В заключение Артур Аглинскас предлагает освежить в голове суммы, которые российское государство выделяет в качестве помощи людям с проблемами со здоровьем: ежемесячные денежные выплаты инвалидам I группы составляют 2 162 рублей, II группы — 1 544 рублей, III группы — 1 236 рублей.
Начать дискуссию