Россия продолжает стремительно двигаться в соответствии со своим намеченным планом деофшоризации экономики и стоит на пороге принятия решения о ратификации Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Далее - Конвенция), подписанной в 2011 году, о чем Минфином и МИДом внесен законопроект в Правительство РФ. В прошлый раз мы писали о введении в части офшорных юрисдикций серьезных санкций за непредоставление информации по запросам в рамках этой Конвенции, а сегодня разберемся, к каким последствиям для российского бизнеса приведет ее ратификация.
Ратификация Конвенции Российской Федерацией обусловлена ее желанием получить возможность направлять запросы и собирать налоги с контролируемых из России офшорных и иных иностранных компаний. После ратификации Конвенции перед нашей страной открываются большие возможности в области взимания налогов еще и потому, что данную Конвенцию также подписали следующие низконалоговые юрисдикции: Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановые острова, и страны, «традиционно» используемые для построения холдинговых структур: Сингапур, Нидерланды, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Швейцария.
Чтобы понять, чем грозит ратификация указанной Конвенции лицам, владеющим офшорными компаниями, рассмотрим ее самые значимые положения.
Прежде всего, по Конвенции российские налоговые органы смогут получать от иностранных налоговых органов любые сведения, необходимые для взыскания налогов на территории РФ, а также информацию об уплате налогов подконтрольными нашим бизнесменам иностранными компаниями за пределами России тремя способами:
- на основании запроса в иностранные налоговые органы;
- с помощью автоматического обмена сведениями;
- путем спонтанного обмена информацией.
Казалось бы, возможность обмена информацией между налоговыми органами РФ и иностранных государств существует и сейчас на основании ст. 26 «Обмен информации» большинства подписанных Россией Соглашений об избежании двойного налогообложения, которая, как правило, распространяется на все налоги. Согласно указанной статье иностранные налоговые органы не могут отказать в предоставлении информации, находящиеся в распоряжении банка, другой финансовой организации, номинального держателя, агента или доверительного управляющего либо содержащей сведения об учредителях лица. Однако, в жизни такая процедура для налоговиков весьма сложная и длительная. А в тех случаях, когда необходимо получить защищенную информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную тайну, она усложняется еще и тем, что по внутреннему законодательству иностранных государств по такому запросу суды иностранных государств сначала должны принять решение о возможности раскрытия информации российским налоговым органам. В результате чего, существующий порядок обмена налоговой информацией по сути не работает.
В конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам напротив ее участникам запрещено отказывать в предоставлении информации лишь на основании того, что она составляет банковскую, профессиональную или иную тайну. В связи с этим замглавы Минфина Сергей Шаталов заявлял, что после ратификации данной Конвенции ОЭСР «офшоры будут предоставлять нам необходимую информацию, в том числе и об операциях, структурах и счетах, которые находятся под их юрисдикцией». При этом налоговым органам теперь не нужно будет сначала обращаться в Минюст РФ, чтобы тот в свою очередь обратился к Минюсту иностранного государства за предоставлением информации, и ждать долгое время, пока иностранный суд вынесет решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении полученного запроса об обмене защищенной информацией, поскольку между налоговыми органами станет возможным автоматический обмен информацией (Ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам).
Принципиально новым способом получения информации налоговыми органами является также спонтанный обмен информацией (ст. 7 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам). Такой обмен представляет из себя направление иностранным налоговым органом российскому налоговому органу без предварительного запроса известные ей сведения в следующих случаях:
- российская компания платит налог по сниженной ставке или освобождается от уплаты налога в РФ, при этом налог уплачивается взаимозависимой или контролируемой иностранной компанией в другой стране.
- деловые операции между российской компанией и иностранной компанией осуществляются через одну или несколько стран таким образом, что намеренно уменьшаются налоговые платежи в России.
- получение экономии за счет уменьшения налоговых платежей в результате искусственных перечислений прибылей внутри международных групп компаний.
Иными словами, иностранный налоговый орган по доброй воле может сообщить о своих подозрениях, что единственной целью построения взаимоотношений между российской и иностранной компаниями является получение возможности воспользоваться льготами, предоставляемыми Соглашениями об избежании двойного налогообложения. Так, иностранный налоговый орган может поделиться информацией о том, что транзитная (лицевая) иностранная компания получает от российских лиц платежи и практически полностью перечисляет их в офшорную компанию, как к примеру, при выплате российской компанией дивидендов, процентов, роялти офшорным компаниям через посредника - другую иностранную компанию. Российский налоговый орган может также предоставлять иностранному налоговому органу информацию о том, что иностранные компании не уплачивают налоги в России.
