ФНС России направила для сведения и использования в работе разъяснения Минфина по вопросу учета для целей налогообложения прибыли сумм штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Так, документом, свидетельствующим о признании должником своей обязанности по уплате кредитору санкций, по возмещению убытков (ущерба), может быть двусторонний акт (соглашение о расторжении договора, акт сверки и т. п.), письмо должника или любой иной документ. Самостоятельным основанием, свидетельствующим о признании должником санкций, является полная или частичная фактическая уплата им кредитору соответствующих сумм. В этом случае кредитор включает состав внереализационных доходов фактически полученные от должника суммы штрафов (пеней, неустоек) в день их получения.
Несвоевременное получение плательщиком решения о приостановлении операций по счетам само по себе не нарушает его права
К такому выводу пришел ФАС Центрального округа, признав, что получение предприятием копии решения о приостановлении операций по счетам в срок позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, при отсутствии других нарушений, не может являться достаточным основанием для признания недействительным принятого в установленном порядке решения. В Постановлении № А09-5043/2013 от 21.02.2014 ФАС отметил, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Исследуя довод предприятия о том, что несвоевременное получение им решений о приостановлении расходных операций по счетам, принятых Инспекцией, нарушило его права на защиту своих интересов, суды обоснованно указали, что налоговые декларации представлены налогоплательщиком самостоятельно, налог своевременно не уплачен, последствия неисполнения обязанности по своевременной оплате сумм налогов также были ему известны.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика само по себе не причиняет ему ущерба
ФАС Центрального округа отклонил довод о том, что общество понесло убытки, так как в результате приостановления операций по его счетам, оно не смогло рассчитывать на получение 1,41% годовых, в случае размещения в том же банке эквивалентной денежной суммы в долларах на другом депозите. В Постановлении № А64-2190/2013 от 27.02.2014 ФАС указал, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.
Необходимость таких расходов и их предполагаемой размер должны быть документально подтверждены. Сумма убытков в виде упущенной выгоды должна определяться обычными условиями гражданского оборота, а также принятыми мерами для ее получения. Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности. Общество не представило ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций доказательств принятия необходимых мер и соответствующих приготовлений для извлечения доходов, а также доказательств обращения в банк для открытия депозита. Поэтому суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии доказательств, определяющих размер убытков в результате незаконных действий налогового органа.
Исчисление налогов расчетным путем не должно ущемлять права налогоплательщика
На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Дальневосточного округа, пояснив, что налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему, расчетным путем исключительно с учетом интересов налогоплательщика. В Постановлении № Ф03-168/2014 от 28.02.2014 ФАС указал, что это производится на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Расчет налога таким образом возможен также в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляются им на всех стадиях осуществления налогового контроля.
То есть, пплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено как на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований, так и на создание дополнительных гарантий прав налогоплательщиков и обеспечение баланса публичных и частных интересов. Поскольку ИП были представлены документы в обоснование понесенных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДФЛ, которые получили оценку УФНС при рассмотрении жалобы налогоплательщика, суду необходимо было проверить и дать оценку правомерности непринятия управлением части документов в качестве надлежащих доказательств понесенных расходов, а не формально ссылаться на неприменение налоговым органом положений НК РФ, которые содержат перечень условий, при наличии которых возможно применение указанной нормы права для определения суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему расчетным путем.
Карточка расчетов с бюджетом не подтверждает наличие, либо отсутствие переплаты по налогу
ФАС Дальневосточного округа подтвердил, что сумма переплаты не может быть подтверждена исключительно данными карточки расчетов с бюджетом по НДС. В Постановлении № Ф03-393/2014 от 27.02.2014 суд указал, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия.
Обстоятельства дела, установленные судами на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, свидетельствуют о недоказанности налоговым органом факта недоимки по НДС на дату вынесения решения об отказе в проведении зачета с учетом налоговых обязательств предпринимателя; при осуществлении своей деятельности, связанной с контролем правильности и полноты налоговых обязательств ИП, инспекцией не были учтены выводы всех вступивших в законную силу судебных актов между этими сторонами. При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что основанием для вынесения оспариваемого решения являются сведения, внесенные в справку налогового органа; при составлении указанной справки учитывались сведения, внесенные в другую справку. С учетом установленных конкретных обстоятельств, а также принимая во внимание, что карточка расчетов с бюджетом по НДС не является документом, который бесспорно подтверждает наличие или отсутствие переплаты по НДС, суды пришли к правильному выводу о незаконности решения инспекции, признав оспариваемый ненормативный акт недействительным.
