Налоговые споры

Обзор судебной практики по налоговым спорам за январь 2014 года

С 2014 года вступили в действие ряд поправок, внесенных в первую часть Налогового кодекса. Например, сейчас исчисление суммы налогов производится в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 копеек - отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. При проведении камеральных налоговых проверок, у налоговых органов появились новые основания требовать у налогоплательщиков пояснений и документов.
Обзор судебной практики по налоговым спорам за январь 2014 года
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

С 2014 года вступили в действие ряд поправок, внесенных в первую часть Налогового кодекса. Например, сейчас исчисление суммы налогов производится в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 копеек - отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. При проведении камеральных налоговых проверок, у налоговых органов появились новые основания требовать у налогоплательщиков пояснений и документов. Кроме того, теперь при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-юрлица и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам иных лиц, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Иск о возврате переплаченного налога может быть предъявлен в течение трех лет

ФАС Волго-Вятского округа пояснил, что в НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов, которое в то же самое время ограничено законными временными рамками. В Постановлении № А79-13831/2012 от 31.01.2014 суд отметил, что зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте. Суды установили и материалами дела подтверждается, что спорная сумма налога, истребуемая к возврату, возникла в результате излишнего отражения обществом в налоговой декларации за 4 квартал 2006 года в составе налоговой базы предварительной оплаты.

О внесении изменений в налоговую декларацию за 4 квартал 2006 года общество в инспекцию не обращалось. Доказательств наличия объективных препятствий для корректировки налоговых обязательств за указанный период в пределах трехлетнего срока общество не представило. С заявлением о возврате спорной суммы налога общество обратилось в инспекцию за пределами срока, установленного для обращения с заявлением о возврате спорной суммы налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции. Довод заявителя жалобы о необходимости применения трехгодичного срока с момента, когда он узнал или должен был узнать об имеющейся переплате налога, подлежит отклонению, поскольку обществом заявлено требование о признании недействительным решения инспекции. С самостоятельным иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога общество в рамках настоящего дела не обращалось.

При переходе на спецрежим НДС восстанавливается в отношении имущества, подлежащего реализации

На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Волго-Вятского округа, признав несостоятельным довод об обратном. В Постановлении № А11-9700/2012 от 27.01.2014 суд отметил, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в законе. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в законе. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы. Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Таким образом, при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению в отношении того имущества, которое реализуется налогоплательщиком либо предназначено для реализации.

В случае получения бюджетной субсидии НДС подлежит восстановлению

ФАС Поволжского округа признал, что поскольку субсидии предоставлены обществу без учета налога, суды верно указали, что по смыслу и содержанию подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ ранее принятая к вычету сумма НДС в рассматриваемом случае восстановлению не подлежит, а повторного возмещения НДС из бюджета не происходит. В Постановлении № А65-10001/2013 от 30.01.2014 ФАС разъяснил, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. Указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным на территории РФ, подлежат вычету на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров при наличии первичных документов.

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения в соответствии с законодательством субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров, с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. Данные изменения вступили в силу с 01 октября 2011 года.

До этого времени в ранее действовавшей редакции восстановление сумм налога на добавленную стоимость в вышеуказанном случае не предусматривалось. Из анализа вышеназванной нормы следует, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению налогоплательщиком только в случае получения последним в соответствии с законодательством субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. В рассматриваемом случае у общества не имелось оснований для восстановления сумм НДС по субсидиям, полученным из федерального бюджета.

Расходы налогоплательщика всегда предполагаются обоснованными

ФАС Волго-Вятского округа пояснил, что законодательство о налогах и сборах исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики, в связи с чем предполагается, что действия налогоплательщика экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. В Постановлении № А11-7790/2012 от 30.01.2014 ФАС указал, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны. При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора.

О необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды. При этом оценка экономической целесообразности понесенных налогоплательщиком расходов и заключаемых договоров не входит в компетенцию налогового органа. Законодательство не содержит положений, позволяющих Инспекции оценивать произведенные расходы с позиции их экономической эффективности, целесообразности или рациональности.

Расходы на субподрядные работы относятся к косвенным

К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа, признав несостоятельным довод инспекции о неправомерном отнесении расходов по субподрядным организациям в состав косвенных. В рамках строительства указанных объектов заявитель поручил выполнение отдельных видов работ субподрядчикам. Затраты на оплату субподрядных работ, выполненных этими субподрядчиками, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик отнес к косвенным расходам. По мнению налогового органа, данные затраты необходимо относить к прямым расходам и принимать их по мере реализации выполненных работ заказчиком. В Постановлении № А65-6968/2013 от 21.01.2014 ФАС разъяснил, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Таким образом, одним из критериев отнесения расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) к прямым, является прямое указание на то в учетной политике налогоплательщика.

Расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, могут относиться к косвенным расходам, поскольку изъяты в статье 318 Налогового кодекса из перечня прямых расходов. Расходы на субподрядные работы предусмотрены подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, возможность включения данных расходов в состав прямых расходов не предусмотрена НК РФ, поэтому они относятся к косвенным расходам. Датой осуществления материальных расходов в виде услуг (работ) производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ). Таким образом, ни в статье 318 Налогового кодекса ни в главе 25 Налогового кодекса не содержится какое-либо указание или рекомендация принимать для целей налогообложения затраты на выполненные субподрядчиками работы именно как прямые расходы. Более того, как видно из статьи 318 Налогового кодекса затраты на выполненные субподрядчиками работы не входят в рекомендуемый список прямых расходов, приведенный в указанной статье.

Система налогового учета организуется налогоплательщиками самостоятельно

На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Уральского округа, подтвердив, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. В Постановлении № Ф09-14168/13 от 23.01.2013 ФАС разъяснил, что налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Принудительное взыскание страховых взносов осуществляется последовательно

Об этом заявил ФАС Поволжского округа, признав, что поскольку фондом не принималось решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах предпринимателя в банках, взносы не могут взыскиваться за счет иного имущества плательщика. В Постановлении № А65-21917/2012 от 21.01.2014 суд пояснил, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном законом. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика.

Орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов. эти положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов. Следовательно, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов. то есть, процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов которой является обязательное вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки. Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания.

В требовании об уплате налога должны указываться исчерпывающие данные о недоимке, на которую начисляются пени

На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Центрального округа, признав, что поскольку в требовании не было указано основание его выставления, отсутствует дата, с которой осуществляется начисление пени, указание за какой период и по каким основаниям предлагается учреждению уплатить спорную сумму пени, требование является незаконным. В Постановлении № А08-2263/2013 от 24.01.2014 суд отметил, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Положения указанных статей применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды правильно указали, что в оспариваемом требовании об уплате налога показатели действительной недоимки, на которую начислены пени, сроки уплаты налогов, на которые начислены пени, а также расчет пеней с указанием даты, с которой они начинают рассчитываться, отсутствуют, что лишает налогоплательщика возможности определить, за какой период у него образовалась недоимка и проверить правильность расчета пени.

В получении налогового вычета по НДС не может быть отказано исключительно по формальным причинам

ФАС Восточно-Сибирского округа пояснил, что при фактическом осуществлении операций налогоплательщик в любом случае имеет право на получение налоговой выгоды. В Постановлении № А78-1414/2013 от 30.01.2014ФАС указал, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость могут быть применены, а затраты могут быть учтены налогоплательщиком при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций только при осуществлении реальных хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством.

Суд установил, что сделки со спорными контрагентами фактически имели место, приобретенный товар принят обществом на учет и в дальнейшем реализован, услуги по заключенным договорам комиссии оказаны, оплата по договорам со спорными контрагентами произведена обществом в полном размере и соответствующие операции оформлены документально надлежащим образом. При указанных обстоятельствах и непредставлении инспекцией доказательств, безусловно и достоверно свидетельствующих о нереальности хозяйственных операций общества с контрагентами, в том числе опровергающих факты реальной поставки товара, оказания услуг в рамках договоров комиссии, а также доказательств в подтверждение согласованности действий участников спорных правоотношений или иных фактов, свидетельствующих о направленности их действий на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, ФАС считает законными и обоснованными выводы апелляционного суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества. Следовательно, плательщик вправе рассчитывать на налоговый вычет.

Плательщик, обращающийся за возвратом переплаты, должен доказать, когда он узнал о факте излишней уплаты налога

ФАС Центрального округа пояснил, что лицо, обращающееся за возвратом налога из бюджета, должно доказать, когда оно узнало либо должен было узнать о наличии факта излишней уплаты налога, влекущего обязанность налогового органа произвести возврат налога. В Постановлении № А64-1014/2013 от 29.01.2014 ФАС указал, что условиями возврата налога являются: излишняя уплата налога; отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида; соблюдение трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен зачет или возврат налога, исчисляемого с момента уплаты налога. При этом статья 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, допустившего ошибку в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив. Названная норма позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога. В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Налогоплательщик должен избегать выбора недобросовестных контрагентов

ФАС Дальневосточного округа подтвердил обоснованность довода о том, что неосмотрительность общества подтверждается выбором обществом контрагентов, не исполняющих своих налоговых обязанностей. В Постановлении № Ф03-6728/2013 от 29.01.2014 ФАС отметил, что в применении налоговых вычетов по НДС может быть отказано при условии, если инспекцией будет доказано, что общество при заключении и исполнении сделок действовало без должной осмотрительности, исходя из обстоятельств совершения и исполнения сделок, знало или должно было знать о нарушениях, допущенных контрагентами. В обоснование решения инспекция указала на налоговую недобросовестность общества: несовершение спорных хозяйственных операций названными контрагентами и проявленную обществом неосмотрительность при выборе контрагентов.