Однако, не стоит такие положения Конвенции воспринимать буквально. Трудно представить такую ситуацию, при которой иностранные налоговые органы сразу начнут сообщать подобную информацию российским налоговикам. Ведь случаи, когда те или иные доходы не облагаются на территории ни одной страны, относятся скорее к фантастическим, поэтому непонятно, зачем иностранные налоговые органы будут самостоятельно уменьшать налоги «своих» компаний, пусть даже и посредников в совершаемых операциях, на своей территории в пользу России.
Кроме того, следует отметить, что в январе 2014 г. Минфин РФ опубликовал проект плана деофшоризации российской экономики. В соответствии с данным планом к июню 2014 г. в НК РФ хотят ввести определения следующих понятий: «налоговое резидентство организаций» по месту эффективного управления (по аналогии со многими странами Европы), «фактический собственник бизнеса» и «контролируемые иностранные компании», а также порядок налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых россиянами компаний. Непосредственно сам законопроект об иностранных контролируемых компаниях касается только иностранных компаний, зарегистрированных в офшорах, которые включены в «черный список» Минфина РФ(1). Такое нововведение в сочетании с новым порядком обмена информацией может стать эффективной мерой, т.к. обяжет российские компании уплачивать налог на прибыль по ставке 20 % с доходов, перечисляемых через контролируемую иностранную компанию-посредника офшорной компании, имеющей российского выгодоприобретателя (бенефициара).
Пока остается неясным и механизм взыскания таких налогов, ведь у иностранных компаний могут отсутствовать счета в российских банках, имущество в России, т.е. те источники, до которых может дотянуться российский налоговый орган.
Ратификация Конвенции ОЭСР в этой части даст налоговым органам возможность:
- присутствовать представителям российской налоговой администрации при проведении налоговых проверок в иностранных государствах (ст. 9 Конвенции);
- направлять запросы в иностранные налоговые органы о помощи по взысканию задолженности по уплате налогов в пользу российского государства и принятии ими мер аналогичных мерам по взысканию задолженности по собственным налогам (п. 1 ст. 11 Конвенции);
- направлять просьбы иностранным налоговым органам о принятии последними защитных мер, в том числе наложения ареста на имущество, для обеспечения взыскания определенной суммы налога даже в том случае, если требование оспаривается или еще не является предметом документа, разрешающего принудительное взыскание.
В отношении участия представителей российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом Минфином России совместно с ФНС России уже разработан проект Типового соглашения об обмене налоговой информацией, содержащий статью «Налоговые проверки за границей», положения которой, однако, в настоящий момент не соответствуют положениям НК РФ (Пояснительная записка к проекту ФЗ «О внесении изменений в ст. 87 ч. первой НК РФ»).
После ратификации указанной Конвенции у российских налоговых органов появится больше возможностей получить информацию о хозяйственных договорах, банковских операциях иностранных организаций, зарегистрированных в государствах, входящих в ОЭСР. Это может помочь подтвердить или опровергнуть предположения о подконтрольности данных иностранных организаций российским резидентам, оценить их взаимоотношения с позиции деловой цели и обоснованности учета соответствующих затрат при российском налогообложении. Если продолжить сценарий далее, налоговый орган может пойти следующими путями:
- отказать в признании соответствующих затрат и доначислить налоги российским компаниям, которые сотрудничали с иностранными компаниями без деловой цели;
- доначислить налоги российскому бенефициару на доходы, полученные за пределами России;
- обязать уплачивать налоги российскую компанию, которая как налоговый агент не удержала налоги при выплате доходов иностранной компании, на которую неправомерно распространены положения двустороннего договора об избежании двойного налогообложения.
Напомним, что в соответствии с концепцией «фактического права на доход» преимущества соглашений об избежании двойного налогообложения распространяются только на конечных получателей дохода, а не их посредников в виде промежуточных и офшорных компаний (см. рассылки: «Начало разговора о фактическом получателе доходов в практике международного налогового планирования» от 29.01.2013 г., «О фактическом получателе доходов в практике международного налогового планирования (Урок № 2)» от 12.03.2013 г.)
В заключение отмечаем, что России была выдана дорожная карта, при прохождении которой она сможет вступить в ОЭСР. Очевидно, что планомерно правила международного налогообложения становятся более прозрачными. Возможно, что в перспективе через 5-7 лет это приведет к принятию единой конвенции об избежании двойного налогообложения, которая заменит за собой отдельные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.
Начать дискуссию