Налогоплательщик самостоятельно определяет срок полезного использования амортизируемого имущества
Об этом заявил ФАС Центрального округа, подтвердив, что определение срока полезного использования амортизируемого имущества (в данном случае, самолетов) является прерогативой самого налогоплательщика. Инспекция считает, что срок полезного использования (12 лет) установлен налогоплательщиком без документального обоснования, в частности, без учета того, что приобретенные обществом самолеты переданы в лизинг сроком на 15 лет, что предполагает возможность их использования лизингополучателем по целевому назначению в течение всего срока действия договора. В Постановлении № А14-19728/2012 от 25.02.2014 ФАС отметил, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, самолеты и вертолеты (код ОКОФ 15 3531020) включены в шестую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). Таким образом, исходя из совокупного анализа приведенных правовых норм следует, что срок полезного использования самолетов, отнесенных к шестой амортизационной группе, определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в пределах установленных для данной амортизационной группы сроков (свыше 10 лет и до 15 лет включительно).
Налоговое требование в обязательном порядке должно содержать исчерпывающие данные об основаниях начисления недоимки пени
Об этом заявил ФАС Поволжского округа, признав, что требования об уплате налога должны содержать указания на установленный законодательством срок уплаты того или иного налога, а также в них указываются сведения о датах, с которых производится начисление пеней. В Постановлении № А65-13486/2013 от 11.02.2014 ФАС указал, что в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пеней признается установленная законом денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Налогоплательщик вправе представлять в суд документы, не рассмотренные в ходе налоговой проверки
На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Московского округа, признав несостоятельным довод инспекции о том, что справка налогоплательщика, полученная после окончания налоговой проверки, не может являться допустимым доказательством, обосновывающим применение пониженной ставки земельного налога. В Постановлении № А41-6751/13 от 26.02.2014 ФАС разъяснил, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ. Налоговые ставки для земельного налога не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Общество в рамках судопроизводства в арбитражном суде, во всяком случае, не может быть лишен права представлять документы, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, суд обязан исследовать соответствующие документы. Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу, что налоговым органом при проведении налоговой проверки и при рассмотрении дела не собрано и не представлено доказательств неиспользования налогоплательщиком спорного земельного участка по целевому назначению с учетом того, что бремя доказывания в рассматриваемом случае возлагается на налоговый орган. В то же время общество представленными в материалы дела документами подтвердило использование спорного земельного участка для сельскохозяйственных целей и, как следствие, возможность применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента. Таким образом, суды обоснованно сделали вывод о правомерном применении заявителем налоговой ставки 0,3 процента при исчислении земельного налога в отношении спорного земельного участка, и незаконности решения инспекции.
Действия налогоплательщика всегда предполагаются экономически обоснованными
ФАС Поволжского округа признал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к налоговой ответственности и начисления пени, поскольку неполная уплата налога в бюджет имела место не в результате виновных действий общества, а в результате действий самого налогового органа. В Постановлении № А65-23528/2012 от 25.02.2014 ФАС указал, что законодательство о налогах и сборах исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности, налоговых вычетов при исчислении НДС, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных НК РФ, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и противоречивы.
Налоговый орган не представил доказательства того, что сведения, содержащиеся в представленных обществом документах, являются неполными, недостоверными либо противоречивыми. Ни одно обстоятельство, наличие которого закон рассматривает как признак получения необоснованной налоговой выгоды, налоговым органом по совершенной заявителем сделке не установлено и не доказано. Так, налоговым органом не опровергнуто, что совершенная обществом операция для целей налогообложения учтена обществом в полном соответствии с действительным экономическим смыслом этой операции. Также налоговым органом не опровергнут факт того, что сделка по приобретению обществом недвижимости носит реальный характер и осуществлена в связи с реальной предпринимательской или иной экономической деятельностью. Не представлено доказательств отсутствия факта получения продавцом денежных средств в оплату проданной недвижимости, учет продавцом полученных от реализации денежных средств при налогообложении, осуществление продавцом недвижимости реальной хозяйственной деятельности. Следовательно, принятое инспекцией решение не соответствует закону.
Возврат излишне уплаченного налога производится только после зачета
ФАС Дальневосточного округа подтвердил, что возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения недоимки. В Постановлении № Ф03-340/2014 от 28.02.2014 ФАС указал, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего; если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога. Учитывая, что доказательств излишнего удержания сумм налога из доходов работников общества судами не установлено, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у общества прав на возврат из бюджета налога на доходы физических лиц.
Налогоплательщик в целях получения налоговой выгоды обязан подтвердить обоснованность цен при заключении сделок
Об этом заявил ФАС Восточно-Сибирского округа, пояснив, что обоснованность цен при заключении сделок с контрагентами следует доказывать в случае непроявления налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе деловых партнеров. В ФАС указал, Постановлении № А33-19993/2011 от 28.02.2014 что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если суд придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции. Определение размера налоговых обязательств при наличии сомнений в обоснованности налоговой выгоды должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла. Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль.
Следовательно, при принятии инспекцией решения, в котором была установлена недостоверность представленных обществом документов и содержались предположения о наличии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам. При этом в случае, когда налоговый орган установил непроявление налогоплательщиком необходимой степени осмотрительности при выборе контрагента, именно на налогоплательщика возлагается обязанность доказать рыночность цен, примененных по оспариваемым сделкам. В свою очередь налоговый орган, не соглашаясь с размером расходов, учтенных налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль по рассматриваемым хозяйственным операциям, не лишен возможности опровергнуть представленный налогоплательщиком расчет, обосновав несоответствие таких цен рыночным и, как следствие, завышение соответствующих расходов.