При этом инспекция исходила из того, что указанные контрагенты по месту государственной регистрации не находятся; налоговую отчетность не представляют либо представляют с нулевыми показателями; полученные доходы не декларируют; трудовых и материальных ресурсов не имеют; представленные в подтверждение совершения хозяйственных операций документы недостоверны, поскольку подписаны неизвестными лицами; расходы, подтверждающие осуществление хозяйственной деятельности, отсутствуют; полученная выручка за поставленные товары, оказанные услуги обналичивалась. Неосмотрительность общества, по мнению инспекции, подтверждена выбором обществом контрагентов, не исполняющих своих налоговых обязанностей. Между тем судами в указанные обстоятельства не исследованы и не дана оценка представленным инспекцией доказательствам о проявленной обществом неосмотрительности, не приведены мотивы, по которым данные доказательства были отвергнуты. При таких обстоятельствах обществу может быть отказано в получении налоговой выгоды.

Непредставление деклараций по НДС само по себе не влечет невозможность применения налоговых вычетов

Об этом заявил ФАС Центрального округа, пояснив, что налоговая обязанность предпринимателя по уплате налога на добавленную стоимость в спорный период должна была быть определена налоговым органом с учетом права предпринимателя на налоговые вычеты. В Постановлении № А64-11264/2011 от 09.01.2014 суд указал, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с положениями ст. 146 НК РФ. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном гл. 21 НК РФ. В ходе выездной налоговой проверки предприниматель представлял налоговому органу счета-фактуры, в которых НДС был выделен отдельной строкой, счета-фактуры были оплачены, а указанные в них товары приняты предпринимателем к учету и в дальнейшем реализованы. Суд обоснованно доводы налогового органа о невозможности применения предпринимателем налоговых вычетов по данным счетам-фактурам в связи с непредставлением предпринимателей деклараций по НДС. Так, факт непредставления налоговых деклараций предприниматель обосновал своей позицией о правомерности применения им к спорной деятельности системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД. Представление предпринимателем данных деклараций фактически означало бы признанием им правомерности выводов налогового органа. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно указал, что поскольку расчет НДС был произведен налоговым органом в силу переквалификации деятельности Предпринимателя, его действительная обязанность по уплате НДС должна быть определена с учетом размера налоговых вычетов по счетам-фактурам.

При несвоевременном возврате налога проценты за пользование чужыми денежными средствами не начисляются

ФАС Поволжского округа пояснил, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. В Постановлении № А55-6474/2013 от 27.01.2014 ФАС указал, что обязанность налогового органа по выплате обществу из бюджета процентов за несвоевременный возврат налогов по статье 79 НК РФ возникла из налоговых (административных), публичных правоотношений, а не гражданско-правовых. Законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ ни при несвоевременном возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов, ни при несвоевременном возврате налоговым органом начисленных на основании статей 78, 79 НК РФ процентов за несвоевременный возврат налогов. При этом судами отмечено, что налоговым законодательством предусмотрена ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

При удовлетворении требований юридических и физических лиц о возврате из соответствующего бюджета сумм, необоснованно взысканных с этих лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми и другими государственными органами, нормы статьи 395 Гражданского кодекса РФ, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства, применению не подлежат. В названных случаях гражданами и юридическими лицами на основании статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных, в том числе необоснованным взиманием экономических (финансовых) санкций. Положения статьи 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

В справке о состоянии расчетов по налогам и сборам не могут отражаться недостоверные данные

Об этом заявил ФАС Дальневосточного округа, признав незаконным увеличение задолженности налогоплательщика, отраженной налоговым органом в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. В Постановлении № Ф03-6883/2013 от 28.01.2013 ФАС отметил, что довод кассационной жалобы о том, что предпринимателем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности несостоятелен и подлежит отклонению в силу следующего. Налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, налоговых санкций утверждена приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Информация, содержащаяся в справке должна быть объективной, что не имеет место быть в спорных правоотношениях.

 

Налоговым органом не учтено, что требование о представлении налогоплательщику справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа как условие реализации прав налогоплательщика предусмотрено различными нормативными правовыми актами. Поэтому отражение инспекцией в справке недостоверных и необъективных сведений о налоговых обязательствах лица будет являться основанием для отказа налогоплательщику в реализации его прав и законных интересов, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что наличие в справке сведений о задолженности, с учетом принципа добросовестности налогоплательщика, служит основанием для добровольной уплаты предпринимателем указанной в справке суммы, а также является основанием для начисления пени на несуществующую задолженность и принятия инспекцией мер по принудительному взысканию.

Начать дискуссию