В целях получения налоговой выгоды налогоплательщик обязан обосновать необходимость заключения договора с конкретным контрагентом
ФАС Поволжского округа пояснил, что оценка добросовестности налогоплательщика при получении налоговых выгод предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели, то есть возможность получения налоговых выгод предполагает наличие реального осуществления хозяйственных операций. В Постановлении № А57-9047/2013 от 25.02.2014 суд отметил, что в целях подтверждения обоснованности налоговой выгоды должна быть установлена их объективная предметная взаимосвязь с фактами и результатами реальной предпринимательской и иной экономической деятельности, что служит основанием для вывода о достоверности представленных документов. В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод (в том числе через уменьшение налоговых баз включением необоснованных расходов и применением вычетов по налогу на добавленную стоимость).
В рассматриваемом случае суды при оценке сделки оценили экономическую целесообразность именно с позиции получения обоснованной налоговой выгоды. Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, явилось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Необходимость заключения договора именно с данным контрагентом или документов, подтверждающих существование реальных хозяйственных отношений с указанным контрагентом (переписка, телефонограммы и др.), налогоплательщик не представил. Доказательств проявления должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента в материалах дела также не имеется, представленные налогоплательщиком документы не подтверждают факт осуществления реальных хозяйственных операций в спорных суммах. Поэтому доначисление оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафных санкций инспекцией произведено правомерно.
Принятие обеспечительных мер препятствует лишь взысканию недоимки во внесудебном порядке
Об этом заявил ФАС Центрального округа в Постановлении № А48-1895/2013 от 27.02.2014, отклонив довод об обратном. Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленное требование, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом не утрачена возможность взыскания задолженности по вышеуказанным налогам, пени и штрафным санкциям; срок взыскания, установленный статьями 46 - 48 НК РФ, не пропущен. ФАС посчитал данный вывод ошибочным, указав, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В том случае, когда суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил ответчику производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленный 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, в связи с тем, что в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий. Таким образом, указанная норма не подлежит применению, поскольку принятие обеспечительных мер приостанавливает течение 60-дневный срок только на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке и не препятствует обращению в суд с соответствующим иском, однако суд не учел положения приведенной нормы при определении срока подачи налоговым органом заявления в суд. При таком положении кассационная коллегия считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Обращение взыскания на имущество налогоплательщика должно быть обосновано
Об этом заявил ФАС Дальневосточного округа, пояснив, что законодательство предусматривает возможность сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика лишь в исключительных случаях. В Постановлении № Ф03-480/2014 от 28.02.2014 суд отметил, что до принятия решения о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика налоговый орган должен принять все меры, направленные на взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и лишь в случае невозможности взыскания взыскать ее за счет имущества. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение 60 дней с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика. При невыполнении одного из указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований.
Между тем, если в период, установленный для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств, ведется исполнительное производство по взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика, налоговый орган вправе в указанный срок сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, если исполнительное производство не было окончено. Судами установлено, что на момент вынесения решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика налоговый орган располагал информацией о возбужденных в отношении предпринимателя исполнительных производствах и о том, что заявитель не имел достаточных денежных средств на счетах в банках, в связи с чем погасить задолженность в рамках процедуры взыскания за счет денежных средств не представлялось возможным. При таких обстоятельствах вывод судов о соблюдении инспекцией порядка принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням, штрафам является правильным, в связи с чем предпринимателю обоснованно отказано в признании оспариваемого решения недействительным.
Дополнительные проверочные мероприятия возможны лишь при обнаружении в документации ошибок и неточностей
ФАС Центрального округа подтвердил, что поскольку представленные обществом документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям и подтверждают правомерность заявленных спорных налоговых вычетов, у инспекции не было оснований для проведения дополнительных контрольных мероприятий. В Постановлении № А14-6965/2013 от 27.02.2014 суд отметил, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено. Лишь в случае, когда камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган вправе потребовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Представление обществом вместе с декларацией всех необходимых документов, предусмотренных ст. 172 НК РФ, о также отсутствие ошибок и (или) противоречий в представленных декларации и документах налоговым органом не отрицается. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения иных мероприятий налогового контроля, которые были проведены налоговым органом (встречные проверки контрагентов общества и третьих лиц, допрос свидетелей, истребование документов из иных налоговых органов, осмотры мест деятельности контрагентов). Доказательства, полученные налоговым органом в результате проведения таких мероприятий, не могут быть положены в основу принимаемых налоговым органом решений и не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу. Доводы кассационной жалобы в этой части основаны на расширительном толковании налоговым органом своих полномочий, определенных ст. 88 НК РФ. Такое толкование налоговым органом примененной судами нормы права суд кассационной инстанции находит ошибочным.
Начать дискуссию